Конституционное судопроизводство

Так называется судопроизводство в Конституционном Суде (КС). В КС РФ оно ведется на основании Конституции РФ, Конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» и Регламента Конституционного Суда.

Конституционные (уставные) суды в регионах ведут производство на основе конституций (уставов) регионов и своих регламентов.

Отметим, что в отличие от других судебных систем (общей юрисдикции, судебно-арбитражной) Конституционный Суд РФ и соответствующие суды регионов не образуют единую вертикальную систему: Конституционный Суд РФ не является вышестоящим для региональных, не вправе пересматривать их решения.

Однако предназначение федерального и регионального суда одинаково: оба являются судебными органами конституционного контроля. Это значит, что они призваны обеспечить верховенство Основного закона, т. е. непротиворечие федеральных (региональных) законов и нормативных актов Конституции (Уставу), путем рассмотрения конституционности акта. Судопроизводство в том и другом суде также аналогично.

Основные принципы конституционного судопроизводства такие же, как и производства в других судах, — независимость, гласность, состязательность и пр.

Конституционные (Уставные) суды не вправе рассматривать дела по своей инициативе, а только по обращению органа (лица), имеющего право обращаться по данной категории дел.

Разбирая вопрос о соответствии закона или иного акта Конституции (т. е. конституционность акта), суд определяет его соответствие по форме, процедуре принятия ит . п. Другими словами, Суд решает вопросы права и не рассматривает политические проблемы, не исследует фактических обстоятельств (если такое исследование находится в компетенции других органов). Например, Конституционный Суд РФ рассматривал обращение группы журналистов с просьбой признать неконституционным одно из положений закона о выборах в Государственную Думу. Это положение объявляло предвыборной агитацией любую информацию о деятельности кандидатов в депутаты. Такой подход фактически означал запрет на информацию. Конституционный суд исследовал только конституционность данной части закона, т. е. соответствие статье Конституции о свободе информации, не затрагивая при этом общественно-политические аспекты. Суд признал оспариваемые положения закона противоречащими Конституции РФ. Журналисты вновь обрели право на распространение, а граждане — на получение информации.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Право на обращение в Конституционный Суд РФ установлено в Конституции РФ в зависимости от характера вопроса, подлежащего разрешению. Так, по вопросу о соответствии Конституции (т. е. конституционности) законов или иных актов, принятых органами власти Федерации и регионов, о разграничении полномочий между этими органами вправе обращаться только высшие органы власти Федерации и регионов. По вопросу толкования Конституции РФ —высшие органы законодательной и исполнительной власти Федерации и органы законодательной власти регионов.

Граждане и судыимеют право обращаться в Конституционный Суд РФ для проверки конституционности только закона, уже примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Причем граждане имеют это право только в том случае, если применение ревизуемого закона нарушает их конституционные права и свободы.

Так, гражданин 3. Р. Шенгелая обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой на правила Исправительно-трудового кодекса, ограничивающие свидания осужденных. Суд дал новое толкование оспариваемых норм. В частности, разъяснено, что указанные ограничения свиданий не могут распространяться на свидания с адвокатом, ибо это противоречило бы статье 48 Конституции, гарантирующей каждому право на квалифицированную юридическую помощь. Свидания с адвокатами, разъяснил суд, регулируются другими законами, разрешающими заключенным под стражу встречаться с адвокатами без ограничения частоты и продолжительности встреч. Значение этого Постановления от 26.12.03 г. можно правильно оценить, если учесть, что по данным «Российской газеты» (от 14.01.04 г.) в исправительных колониях находится почти 700 тысяч человек, в воспитательных колониях — более 16 тысяч, в следственных изоляторах и тюрьмах — 150 тысяч. И данное постановление важно для каждого из них.
ОСНОВНЫЕ СТАДИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
1.Обращение в Суд. Оно должно соответствовать Закону «О Конституционном Суде РФ» , содержащему как общие требования, так и специфические по каждой категории дел.

2. Предварительное рассмотрение обращения секретариатом. В случае несоответствия обращения установленным требованиям оно возвращается.

3. Предварительное рассмотрение обращения судьями. Один или несколько судей составляют заключение о юридических основаниях для рассмотрения в КС, которое обсуждается на пленарном заседании. Там и решается, принимается обращение к рассмотрению либо нет.

4. Назначение и подготовка дела к слушанию и назначение судьи-докладчика происходит на пленарном заседании. Судья-докладчик проводит анализ дела, готовит проект решения.

5. Судебное разбирательство аналогично разбирательствам в других судах, только уровень обсуждения иной: достаточно сказать, что представителями сторон, кроме руководителей и адвокатов, могут быть только кандидаты и доктора юридических наук...

Итоговое решение выносится в форме Постановления. Оно принимается в совещательной комнате после обсуждения, открытым голосованием, путем поименного опроса судей, простым большинством голосов. (Только решения о толковании Конституции РФ принимаются большинством не менее двух третей.) Судья, несогласный с Постановлением, вправе изложитьособое мнение, которое публикуется вместе с Постановлением. Это важный элемент гарантии независимости конституционных судей. После провозглашения Постановление рассылается всем заинтересованным лицам (участвовавшим в деле), соответствующим органам исполнительной и законодательной власти и публикуется в официальных изданиях высших органов власти.

Постановления (определения) Конституционного Суда вступают в силу немедленно, являются окончательными и обжалованию не подлежат. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными,теряют силу.

Постановление Конституционного Суда многие юристы относят к источникам права с высшим статусом, так как оно может отменить действие закона, на него вправе ссылаться другие суды как на законодательное основание своих решений. Причем обязательна не только та часть решения, которая признает неконституционность и фактически отменяет отдельные статьи законов. Обязательным является и толкование действующих норм

Наши рекомендации