Рыночная эк-ка – что, для кого, как производить решает сам производитель, ориентируясь на соотношение спроса и предложения на Рн.

Сущность:экономической основой является частная собственность на средства производства, независимость товаропроизводителя от государства в производстве и распределении созданной им продукции, главным условием является свободная конкуренция товаропроизводителей

Положительные стороны Отрицательные стороны
1. Направляет ресурсы на производство необходимых для общества ТТ. 2. Способность повышать качество ТТ и УУ 3. Ограничивает возможность возникновения монополий 4. Создаёт возможность выбора для потребителя. 5. экономика гибко реагирует на изменение обстановки. 6. Внедрение новых НТ достижений в производстве. 7. Материальные стимулы. 1. Подвержена нестабильному развитию со спадами и инфляционными процессами – экономические кризисы. 2.Разорение многих товаропроизводителей. 3. рост безработицы. 4. высокий уровень расслоения об-ва 5. неустойчивые цены на ТТ 6. Инфляция. 7. Нечестные способы конкурентной борьбы. 8. Обострение экологических проблем.

Сегодня, мы можем говорить о существовании во многих развитых странах и третьем типе экономической жизни – смешанной экономике. В которой сочетаются черты предшествующих экономических систем – рыночной и командной.

Рыночной экономике присущи следующие признаки:

· господствующее положение занимает частная собственность, то есть собственность, принадле­жащая частным и юридическим лицам, которые на ее основе осуществляют производство. При этом допускается существование государственной собственности, но лишь в тех сферах, где ча­стная собственность не слишком эффективна;

· принятие решений о том, в какой области должны быть применены имеющиеся ресурсы, проис­ходит децентрализованно, то есть самими частными собственниками; предпринимателю гаранти­руется свобода в его деятельности; государство вмешивается в экономику в минимальной степени и только с помощью правовых норм;

· главными механизмами рыночной экономики являются свободная конкуренция, спрос и предло­жение, цена.

Условия возникновения рынка:

· общественное разделение труда;

· экономическая обособленность производителей;

· самостоятельность производителя.

Основные признаки рынка:

· нерегулируемое предложение – производитель сам решает, что, как, сколько и для кого произ­водить;

· нерегулируемый спрос – потребитель сам определяет, что, где, как и сколь­ко покупать;

· нерегулируемая цена – цены определя­ются на рынке, зависят от спроса и предложения.

· Признаки Рн.

Нерегулируемое предложение
Нерегулируемый спрос
Нерегулируемая цена

Производитель сам решает ЧТО, СКОЛЬКО и в каком КОЛИЧЕСТВЕ производить
Потребитель, в зависимости от наличия у него денежных средств, сам решает ЧТО, ГДЕ и СКОЛЬКО покупать.
Y afz+hNFKjzOvZFvQ+cmJ5YG3F7qKE+mZVIOMOSt9JDJwN7Do+7KPXZtMQoTAcgnVPVJrYZhx3EkU GrCfKelwvgvqPu2YFZSoVxrbs8im07AQUZleXI5RseeW8tzCNEeognpKBnHthyXaGSu3DUYaBkLD Nba0lpHtx6yO+eMMxyYc9y0sybkevR7/CqsfAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAsbUJiN4AAAAL AQAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbEyPQU/DMAyF70j8h8hIXBBLqVA7StMJgUDiuIE4u41pyxqn NNlW9uvxTnCz/Z6ev1euZjeoPU2h92zgZpGAIm687bk18P72fL0EFSKyxcEzGfihAKvq/KzEwvoD r2m/ia2SEA4FGuhiHAutQ9ORw7DwI7Fon35yGGWdWm0nPEi4G3SaJJl22LN86HCkx46a7WbnDHxs ie78+nj81i2+xKun/LX/qo25vJgf7kFFmuOfGU74gg6VMNV+xzaowUCWp6lYRcil08mQLDO51DLd pjnoqtT/O1S/AAAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAA AAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAA AAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAP0EhaQ8AgAAXQQAAA4AAAAA AAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALG1CYjeAAAACwEAAA8A AAAAAAAAAAAAAAAAlgQAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAAChBQAAAAA= " strokeweight="3pt">
Цена не устанавливается государством, она определяется на Рн. в результате соотношения спроса и предложения.

При наличии всех этих признаков происходит рыночное регулирование хозяйственной деятельности.

. Главные функции рынка

· посредниче­ская – соединение производителей товаров и их по­требителей;

· ценообразо­вания – установление равновесной цены, при которой спрос равен предложению товара;

· информаци­оная – предоставление информации об объемах производства и удовлетворении по­требительского спроса на конкретные товары;

· регулирую­щая – «перетекание» капиталов из менее выгодных в более прибыльные отрасли;

· санирующая (оздорови­тельная) – предотвращение неэффектив­ной хозяйственной деятельности путем банкротств нерентабельных предприятий и процветания эффективных производств.

Наши рекомендации