Понятие и виды безопасности, силы и средства ее обеспечения по ФЗ от 28 декабря 2010 г.«О безопасности».
В широком смысле система обеспечения безопасности РФ — это совокупностьорганов, сил и средств обеспечения национальной безопасности. Система обеспечения безопасности РФ состоит из го сударственного и негосударственного компонента.
К государственной составляющей системы безопасности РФ отно сятся органы государственной власти, осуществляющие в соответст вии с Конституцией РФ и федеральным законодательством меры правового, организационного, экономического, политического, во енного и иного характера, направленные на обеспечение безопасно сти личности, общества и государства. В систему органов государственной власти по обеспечению безо пасности РФ входят в пределах своих полномочий Президент РФ, Совет Безопасности РФ, Федеральное Собрание РФ, судебные орга ны, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ. Общее руководство и координацию деятельности по обеспечению национальной безопасности обеспечивает Президент РФ, который формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, определяя основ ные направления государственной политики в области обеспечения безопасности. В пределах своих конституционных полномочий Пре зидент РФ принимает нормативные и иные правовые акты в области обеспечения безопасности; устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых он осуществляет; при возникно вении внутренних угроз национальной безопасности Президент РФ вправе вводитьчрезвычайное положение на территории РФ или ее отдельных местностях с незамедлительным сообщением об этом Со вету Федерации и Государственной Думе; в случае военной угрозы или агрессии против РФ — военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; осуществляет иные полномочия как Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами РФ. Кроме того, Президент РФ принимает в соответствии с федеральным законодательством решение о примене нии специальных экономических мер в целях обеспечения безопас ности; мер по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму; решает во просы, связанные с обеспечением защиты государственной тайны; осуществляет иные возложенные на него Конституцией РФ и феде ральным законодательством полномочия в области обеспечения безо пасности. Совет Безопасности РФ является конституционным совещатель ным органом, на который возложена подготовка решений Президен та РФ по вопросам обеспечения безопасности. Деятельность Совета Безопасности осуществляется в форме заседаний и совещаний.
Ос новными функциями Совета Безопасности являются: рассмотрение вопросов обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военнотехнического со трудничества РФ с иностранными государствами, иных вопросов, связанных с защитой конституционного строя, суверенитета, незави симости и территориальной целостности РФ, а также вопросов меж дународного сотрудничества в области обеспечения безопасности; анализ информации о реализации основных направлений государст венной политики в области обеспечения безопасности, о социально политической и об экономической ситуации в стране, о соблюдении прав и свобод человека и гражданина; разработка и уточнение страте гии национальной безопасности РФ, иных концептуальных и доктри нальных документов, а также критериев и показателей обеспечения национальной безопасности; осуществление стратегического плани рования в области обеспечения безопасности; рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов РФ по вопро сам, отнесенным к ведению Совета Безопасности; подготовка проек тов нормативных правовых актов Президента РФ по вопросам обес печения безопасности и осуществления контроля деятельности феде ральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности; организация работы по подготовке федеральных про грамм в области обеспечения безопасности и осуществление контро ля за их реализацией; организация научных исследований по вопро сам, отнесенным к ведению Совета Безопасности. Президент РФ мо жет возложитьна Совет Безопасности иные функции в соответствии с федеральным законодательством. Федеральное Собрание РФ формирует законодательную базу РФ в области обеспечения безопасности путем рассмотрения и принятия федеральных законов; также утверждает указы Президента РФ о вве дении чрезвычайного или военного положения на территории госу дарства или в его отдельных местностях. Судебные органы РФ осуществляют правосудие по делам о преступ лениях, посягающих на безопасностьличности, общества и государ 300 Раздел VI. Охрана и защита безопасности личности, общества и государства ства; обеспечивают судебную защиту физических лиц и организаций, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности. Правительство РФ участвует в определении основных направле ний государственной политики в области обеспечения безопасности; формирует федеральные целевые программы в области обеспечения безопасности и обеспечивает их реализацию; устанавливает компе тенцию федеральных органов исполнительной власти в области обес печения безопасности, руководство деятельностью которых оно осу ществляет; организует обеспечение федеральных органов исполни тельной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления средствами и ресурсами, необхо димыми для выполнения задач в области обеспечения безопасности; осуществляет иные полномочия в области безопасности, возложен ные на него федеральным законодательством. Федеральные органы исполнительной власти через систему феде ральных министерств и ведомств исполняют федеральное законода тельство, решения Президента РФ и Правительства РФ в области обеспечения безопасности. Кроме того, на основе действующего за конодательства федеральные министерства и иные федеральные ор ганы исполнительной власти в пределах своей компетенции обеспе чивают реализацию федеральных программ в области безопасности, а также разрабатывают внутриведомственные нормативные правовые акты по ее обеспечению.
Специальные силы обеспечения безопасности включают в себя:Воо руженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутрен них дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов зако нодательной, исполнительной, судебной властей и их высших долж ностных лиц, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; пограничные вой ска. Органы государственной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции также обеспечивают исполнение законодательства РФ в области безопасности.
Негосударственный компонент обеспечения безопасности представ лен органами местного самоуправления, общественными объедине ниями и иными негосударственными организациями, в том числе частными детективными и охранными агентствами, субъектами средств массовой информации, функционирование которых способ но влиятьна формирование государственной политики по обеспече нию национальной безопасности.
Средства обеспечения национальной безопасности— это техно логии, а также технические, программные, лингвистические, право вые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безо пасности для сбора, формирования, обработки, передачи или при ема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению. Организационноправовыми средствами обеспе‑ чения различных видов безопасности являются:
1) особые правовые режимы жизнедеятельности населения территорий и объектов (ре жимы чрезвычайного положения, военного положения, режим ЗАТО;
2) определенный государственный порядок и правила реали зации особо значимых и потенциально небезопасных для общества и государства прав и свобод граждан (правила охраны государствен ной и служебной тайны, государственный порядок гражданского оборота оружия и боеприпасов к нему, государственное регулирова ние въезда в страну и выезда из страны граждан, паспортная система и регистрационный учет по месту пребывания и месту жительства граждан, установленный порядок организации и проведения митин гов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, государст венная регистрационная и лицензионная системы и т. д.);
3) специ альные предметнофункциональные виды государственной и негосу дарственной деятельности (оперативнорозыскная деятельность, частная детективная и охранная деятельность). Перечисленные орга низационноправовые средства обеспечения безопасности гаранти руют комплексную системную охрану и защиту всех видов безопас ности.