Понятие и виды источников административного права, проблемы их систематизации.
Источниками административного права являются правовые нор мативные акты органов государственной власти и государственного управления, которые содержат нормы административного права. С точки зрения правовых свойств источников административного права они представляют собой стройный иерархический ряд норма тивных актов следующих разновидностей. Законы.
Это государственные правовые акты, обладающие среди всех источников административного права высшими юридическими свойствами. Они регулируют наиболее общие и наиболее значитель ные отношения, касающиеся предмета административноправового регулирования. К законам относятся:
1) Конституция РФ (Основной закон);
2) федеральные конституционные законы (принимаются по во просам, прямо упомянутым в Конституции РФ);
3) федеральные законы;
4) конституции, уставы (основные законы) субъектов РФ;
5) законы субъектов РФ.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и между‑ народные договоры РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и меж дународные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Примером могут служитьВсеобщая декла рация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.1 , Междуна родный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г.2 и др.
Указы Президента РФ.
По своим правовым свойствам они являют ся подзаконнными актами и должны издаваться на их основе, в их развитие или для восполнения пробелов в законодательном правовом урегулировании соответствующих областей и сфер государственной и общественной жизни .
Нормативные правовые акты Правительства РФ (постановления, распоряжения и другие акты).
Нормативные правовые акты центральных федеральных органов ис‑ полнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ — министерств, ведомств (приказы, постановления, инструкции).
Нормативные правовые акты муниципальных органов (действуют в пределах отдельного муниципального образования).
Акты судебной власти (решения, постановления Конституционно го и Верховного Судов, изменяющие или отменяющие нормы права).
В зависимости от формы источниками административного права являются: конституции, положения, уставы, кодексы, инструкции, правила, регламенты, концепции, реестры.
Принимаемые конституции имеют, как правило, стандартную структуру, включающую преамбулу (здесьзакрепляются ее цели, ис торические условия принятия, руководящие начала государственной политики), основную часть(содержит нормы об основах конституци онного строя, о правах и свободах человека и гражданина, о системе и структуре государственных органов и органов местного самоуправле ния, о государственной символике, о порядке изменения Конститу ции), заключительные и переходные положения (определяют поря док вступления Конституции в силу).
Среди положений можно выделитьтак называемые органические и предметные положения. Первые регламентируют компетенцию орга на государственного управления (положения о конкретных мини стерствах, ведомствах, структурных подразделениях государственных органов), вторые — определенные группы отношений (например, Положение о представлении гражданами, претендующими на заме щение должностей федеральной государственной службы, и феде ральными государственными служащими сведений о доходах, об иму ществе и обязательствах имущественного характера). Уставы представляют собой нормативные акты, регулирующие структуру организации и порядок деятельности субъектов РФ (кроме республик) и юридических лиц (коммерческих и некоммерческих ор ганизаций) либо какуюто отдельную сферу отношений (Устав авто мобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта; Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ; Дисци плинарный устав Вооруженных Сил РФ и т. д.).
Среди кодексов можно выделить КоАП РФ и КАС РФ, регламен тирующие отдельные виды административных производств — произ водство по делам об административных правонарушениях и админи стративное судопроизводство, а также кодексы, в которых вместе с административноправовыми отношениями регулируются отноше ния в других отраслях права — ВдК РФ, ЗК РФ, ЛК РФ, ТК РФ и др.
Инструкции принимаются в дополнение и для разъяснения от дельного ранее принятого акта и закрепляют порядок и способы его реализации.
Нормативные правовые акты в форме правил принимаются с це лью регулирования различных сторон жизни общества. Примерами могут служитьПравила дорожного движения, Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским на земным электрическим транспортом, Правила предоставления ком мунальных услуг собственникам и пользователям помещений в мно гоквартирных домах и жилых домов и т. д. Для обобщенной характеристики этой сложной системы источни ков административного права нередко используется понятие «адми нистративное законодательство».
В настоящее время существует четыре вида систематизации адми нистративного законодательства: кодификация, инкорпорация, хро нологические издания источников административного права и электронные информационноправовые базы данных.
Кодификация как высшая форма систематизации административ ного законодательства предполагает сведение норм в кодексы по раз личным административноправовым институтам. В результате такого упорядочения действующего законодательства перерабатываются или отменяются устаревшие и создаются новые правовые нормы. Старые нормативные правовые акты утрачивают силу, и появляется еди ный — кодекс.
Инкорпорация административного законодательства представляет собой объединение норм административного права по какимлибо критериям в собрания, своды без изменения содержания существую щих нормативных правовых актов. Формой неофициальной инкорпорации административного зако нодательства является издание сборников нормативных актов по раз личным институтам административного права: государственной и му ниципальной службе, административному принуждению, админист ративной ответственности и др.
Хронологическая систематизация административного законода тельства осуществляется в форме официальных периодических изда ний: «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Бюлле тень нормативных актов федеральных органов исполнительной вла сти». Они выходят с определенной периодичностью и публикуют все принимаемые федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств. Кроме того, многие государственные органы и учреждения (Ми нобрнауки России, ФНС России, Банк России и др.) издают свои бюллетени, вестники и другие хронологические издания, публикую щие отраслевые нормативные правовые акты. В субъектах Федерации имеются свои периодические источники публикации региональных нормативных правовых актов.
Электронные информационно‑правовые базы данных (Гарант, Кон сультантПлюс и др.) содержат все существующие виды правовой ин формации, включая акты органов власти, судебную практику, ком ментарии и т. д. Их регулярное пополнение прошедшими юридиче скую обработку документами, высокая поисковая скорость, а также целый ряд аналитических функций делает их незаменимыми в любой юридической работе.