Симптом вырождения общества или условие его здоровья?
В подзаголовке представлены две крайние точки в оценке массовой культуры как общественного явления.
Один из аргументов её критиков состоит в том, что низкопробная массовая культура благодаря огромным возможностям СМИ агрессивно проникает в различные слои общества, сужает аудиторию «качественной» культуры и в целом резко снижает уровень развития общества.
Противники массовой культуры подчёркивают, что она нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продукта. Зрительные (визуальные) жанры всё более теснят «книжную культуру».
Массовая культура, по оценкам её критиков, насаждает ложные жизненные ценности. Среди них приоритет материального благополучия, надежда на случайное обогащение (отсюда многочисленные телешоу с денежными призами), оценка человека не по уровню его образования, культуры, профессионализма, а по размерам его богатства и т. д.
В основе массовой культуры лежит идеология коммерческого успеха: нужно делать то, что будет лучше всего продаваться. А востребованы «человеком массы» зачастую такие произведения, которые пробуждают низменные чувства, примитивные желания и даже порочные наклонности.
Однако, как считают многие исследователи, в таких критических высказываниях происходит логическая подмена: понятие «массовая культура» подменяется понятием «плохая культура». Вместе с тем, как уже отмечалось, в массовой культуре наряду с действительно низкопробной продукцией есть свои вершины, произведения, отвечающие высоким эстетическим и этическим критериям.
В доступности этой культуры можно увидеть проявления подлинного демократизма: массы могут сами оценивать произведения искусства и испытывать коллективное наслаждение от знакомства с ними.
Рассмотрим ещё один тезис критиков массовой культуры: свойственное ей тиражирование образцов высокого искусства всегда ведёт к их опошлению и наносит урон культурному развитию человека. Представим себе несколько ситуаций: 1) человек в зале консерватории слушает произведение классической музыки; 2) телезритель смотрит выступление фигуристов, которые исполняют свою программу под классическую музыку; 3) телезритель наблюдает за выступлением фигуристов, исполняющих свою программу под популярную попсовую мелодию.
Первый случай иллюстрирует приобщение к классическому искусству, что называется, в чистом виде. Конечно, было бы замечательно, если бы подавляющее большинство людей именно так знакомились с творчеством выдающихся композиторов и музыкантов.
Само по себе выступление фигуристов — массовое зрелище, но музыка великого композитора от этого хуже не становится. И вероятно, эта ситуация с точки зрения культурного воздействия на личность более благоприятна, чем в последнем случае.
Словарь
Массовая культура — коммерческая форма производства и распространения стандартизированных культурных ценностей, рассчитанная на большую аудиторию.
Средства массовой информации — периодические печатные издания, сетевые издания, теле- и радиопрограммы и иные формы периодического распространения массовой информации.
Таблоид — тип дешёвой прессы небольшого объёма и формата с фотографией во всю первую полосу.
Практические выводы
1. Современная массовая культура предлагает широкий выбор образцов и стилей поведения. Каждый в рамках этого многообразия делает свой выбор. Важно, чтобы этот выбор был осознанным, ответственным и продиктованным значимыми целями.
2. Массовая культура очень разнородна. Ряд её продуктов — книг, фильмов, теле- и радиопередач — гуманистичны по направленности, насыщенны по содержанию, оригинальны по форме. Наряду с такими произведениями есть немало низкопробной продукции. Постоянное потребление такой «духовной пищи» оглупляет человека, делает его нравственно неразборчивым, невосприимчивым к подлинно прекрасному в искусстве.
3. С появлением телевидения, а затем и Интернета значительно расширились возможности распространения образцов массовой культуры, прежде всего развлекательных передач, боевиков, сериального «мыла». Вместе с тем сегодня телевидение представляет широкий круг познавательных и развивающих передач. Не следует исключать их из своей индивидуальной сетки просмотра.
Документ
Из работы современного отечественного культуролога К. Э. Разлогова.
