Результатом мыслительных операций становятся понятия, суждения и умозаключения.
Имея дело в практической жизни отдельными конкретными предметами, человек по определённым признакам соотносит их, сравнивая между собой. При этом выделяет их общие существенные черты, отбрасывая те, которые, в данном случае, являются второстепенными.
Результат этого процесса- формирования понятия о данном предмете.
Т.опонятие– это мысль, отражающая предметы или явления в их общих существенных признаках.
По определенным правилам мы строим особые словесные комбинации – предложения. За грамматической формой стоит мыслительный процесс.
Например, окультуривая дикие растения, человек научился выращивать различные сорта яблок, груш и слив. Определённое сходство внешних признаков, отмечаемое человеком, наблюдение за ростом и развитием дали возможность выделить их в некоторые группы похожих предметов. Сравнивая яблоки, груши, сливы, апельсины, люди выявили их сходство и различия, отмечая при этом, какие их общих свойств можно считать существенными для данного класса предметов. Затем эта обобщённая совокупность свойств получила название, т.е как бы облеклась в языковую словесную форму. В нашем случае это название «плод». Т.о., язык, речь являются средством выражения мысли. При этом не нужно думать, что мышление и оформление его в речевой форме – два самостоятельных, идущих один за одним процесса. Это единый процесс словесного мышление и осмысленной речи. И наша речь тоже не хаотичный набор слов. Это мыслительный процесс, каждое понятие в нашем сознании находится в определённой связи с другими Через связь понятий появляются суждения.
Логически связывая суждения, мы приходим к выводам, или умозаключениям.
Мышление и деятельность.
Мышление — это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
§ Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное.
§ Вторая особенность мышления — его обобщенность. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом..
Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово — устное и письменное.
Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо.
Мыслительная операция — это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.
Анализ— это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.
Синтез— обратный анализу процесс мысли; это — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез — две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.
Сравнение— это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков, по которым будет произведено сравнение. Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным.
Абстрагирование— это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них.
Конкретизация— процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация — это возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.
Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение — это отдельная мысль о чем-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением.
Умозаключение— это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.
Индуктивное умозаключение— это умозаключение от единичного (частного) к общему. Из суждений о нескольких единичных случаях или об их группах человек делает общий вывод. Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, называют дедукцией, а вывод — дедуктивным.
Дедукция— это вывод частного случая из общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к частному или единичному. При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя и не изучали их специально.
Умозаключение по аналогии — это умозаключение от частного к частному. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании сходства двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях. Умозаключение по аналогии лежит в основе создания многих гипотез, догадок.
Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать предмет — значит раскрыть его сущность.
Понятие — это отражение существенных признаков предмета. Чтобы раскрыть эти признаки, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нем.
Понимание— процесс проникновения мысли в сущность чего-либо. Объектом понимания может быть любой предмет, явление, факт, ситуация, действие, речь людей, произведение литературы и искусства, научная теория и т. д.
Задача представляет собой ситуацию, которая определяет действие человека, удовлетворяющего потребность путем изменения этой ситуации. Решение мыслительных задач проходит в несколько этапов.
§ Первый этап — осознание вопроса задачи и стремление найти на него ответ. Без вопроса нет задачи, нет вообще мыслительной деятельности.
§ Второй этап решения мыслительной задачи — это анализ ее условия. Без этого нельзя решить ни одной задачи — ни практической, ни умственной.
§ Третий этап решения мыслительной задачи — само решение. Процесс решения осуществляется посредством различных умственных действий с использованием логических операций.
В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие и как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления:
Конкретно-действенное (практическое) мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской или иной практической деятельности людей. Практическое мышление — это прежде всего техническое, конструктивное мышление.
Конкретно-образное, или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлеченные мысли, обобщения человек воплощает в конкретных образах.
Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на поиск общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения
Существуют и другие различия в мыслительной деятельности людей. Если они устойчивы, их называют качествами ума. Понятие ума шире понятия мышления. Ум человека характеризуют не только особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов (наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимательность). Качества мышления — основные качества ума. К ним относят гибкость, самостоятельность, глубину, широту, последовательность и некоторые другие качества мышления
1.Самопознание – это познание человеком самого себя.
Этапы самопознания: 1) самоузнавание 2) формулирование образа «Я» 3) самосовершенствование 4) самореализация (проявление «Я» в деле)
Одной из составляющих самопознания являетсясамооценка
САМООЦЕНКА:
1. Важнейшее внутреннее условие развития
2. Уровень развития самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе
Саморегулирование – связано с волей человека, с его «энергетическим двигателем» ей принадлежит особая роль
Самооценка- это стержень всего процесса саморегулирования на всех этапах и включается в структуру мотивации, определяет направленность саморегулирования выбор средств его осуществления и влияет на интеграцию достигнутого эффекта поведения