Понятие и виды безопасности, силы и средства ее обеспечения по ФЗ от 28 декабря 2010 г.«О безопасности».

В широком смысле система обеспечения безопасности РФ — это совокупностьорганов, сил и средств обеспечения национальной безопасности. Система обеспечения безопасности РФ состоит из го­ сударственного и негосударственного компонента.

К государственной составляющей системы безопасности РФ отно­ сятся органы государственной власти, осуществляющие в соответст­ вии с Конституцией РФ и федеральным законодательством меры правового, организационного, экономического, политического, во­ енного и иного характера, направленные на обеспечение безопасно­ сти личности, общества и государства. В систему органов государственной власти по обеспечению безо­ пасности РФ входят в пределах своих полномочий Президент РФ, Совет Безопасности РФ, Федеральное Собрание РФ, судебные орга­ ны, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ. Общее руководство и координацию деятельности по обеспечению национальной безопасности обеспечивает Президент РФ, который формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, определяя основ­ ные направления государственной политики в области обеспечения безопасности. В пределах своих конституционных полномочий Пре­ зидент РФ принимает нормативные и иные правовые акты в области обеспечения безопасности; устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых он осуществляет; при возникно­ вении внутренних угроз национальной безопасности Президент РФ вправе вводитьчрезвычайное положение на территории РФ или ее отдельных местностях с незамедлительным сообщением об этом Со­ вету Федерации и Государственной Думе; в случае военной угрозы или агрессии против РФ — военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; осуществляет иные полномочия как Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами РФ. Кроме того, Президент РФ принимает в соответствии с федеральным законодательством решение о примене­ нии специальных экономических мер в целях обеспечения безопас­ ности; мер по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму; решает во­ просы, связанные с обеспечением защиты государственной тайны; осуществляет иные возложенные на него Конституцией РФ и феде­ ральным законодательством полномочия в области обеспечения безо­ пасности. Совет Безопасности РФ является конституционным совещатель­ ным органом, на который возложена подготовка решений Президен­ та РФ по вопросам обеспечения безопасности. Деятельность Совета Безопасности осуществляется в форме заседаний и совещаний.

Ос­ новными функциями Совета Безопасности являются: рассмотрение вопросов обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно­технического со­ трудничества РФ с иностранными государствами, иных вопросов, связанных с защитой конституционного строя, суверенитета, незави­ симости и территориальной целостности РФ, а также вопросов меж­ дународного сотрудничества в области обеспечения безопасности; анализ информации о реализации основных направлений государст­ венной политики в области обеспечения безопасности, о социально­ политической и об экономической ситуации в стране, о соблюдении прав и свобод человека и гражданина; разработка и уточнение страте­ гии национальной безопасности РФ, иных концептуальных и доктри­ нальных документов, а также критериев и показателей обеспечения национальной безопасности; осуществление стратегического плани­ рования в области обеспечения безопасности; рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов РФ по вопро­ сам, отнесенным к ведению Совета Безопасности; подготовка проек­ тов нормативных правовых актов Президента РФ по вопросам обес­ печения безопасности и осуществления контроля деятельности феде­ ральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности; организация работы по подготовке федеральных про­ грамм в области обеспечения безопасности и осуществление контро­ ля за их реализацией; организация научных исследований по вопро­ сам, отнесенным к ведению Совета Безопасности. Президент РФ мо­ жет возложитьна Совет Безопасности иные функции в соответствии с федеральным законодательством. Федеральное Собрание РФ формирует законодательную базу РФ в области обеспечения безопасности путем рассмотрения и принятия федеральных законов; также утверждает указы Президента РФ о вве­ дении чрезвычайного или военного положения на территории госу­ дарства или в его отдельных местностях. Судебные органы РФ осуществляют правосудие по делам о преступ­ лениях, посягающих на безопасностьличности, общества и государ­ 300 Раздел VI. Охрана и защита безопасности личности, общества и государства ства; обеспечивают судебную защиту физических лиц и организаций, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности. Правительство РФ участвует в определении основных направле­ ний государственной политики в области обеспечения безопасности; формирует федеральные целевые программы в области обеспечения безопасности и обеспечивает их реализацию; устанавливает компе­ тенцию федеральных органов исполнительной власти в области обес­ печения безопасности, руководство деятельностью которых оно осу­ ществляет; организует обеспечение федеральных органов исполни­ тельной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления средствами и ресурсами, необхо­ димыми для выполнения задач в области обеспечения безопасности; осуществляет иные полномочия в области безопасности, возложен­ ные на него федеральным законодательством. Федеральные органы исполнительной власти через систему феде­ ральных министерств и ведомств исполняют федеральное законода­ тельство, решения Президента РФ и Правительства РФ в области обеспечения безопасности. Кроме того, на основе действующего за­ конодательства федеральные министерства и иные федеральные ор­ ганы исполнительной власти в пределах своей компетенции обеспе­ чивают реализацию федеральных программ в области безопасности, а также разрабатывают внутриведомственные нормативные правовые акты по ее обеспечению.

Специальные силы обеспечения безопасности включают в себя:Воо­ руженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутрен­ них дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов зако­ нодательной, исполнительной, судебной властей и их высших долж­ ностных лиц, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; пограничные вой­ ска. Органы государственной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции также обеспечивают исполнение законодательства РФ в области безопасности.

Негосударственный компонент обеспечения безопасности представ­ лен органами местного самоуправления, общественными объедине­ ниями и иными негосударственными организациями, в том числе частными детективными и охранными агентствами, субъектами средств массовой информации, функционирование которых способ­ но влиятьна формирование государственной политики по обеспече­ нию национальной безопасности.

Средства обеспечения национальной безопасности— это техно­ логии, а также технические, программные, лингвистические, право­ вые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безо­ пасности для сбора, формирования, обработки, передачи или при­ ема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению. Организационно­правовыми средствами обеспе‑ чения различных видов безопасности являются:

1) особые правовые режимы жизнедеятельности населения территорий и объектов (ре­ жимы чрезвычайного положения, военного положения, режим ЗАТО;

2) определенный государственный порядок и правила реали­ зации особо значимых и потенциально небезопасных для общества и государства прав и свобод граждан (правила охраны государствен­ ной и служебной тайны, государственный порядок гражданского оборота оружия и боеприпасов к нему, государственное регулирова­ ние въезда в страну и выезда из страны граждан, паспортная система и регистрационный учет по месту пребывания и месту жительства граждан, установленный порядок организации и проведения митин­ гов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, государст­ венная регистрационная и лицензионная системы и т. д.);

3) специ­ альные предметно­функциональные виды государственной и негосу­ дарственной деятельности (оперативно­розыскная деятельность, частная детективная и охранная деятельность). Перечисленные орга­ низационно­правовые средства обеспечения безопасности гаранти­ руют комплексную системную охрану и защиту всех видов безопас­ ности.

Наши рекомендации