По проблемам массовой культуры у нас и за рубежом написано немало. Одни видели в ней абсолютное зло, подлежащее искоренению, другие — неизбежные издержки на пути к демократизации. Лишь немногие смутно сознавали, что речь идёт о качественно новом феномене, принципиально отличающемся от совокупности традиционных форм функционирования культуры...
Массовая культура зародилась в конце XIX в. в результате кризиса культуры классической. Днём её рождения можно считать принятие в 1870 г. в Великобритании закона об обязательной всеобщей грамотности. В результате широким массам населения потенциально становился доступен главный вид художественного творчества XIX в. — роман... Едва научившись читать, массы обратились к Пинкертону и популярной беллетристике, а в пограничной с изобразительным творчеством сфере — комиксам. В 1895 г. был изобретён кинематограф — новая форма творчества, близкая всем, не требующая даже элементарной грамотности для своего восприятия. Третий раздел будущей массовой культуры (до появления самого этого термина) — лёгкая музыка, захватившая радиовещание, а затем и все формы звукозаписи и разделившая с экранным творчеством славу «развращения» широких масс...
Действительно, произведения массовой культуры строятся по совершенно иным законам, нежели классические шедевры и работы авангардистов. Массовой аудитории трудно воспринять произведение, автор которого старательно конструирует эстетическую дистанцию между художественным текстом и читателем, зрителем, слушателем... Массовая культура наоборот эту дистанцию игнорирует. Если элитарное искусство характеризуется в известной мере торможением непосредственных человеческих переживаний, то массовая культура базируется на универсальных психологических и даже психофизиологических механизмах восприятия, которые активизируются независимо от образования и степени подготовленности аудитории.
Вопросы и задания к документу
1. Какое событие автор считает «днём рождения» массовой культуры? Почему? 2. Какие направления массовой культуры называет автор? Что ещё вы могли бы добавить к этому перечню? 3. В чём, по мнению автора, состоят различия между массовой культурой и элитарным искусством?
Вопросы для самопроверки
1. Что включает в себя массовая культура? 2. Назовите и раскройте основные черты массовой культуры. 3. Каковы особенности рынка массовой культуры? 4. Могла ли существовать массовая культура в нынешнем её понимании в традиционном обществе? Свой вывод аргументируйте. 5. Охарактеризуйте основные этапы становления массовой культуры. Какие факторы здесь оказались решающими? 6. Покажите на конкретных примерах влияние технических достижений на развитие массовой культуры. 7. Приведите основные аргументы критиков массовой культуры. Какие контраргументы в споре с ними можно использовать?
Задания
1. Английский писатель О. Хаксли считал, что причинами успеха массовой культуры являются её узнаваемость, доступность, а также постоянное подтверждение «высоких истин». Как вы понимаете последнюю причину? Что бы вы могли добавить в этот перечень?
2. Известно, что успех современного эстрадного певца зависит сегодня не столько от его вокальных данных (с помощью современной аппаратуры их можно существенно улучшить), сколько от постановочных эффектов, внешности исполнителя, рекламного сопровождения. Можно ли на этом основании делать вывод, что артист создаёт не художественное произведение, а коммерческий продукт? Свой вывод обоснуйте.
3. Опросы матерей в некоторых странах показывают, что более 80% детей дошкольного возраста просят те игрушки и сладости, рекламу которых видели по телевизору. Какие особенности массовой культуры проявляются в этом факте?
4. Художественных фильмов и сериалов на телевидении становится всё больше, а тиражи произведений художественной литературы продолжают падать. Чем это можно объяснить?
5. Проанализируйте данные социологических опросов, проведённых в нашей стране в разные годы. Опрашиваемые отвечали на вопрос «Что прежде всего должно делать телевидение: информировать, просвещать, воспитывать или развлекать зрителя?». Вот как распределились ответы.
Как менялось понимание людьми функций телевидения? Укажите возможные причины таких изменений.