Оперативно-розыскная деятельность по ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Оперативно‑розыскная деятельность — это вид деятельности, осу ществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями го сударственных органов, уполномоченных на то Федеральным зако ном от 12 августа 1995 г. № 144ФЗ «Об оперативнорозыскной дея тельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативнорозыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоро вья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспече ния безопасности общества и государства от преступных посяга тельств.
Задачами оперативнорозыскной деятельности являются:
1. выявле ние, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
2. осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
3. добывание инфор мации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности страны; установление имущества, под лежащего конфискации.
Оперативнорозыскная деятельность осно вывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на прин ципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.
При осуществлении оперативнорозыскной деятельности прово дятся следующие оперативнорозыскные мероприятия:
опрос, наве дение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, про верочная закупка, исследование предметов и документов, наблюде ние, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослуши вание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, 308 Раздел VI. Охрана и защита безопасности личности, общества и государства оперативный эксперимент. Этот переченьоперативнорозыскных мероприятий является исчерпывающим и может бытьизменен или дополнен только федеральным законом.
Право осуществлятьоперативнорозыскную деятельностьна тер ритории РФ предоставляется федеральным законом оперативным подразделениям органов внутренних дел, органов федеральной служ бы безопасности, федеральных органов государственной охраны, ор ганов пограничной службы, таможенных, налоговых органов, службы внешней разведки, органов уголовноисполнительной системы Мин юста России. Ведомственный контрольза оперативнорозыскной деятельностью осуществляют руководители этих органов, а прокурор ский надзор за соблюдением законодательства об оперативнорозыск ной деятельности — Генеральный прокурор и уполномоченные им прокуроры.
67. Частная детективная и охранная деятельность по ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».
Частная детективная и охранная деятельность в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юри дическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) ор ганов внутренних дел организациями и индивидуальными предпри нимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиен тов. Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны. Предоставление лицензий на осуществление частной детективной деятельности и (или) на осуществление частной охран ной деятельности производится органами внутренних дел. Лицензия предоставляется сроком на пятьлет и действительна на всей террито рии РФ. На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус ра ботников правоохранительных органов, не распространяется. Граж дане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлятькакиелибо оперативнорозыскные действия, отнесен ные законом к исключительной компетенции органов, которым такое право предоставлено
Система и компетенция органов государственного руководства военной организацией государства и управления Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями по ФЗ от 31.05.1996 г. «Об обороне».
Закон «Об обороне», закрепляя основы и организацию оборо ны РФ, определяет полномочия Президента РФ, федеральных орга нов государственной власти, функции органов государственной вла сти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в дан ной области. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Воору женными Силами РФ, определяет основные направления военной политики РФ, утверждает военную доктрину РФ, План обороны РФ и Положение о военном планировании в РФ, руководит Вооружен ными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
В случаях агрессии, ее угрозах или вооруженных кон фликтах, направленных против России, Президент РФ объявляет об щую или частичную мобилизацию, вводит на территории государства или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлитель ным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Ду ме, отдает приказ о ведении военных действий. Президент РФ осуществляет также ряд других полномочий, свя занных со строительством, развитием, планированием применения Вооруженных Сил, с созданием мобилизационных людских резервов и экономических ресурсов и т. п., в которых важное место занимает Главное управление специальных программ Президента Российской Феде‑ рации (ГУСП) — федеральный орган исполнительной власти (феде ральное агентство), осуществляющий функции по обеспечению ис полнения Президентом РФ полномочий в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ.
В соответствии со ст. 32 Закона о Правительстве РФ Прези дент РФ руководит деятельностью Минобороны России, утверждает положения о министерстве, Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ и федеральных органах исполнительной власти, уполномо ченных в области управления другими войсками, воинскими форми рованиями и органами. Полномочия высшего законодательного органа — Федерального Собрания РФ в области обороны распределены между палатами пар ламента. По вопросам обороны Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, установленные принятыми Государственной Думой феде ральными законами о федеральном бюджете, и другие федеральные законы в области обороны; утверждает указы Президента РФ о введе нии военного и чрезвычайного положения на территории России или в отдельных ее местностях, а также о привлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению; решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил за предела ми территории РФ. Государственная Дума рассматривает расходы на оборону, устанав ливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; прини мает федеральные законы в области обороны. На Правительство РФ возлагается ответственностьза состояние Вооруженных Сил — их оснащение оружием и военной техникой, выполнение планов и государственных программ развития вооруже ния, а также за подготовку граждан по военноучебным специально стям. Правительство организует разработку и выполнение мобилиза ционных планов и заданий, принимает другие меры по обеспечению готовности страны, ее тыла и органов управления к обороне (ст. 6 За кона «Об обороне»). Отраслевым органом государственного управления вооруженными силами является Минобороны России, осуществляющее непосредст венное управление вооруженными силами. Отрасльво главе с Мин обороны России в организационном отношении состоит из органов 316 Раздел VI. Охрана и защита безопасности личности, общества и государства управления, объединений, соединений, воинских частей, учрежде ний, военных образовательных учреждений. Минобороны России относится к федеральным органам исполни тельной власти, осуществляющим полномочия по вопросам исклю чительного ведения РФ. Полномочия Минобороны России включают все необходимые действия по управлению вооруженными силами: выработку и реализацию государственной политики и нормативно правовое регулирование в области обороны; управление и распоряже ние имуществом вооруженных сил; координацию и контрольдея тельности подведомственных федеральных служб и федеральных агентств и т. д. Полномочия Минобороны России реализуются через Генераль ный штаб Вооруженных Сил РФ — центральный орган военного управления Минобороны России и основной орган оперативного управления Вооруженными Силами, а также через отраслевые, функ циональные, территориальные структурные подразделения (главные управления и управления, главные командования и командования, службы, военные округа).