Государственная исполнительная власть и государственное управление как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение).
Государственная власть в Российской Федерации в соответствии со ст. 10 Конституции РФ осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В сущностной характеристике исполнительной власти всегда выделялись, прежде всего, два ключевых момента: власть и исполнение. При этом исполнительная власть рассматривалась в качестве государственной власти, с которой связывают, во‑первых, функционирование особых звеньев государственного аппарата — органов государственного управления и, во‑вторых, прямую направленность деятельности органов государственного управления на обеспечение практической реализации (исполнения) общих норм, устанавливаемых субъектами представительной, президентской и правительственной власти в целях урегулирования различных сторон общественной жизни. Различие между устанавливающей общие нормы
властью и исполнительной властью пролегает в области соотношения решения и исполнения.
К определяющим элементам сущностной характеристики государственной исполнительной власти можно отнести следующие: 1) социальное предназначение исполнительной государственной власти, состоящее в исполнении общих предписаний, т.е. решений представительной, президентской и правительственной власти;
2) реализация исполнительной власти через систему специальных исполнительных органов власти, ранее повсеместно именовавшихся органами государственного управления и сейчас остающимися таковыми по сути, иногда и с сохранением прежнего наименования;
3) волевые импульсы исполнительной власти, проявляющиеся в принятии управленческих решений и организации их исполнения в процессе и в результате осуществления управленческой деятельности как особого и специфического вида государственной деятельности и основной формы реализации исполнительной власти.
Таким образом, управление представляет собой деятельность исполнительной власти, которая осуществляется главным образом в форме управления посредством осуществления многочисленных и разнообразных управленческих действий и процедур. Управление — это исполнительная власть в действии.
3. Характерные особенности и структура государственного управления как вида государственной деятельности (в сфере реализации исполнительной власти).
Государственное управление как основная определяющая форма реализации исполнительной власти и вид государственной деятель ности имеет ряд признаков.
Первыйи главный из них, отражающий суть и социальное предназначение государственного управления, за ключается в практически организующем характере этого вида государ ственной деятельности. Сущностное предназначение государствен ного управления — в желании, умении и способности органов испол нительной власти организовать практическое исполнение общих предписаний и норм федеральных и региональных законов, указов Президента РФ, а также актов руководителей субъектов Федерации.
Второй признак государственного управления — его непрерывный и циклический характер, что обусловлено непрерывностью общественного производства и потребления (в широком смысле). Все другие виды государственной деятельности, связанные с реа лизацией законодательной, судебной, прокурорской и других разно видностей государственной власти, носят прерывистый (дискретный) характер, тогда как государственное управление осуществляется по стоянно, непрерывно. По завершении одного цикла управленческого процесса без какоголибо перерыва начинается, продолжается и за вершается другой.
Третьим признаком государственного управления является испол‑ нительно‑распорядительный характер этого вида государственной деятельности. Этот признак отражает особенности исполнительской деятельности органов государственного управления и их должност ных лиц по практической реализации общих требований и предписа ний законов и актов президентской власти.
Структура государственного управления включает в себя ряд элементов: субъекты, объекты и процесс управления.
Субъектами государственного управления являются физические и юридические лица (организации), которые управляют или участвуют в управлении в качестве субъектов управленческих отношений. Граждане (россияне, иностранцы, лица без гражданства — апатриды) и обще ственные объединения могут выступатьв качестве участников и, следовательно, субъектов управленческих административноправовых отношений с государственными органами исполнительной власти, а государственные органы, их структурные подразделения и служащие как управляющие субъекты в административноправовых отношени ях — друг с другом в любых соотношениях, а также в отношениях с об щественными объединениями и гражданами.
Объектами государственного управления и административноправо вого регулирования могут выступать различные стороны администра тивноправового статуса граждан и их общественных объединений (действия, бездействие, права, обязанности, ответственность), а так же различные стороны деятельности социальнокультурных и иных учреждений, предприятий и их объединений (акционерные общества, холдинговые компании, финансовопромышленные группы, естест венные монополии, ЗАТО и др.). Едиными крупными объектами государственного управления не редко выступают отраслевые и межотраслевые комплексы и ассоциа ции предприятий, учреждений и организаций; отрасли и сферы госу дарственного управления; комплексы взаимосвязанных отраслей и целые их области (например, областьэкономики включает в себя промышленный, строительный, агропромышленный комплексы и комплекс обслуживающих отраслей).Отрасль государственного управ‑ ления представляет собой совокупностьпредприятий, организаций, учреждений однородного социальноэкономического или социально культурного профиля, находящихся в ведении, как правило, мини стерства или другого отраслевого ведомства. Например, отрасльобра зования находится под управлением Минобрнауки России. Сфера же государственного управления — это деятельность специальных органов исполнительной власти, осуществляющих функциональное межот раслевое регулирование в масштабе всех или многих отраслей управ ления. Так, государственная статистика находится в ведении Росста та, техническое регулирование и метрология — в ведении Росстандар та и т. д. Глава 1. Государственное управление 27