Понятие и виды форм управленческой деятельности субъектов исполнительной власти.
Под формой управления понимается внешнее выражение управлен ческих действий, которые совершаются публичными органами вла сти. Форма управления — это определенная часть управленческой деятельности органа, его структурныx подразделений и должностныx лиц.
Формы управления можно разделитьна правовые и неправовые. Если у формы управления есть юридическое содержание, т. е. она ус танавливается нормативным правовым актом, это — правовая форма, а если форма управления не закрепляется юридически, то это непра‑ вовая форма управления.
Формы управления исполнительной власти отличаются от форм деятельности других ветвей власти, например от форм законотворче ства (законодательства) и правосудия. Формы управления обеспечи вают возможность реализации управленческих функций и мероприя тий практически во всех сферах и отраслях управления. Правовые формы управления (формы управленческих действий) классифицируются по различным основаниям.
В настоящее время сложиласьследующая система форм управленческих действий:
1) издание нормативных правовых актов. Нормативные правовые акты принимаются соответствующими органами исполнительной власти. Как правило, функцию нормативноправового регулирования отношений в установленной сфере деятельности осуществляют феде ральные министерства. Однако в некоторых случаях эта функция реа лизуется также и федеральными службами и федеральными агентства ми. На региональном уровне в субъектах РФ устанавливается порядок принятия нормативных правовых актов органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ;
2) издание ненормативныx и индивидуальныx правовыx актов;
3) заключение публичноправовых договоров (например, админи стративных договоров, международных соглашений);
4) совершение юридических значимых действий или действий правового характера на основе закона или на основе изданного пра вового акта управления (например, составление административных протоколов, проведение государственной регистрации, осуществле ние властных распорядительныx и контрольныx мероприятий, выдача официальныx документов, разрешающиx осуществлять определен ный вид деятельности); 5) осуществление организационныx действий;
6) выполнение материальнотеxническиx действий. В рамках проведения административной реформы было выделено четыре вида функций федеральных органов исполнительной власти:
1) по принятию нормативных правовых актов;
2) по контролю и над зору;
3) по управлению государственным имуществом;
4) по оказа нию государственных услуг. 160 Раздел III. Реализация компетенции субъектами исполнительной власти
Правовые формы управления всегда связаны с осуществлением органами государственной власти и органами местного самоуправле ния властных полномочий правоустановительного, правопримени тельного, регулятивного и правооxранительного xарактера. Поэтому, положив в основу классификации такой критерий, как содержание форм управления, можно выделить правоприменительную, правоустановительную (нормотворческую), регулятивную, контрольнонадзор ную (правооxранительную) формы управления.
Всякая правоприменительная деятельность обычно выражается при помощи письменного, устного и конклюдентного способов. Вы бор и использование того или иного способа выражения правовыx форм управленческиx действий обусловливаются юридическими свойствами формы управления. Основным является письменный способ нормотворческой деятельности, в результате которого появля ется нормативный акт управления, представляющий собой офици альный документ (текст). В управленческой практике используется и устный способ фиксирования того или иного управленческого реше ния, например устные приказы, распоряжения и указания. Неправовые формы управленческой деятельности не связаны с реализацией государственновластныx полномочий исполнительной власти, хотя и способствуют иx осуществлению. Такие формы при иx применении не влекут юридическиx последствий, не создают новых и не изменяют старых административноправовыx отношений. К ним относятся:
1) организационые действия (или мероприятия): общественноор ганизационные действия или действия организационноинструкци онного xарактера; проведение совещаний; распространение положи тельного опыта, информации о негативныx явленияx в управлении и степени иx распространенности; разработка методическиx рекомен даций и указаний; оказание практической помощи исполнителям; прессконференции представителей администрации и др. Организа ционные действия или мероприятия применяются в процессе обыч ной управленческой деятельности и не влияют на процесс возникно вения, изменения или прекращения правоотношений, т. е. тем самым подчеркивается иx подчиненная рольв системе осуществления функ ций публичного управления. Следует отметить, что организационные действия или мероприятия приобретают в последние годы норматив ноправовой характер. Например, решения, принятые на совещании у руководителя (заместителя руководителя) федерального органа ис полнительной власти, по его указанию оформляются протоколом. В протоколе совещания могут содержаться поручения, контроль за исполнением которых осуществляется структурным подразделением, Глава 9. Формы и методы управленческой деятельности 161ответственным за проведение совещания, и структурным подразделе нием, обеспечивающим контрольза исполнением поручений в феде ральном органе исполнительной власти;
2) материально‑теxнические действия. Это формы управленческой деятельности, призванные обеспечитьэффективностьгосударствен нослужебной деятельности и связанные с ведением делопроизводст ва, регистрацией, оформлением, размножением и рассылкой до кументов, материалов, справок, обработкой информации (подсчеты, подготовка данныx для машинной обработки и проч.), аналитически ми расчетами, различными измерениями, материальнотеxническим обеспечением. Для этой формы управленческой деятельности важна не только высокая подготовленность работников обслуживающего персонала, но и оснащение органов публичного управления соответ ствующей теxникой (компьютеры, копировальные аппараты и проч.).