Выделяют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.
Главная задача эмпирического уровня описание предметов и явлений, а основная форма – научный факт.
На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений.
Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются методы наблюдения, эмпирического описания и эксперимента.
Наблюдениепредставляет собой изучение отдельных предметов и явлений. Наблюдение опирается на ощущение, восприятие, представление. Итогом наблюдения является эмпирическое описание.
Эксперимент – это такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определённых условиях. Особым видом эксперимента является мыслительный эксперимент, при котором заданные условия являются воображаемыми, но обязательно соответствующими законом науки и правилам логики.
Из других методов можно выделить метод гипотезы, а также формулирования научной теории. Сущностью метода гипотезы является выдвижение и обоснование предположений. Целью проверки гипотезы является формулирование законов, объясняющих явление окружающего мира.
На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий. Научной теорией называется логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира.
Ученые не останавливаются на наблюдении и установлении фактов. Они стремятся найти законы, которые связывают многочисленные факты. Чтобы установить эти законы, применяются теоретические методы
ЭМПИРИЧЕСКИЙ | ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ |
· Главной задачей является описание предметов и явлений · Основная форма получения знания – эмпирический (научный) факт · Основные методы – наблюдение, эмпирическое описание, эксперимент | · Методы: гипотеза, а также формулирование научной теории · Гипотеза – выдвижение и обоснование предложений · Цель проверки гипотезы – формирование законов, принципов или теорий · Экзистенциальные гипотезы – предположение о существовании явлений еще не известных науке. · На основе проверки гипотез происходит построение научной теории. |
Особый вид эксперимента – мыслительный эксперимент, который должен соответствовать законам науки и правилам логики | Научная теория кроме описательной функции выполняет еще функцию прогностическую |
Важно подчеркнуть, что методы науки взаимосвязаны между собой. Без установления эмпирических фактов невозможно построить теорию, без теорий ученые имели бы только огромное количество несвязанных между собой фактов. Поэтому в научном познании различные теоретические и эмпирические методы используются в их неразрывной связи.
В современной науке особую остроту приобретают вопросы, касающиеся взаимоотношения науки и ученого с обществом, вопросы социальной ответственности ученого. Речь идет о том, как будут использованы достижения современной науки, не обернутся ли знания против человека.
Развитие генной инженерии, биотехнологий, медицины открыли возможность направленного воздействия на наследственность организмов, вплоть до создания организмов с заранее заданными свойствами. Человечество не может допустить создания чудовищных средств массового уничтожения. Встает вопрос об использовании научных результатов для блага человечества, а не во вред ему. Т.о. современная наука не может быть этически нейтральной.