Оперативно-розыскная деятельность по ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Оперативно‑розыскная деятельность — это вид деятельности, осу­ ществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями го­ сударственных органов, уполномоченных на то Федеральным зако­ ном от 12 августа 1995 г. № 144­ФЗ «Об оперативно­розыскной дея­ тельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно­розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоро­ вья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспече­ ния безопасности общества и государства от преступных посяга­ тельств.

Задачами оперативно­розыскной деятельности являются:

1. выявле­ ние, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2. осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

3. добывание инфор­ мации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности страны; установление имущества, под­ лежащего конфискации.

Оперативно­розыскная деятельность осно­ вывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на прин­ ципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

При осуществлении оперативно­розыскной деятельности прово­ дятся следующие оперативно­розыскные мероприятия:

опрос, наве­ дение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, про­ верочная закупка, исследование предметов и документов, наблюде­ ние, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослуши­ вание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, 308 Раздел VI. Охрана и защита безопасности личности, общества и государства оперативный эксперимент. Этот переченьоперативно­розыскных мероприятий является исчерпывающим и может бытьизменен или дополнен только федеральным законом.

Право осуществлятьоперативно­розыскную деятельностьна тер­ ритории РФ предоставляется федеральным законом оперативным подразделениям органов внутренних дел, органов федеральной служ­ бы безопасности, федеральных органов государственной охраны, ор­ ганов пограничной службы, таможенных, налоговых органов, службы внешней разведки, органов уголовно­исполнительной системы Мин­ юста России. Ведомственный контрольза оперативно­розыскной деятельностью осуществляют руководители этих органов, а прокурор­ ский надзор за соблюдением законодательства об оперативно­розыск­ ной деятельности — Генеральный прокурор и уполномоченные им прокуроры.

67. Частная детективная и охранная деятельность по ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».

Частная детективная и охранная деятельность в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487­I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юри­ дическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) ор­ ганов внутренних дел организациями и индивидуальными предпри­ нимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиен­ тов. Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны. Предоставление лицензий на осуществление частной детективной деятельности и (или) на осуществление частной охран­ ной деятельности производится органами внутренних дел. Лицензия предоставляется сроком на пятьлет и действительна на всей террито­ рии РФ. На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус ра­ ботников правоохранительных органов, не распространяется. Граж­ дане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлятькакие­либо оперативно­розыскные действия, отнесен­ ные законом к исключительной компетенции органов, которым такое право предоставлено

Система и компетенция органов государственного руководства военной организацией государства и управления Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями по ФЗ от 31.05.1996 г. «Об обороне».

Закон «Об обороне», закрепляя основы и организацию оборо­ ны РФ, определяет полномочия Президента РФ, федеральных орга­ нов государственной власти, функции органов государственной вла­ сти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в дан­ ной области. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Воору­ женными Силами РФ, определяет основные направления военной политики РФ, утверждает военную доктрину РФ, План обороны РФ и Положение о военном планировании в РФ, руководит Вооружен­ ными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

В случаях агрессии, ее угрозах или вооруженных кон­ фликтах, направленных против России, Президент РФ объявляет об­ щую или частичную мобилизацию, вводит на территории государства или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлитель­ ным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Ду­ ме, отдает приказ о ведении военных действий. Президент РФ осуществляет также ряд других полномочий, свя­ занных со строительством, развитием, планированием применения Вооруженных Сил, с созданием мобилизационных людских резервов и экономических ресурсов и т. п., в которых важное место занимает Главное управление специальных программ Президента Российской Феде‑ рации (ГУСП) — федеральный орган исполнительной власти (феде­ ральное агентство), осуществляющий функции по обеспечению ис­ полнения Президентом РФ полномочий в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ.

В соответствии со ст. 32 Закона о Правительстве РФ Прези­ дент РФ руководит деятельностью Минобороны России, утверждает положения о министерстве, Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ и федеральных органах исполнительной власти, уполномо­ ченных в области управления другими войсками, воинскими форми­ рованиями и органами. Полномочия высшего законодательного органа — Федерального Собрания РФ в области обороны распределены между палатами пар­ ламента. По вопросам обороны Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, установленные принятыми Государственной Думой феде­ ральными законами о федеральном бюджете, и другие федеральные законы в области обороны; утверждает указы Президента РФ о введе­ нии военного и чрезвычайного положения на территории России или в отдельных ее местностях, а также о привлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению; решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил за предела­ ми территории РФ. Государственная Дума рассматривает расходы на оборону, устанав­ ливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; прини­ мает федеральные законы в области обороны. На Правительство РФ возлагается ответственностьза состояние Вооруженных Сил — их оснащение оружием и военной техникой, выполнение планов и государственных программ развития вооруже­ ния, а также за подготовку граждан по военно­учебным специально­ стям. Правительство организует разработку и выполнение мобилиза­ ционных планов и заданий, принимает другие меры по обеспечению готовности страны, ее тыла и органов управления к обороне (ст. 6 За­ кона «Об обороне»). Отраслевым органом государственного управления вооруженными силами является Минобороны России, осуществляющее непосредст­ венное управление вооруженными силами. Отрасльво главе с Мин­ обороны России в организационном отношении состоит из органов 316 Раздел VI. Охрана и защита безопасности личности, общества и государства управления, объединений, соединений, воинских частей, учрежде­ ний, военных образовательных учреждений. Минобороны России относится к федеральным органам исполни­ тельной власти, осуществляющим полномочия по вопросам исклю­ чительного ведения РФ. Полномочия Минобороны России включают все необходимые действия по управлению вооруженными силами: выработку и реализацию государственной политики и нормативно­ правовое регулирование в области обороны; управление и распоряже­ ние имуществом вооруженных сил; координацию и контрольдея­ тельности подведомственных федеральных служб и федеральных агентств и т. д. Полномочия Минобороны России реализуются через Генераль­ ный штаб Вооруженных Сил РФ — центральный орган военного управления Минобороны России и основной орган оперативного управления Вооруженными Силами, а также через отраслевые, функ­ циональные, территориальные структурные подразделения (главные управления и управления, главные командования и командования, службы, военные округа).

Наши рекомендации