Тема 1 Духовная жизнь человека и общества
Чрезвычайно важную роль в жизнедеятельности людей, в существовании и развитии общества играет культура. Каждый человек рождается, воспитывается, формируется, живет и развивается в сфере определенной материальной и духовной культуры.
Существует понятие культуры в широком и узком смысле.
Культура в широком смысле – всё, что создано обществом на протяжении его истории; совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определённых знаковых систем, а также путём обучения и подражания.
Под культурой в узком смысле понимается:
· Сфера, объединяющая искусство, религию, науку, образование, мораль;
· Исторически обусловленный уровень развития общества;
· Культура личности – степень восприятия индивидом культуры общества.
Мир культуры чрезвычайно многообразен. В него входят экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая, нравственная, экологическая и другие виды культуры, отражающие многообразие образа жизни и форм деятельности человека. В этом многообразии видов культуры обычно различают материальную и духовную культуру. В обыденном сознании сложилось мнение, связывающее культуру лишь с духовными ценностями, с произведениями литературы и искусства, с научными идеями и знаниями.
На каком же основании мы производим деление культуры на материальную и духовную?
Во-первых, материальная культура является результатом материального производства, а духовная культура - результатом духовного производства.
Во-вторых, предметы материальной культуры предназначены для удовлетворения прежде всего материальных потребностей человека, то есть потребностей организма, тела человека в пище, одежде, жилище, а предметы духовной культуры - для удовлетворения духовных потребностей, а именно потребностей познавательных, эстетических, нравственных, религиозных и др.
В-третьих, предметы материальной и духовной культуры имеют разное функциональное назначение, они по-разному используются. Токарный станок и живописная картина, например, служат разным целям.
Но материальная и духовная культура имеют не только специфические особенности, которые позволяют отличать их друг от друга, они вместе с тем и связаны друг с другом. Эта связь выражается в том, что предметы материальной культуры заключают в себе элементы духовного начала, а предметы духовной культуры, в свою очередь, всегда облечены в ту или иную материальную форму.
Вне культуры невозможна жизнь ни человека, ни общества. Но и сама культура также не может ни возникнуть, ни существовать, ни развиваться вне отношения к человеку. Культуру образует мир материальных и духовных ценностей, взятых всегда в их отношении к человеку. Более того, человек - творец, создатель культуры, ее носитель. Но в то же время он и сам формируется и существует под воздействием культуры.
По отношению к культуре, иначе говоря, человек выступает в двух качествах. С одной стороны, он усваивает созданную ранее культуру, воспринимает формы мышления, язык, приобщается к существующим в обществе ценностям, традициям, обычаям, нормам поведения, овладевает сложившимися приемами и навыками производственной деятельности и т.д. Степень его приобщения к культуре определяет меру его социального развития, меру человеческого в человеке, меру его развития как личности.
С другой стороны, человек творит культуру. Он приходит к новым идеям и знаниям, воплощает их в практику жизни.
Культура постоянно изменяется, находится в динамике, в развитии. Ее развитие выражается, в частности, в том, что на смену устаревшим материальным и духовным ценностям приходят новые, в большей мере отвечающие потребностям и интересам людей. В процессе развития культуры проявляются две стороны: одна относительно устойчивая, консервативная, а другая - новаторская, творческая.
Формы культуры:
а) элитарная, или высокая - создается привилегированной частью общества либо по ее заказу; включает изящное искусство, серьезную музыку; доступна узкой группе разбирающихся в искусстве людей;
б) народная, или национальная - создается не отдельными людьми, а всем народом; включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. Ее элементы могут быть индивидуальными (изложение легенды), коллективными (исполнение песни) и массовыми (карнавальные шествия);
в) массовая - культура, продукты которой ориентированы на коммерческий успех и
массовый спрос; удовлетворяет любые требования масс населения.
Типология видов культуры может основываться на сферах своего проявления:
- художественная культура,
- политическая культура,
- управленческая культура,
- культура поведения (этикет),
- педагогическая культура и т.п.
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.
Молодежная субкультура – культура демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в одежде и музыке. Причины:
· рост жизненного уровня;
· развитие общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь;
· возрастание роли и значения свободного времени, досуга.
Молодежная культура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье, ведет масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.
Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества (либо официальной культуре; андеграунд как контркультура).
Тема 2 Массовая культура
Термин «массовая культура» означает различные культурные продукты, а также систему их создания и распространения. Прежде всего к таким продуктам относятся произведения литературы (беллетристика), музыки (поп- музыка), изобразительного искусства (комиксы, плакаты), кино- и видеофильмы (триллеры, комедии и т. д.). В сферу массовой культуры можно также включить определённые образцы поведения, внешнего вида. Данные продукты и образцы приходят в каждый дом благодаря средствам массовой информации, через рекламу, веяния моды.