Связь мировоззрения и деятельности человека
Во – первых, именно мировоззрение даёт человеку ориентиры для все й его практической и творческой деятельности, позволяет ему сформулировать цели, которые он намерен достичь в процессе своей деятельности.
Во – вторых,именно мировоззрение даёт людям понимание того, как достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает людей методами познания и деятельности.
В – третьих,на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций человек в своей деятельности получает возможность находить истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека по достижении им своих целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, возможностей человека и смысла его деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.
Говоря о духовном мире человек и мировоззрении нельзя не сказать о менталитете.
Менталитет происходит от французского «склад ума», «умонастроение». Понятие это употребляется достаточно широко. Например, говорят о менталитете отдельного человека. Здесь имеется в виду не просто совокупность знаний, которыми обладает человек. Не только его природный или выработанный в процессе образования или самовоспитания ум или интеллект. Не смо мировоззрения человека.
Менталитет– это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.
Иными словами, это увязывание различных мыслей и ценностей в сознании индивида. Своего рода итоговый сплав, который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам.
Можно говорить не только о менталитете конкретного человека, но и о менталитете конкретной социальной группы, целых народов.
Закрепление
1.Дайте определение истины как философского понятия?
2. В чем выражается объективность истины?
3. Покажите познавательную и мировоззренческую ограниченность эмпиризма?
4. Что включает в себя практика как критерий истины?
5. Раскройте возможности и границы использования критерия «практика» в оценке результатов познавательной деятельности.
6. Дайте определение понятию «абсолютная истина». В чем выражается относительность добываемых нами истин?
Тема 6 . Мораль основные ценности и нормы.
Мораль – от латинского – обычай, нравы, поведение.
Существует множество определений морали - совокупность принципов и норм поведения людей по отношению к другим людям и обществу в целом; система норм, санкций, оценок, предписаний, образцов поведения; потребности и установки индивида, его поступки в соответствии с существующими в данной группе представлениями о добре и зле. Очень близкими понятию морали являются нравственность, совесть, этика.
Наука о морали – этика.
Различие понятий «мораль» и «нравственность» основано на противопоставлении того, что должно быть и теми реально практикуемыми нравами, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни. Под моралью при таком подходе понимают специфическую сферу культуры, в которой обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни.
В понятие «нравственность» вкладывается более житейское значение – это принципы реального нравственного поведения людей, где строгость моральных норм значительно смягчена.
Нормы и правила морали формировались историческим путем. При родовом строе порядок поддерживался системой табу. Постепенно складывались обычаи и тенденции. Они опирались на авторитет общественного мнения. Далее появилась мораль – как проявление коллективной воли людей и навыков согласования интересов отдельных индивидов друг с другом и интересами общества в целом, через систему норм, правил и оценок. Мораль это нормы поведения. Существуют и моральные качества: доброжелательность, мужество, мудрость, справедливость и пр. Мораль многообразна, она может пониматься и как опыт житейской мудрости, как исполнение божественных заветов, как инструмент сохранения порядка в обществе, как честность во взаимоотношениях людей, как высший смысл человеческой жизни, как внутренний голос совести и даже как устаревшие требования, мешающие человеку быть самим собой. Нравственные принципы: коллективизм, индивидуализм, , альтруизм, выбирая которые мы определяем моральную ориентацию в целом.
Моральный идеал – идеальный образ или конечная цель нравственного развития. В качестве идеала может выступать как образ нравственно совершенной личности, так и морально обобщенный образ всего «морально совершенного, прекрасного, высшего». Моральный идеал указывает направление на высшую цель, вдохновляет человека в его действиях, позволяет обосновать свой собственный путь к самосовершенствованию и саморазвитию.
Существует моральная оценка деятельности человека с точки зрения соответствия ее принятым в обществе правилам поведения. Поступки человека могут быть нравственными(достойными, благородными, правильными) и безнравственными.Критерии, по которым происходит подобное разделение, называют моральными нормами. Основой моралиявляются - совесть(нравственное чувство, позволяющее человеку определять свои поступки и действия с точки зрения добра и зла) и долг(нравственное веление, готовность поступать в соответствии с собственным представлением о правильном поведении).
Мораль не зависит от национальности или места проживании. Большинство народов мира сейчас имеют некоторые общие черты нравственного поведения: бескорыстие, мужество, правдивость, скромность, гуманизм, мудрость и др. Качества, которые вызывают порицание у многих народов (пороки), — глупость, корыстолюбие, тщеславие, лесть и т.д.
Основными категориямиморали являются представления о добре и зле.Это наиболее общие понятия, которые позволяют оценивать действия и поступки людей. Добро — главная ценность человека, его моральная святыня. Добру противостоит зло.
У каждого из нас есть выбор пути добродетели или порока, но мы не свободны от ответственности за выбранный путь.
Общепринятые этические требования и ориентиры моральных поступков составляют общечеловеческое в нравственном сознании. Именно они выражают требования нравственного идеалакак высшей моральной цели («золотое правило» нравственности).С древних времен до сегодняшнего дня «золотое правило» нравственности постоянно менялось, но в нем всегда сохранялись идеи свободы и равенства людей, самоценности и достоинства каждой личности. В общем виде это правило можно выразить следующим образом: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой».
Особенность морали состоит в том, что она основана на ценностях- предпочтениях людей, исходящих из их целей и идеалов. В центре нравственных ценностей стоит представление о благе (предельная форма добра, состояние полного согласия человека с действительностью и самим собой). Отсюда исходят: доброта, великодушие, сострадание, забота о ближнем, щедрость, честность, спокойствие, надежда и т.п. Все эти ценности можно назвать добродетелями. Им противостоят пороки —ненависть, зависть, гордыня, неумеренность, эгоизм, жадность и т.п.
Нравственное самосовершенствование состоит в изменении пропорций злого и доброго в самом себе в сторону первого, но для этого необходимо сделать личный моральный выбор.
Моральный выборначинается тогда, когда человек сталкивается с необходимостью действовать «правильно», т.е. в соответствии с нравственными ценностями и нормами. Он связан с тем, какой системы ценностей придерживается тот или иной человек. Свобода создает предпосылки для определения человеком целей и средств, направлений и характера своих поступков
В обществе обычно не бывает специальных организаций, ведающих моралью. Мораль должна поддерживаться общественным мнением, которое создает духовную атмосферу. Нравственный идеал всегда зависит от конкретного общества и исторического периода.
Идеал —это образ к которому должно стремиться человечество и человек.
Тема 7 Многовариантность общественного развития (типы общества)
Выделяют следующие типы ОБ:
1. до индустриальный (традиционный)- состязание человека с природой
Для него характерно преобладающее значение земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобывающей и деревообрабатывающей промышленности. В этих областях хозяйственной деятельности занято около 2/3 работоспособного населения. Доминирует ручной труд. Использование примитивных технологий, основанных на обыденном опыте, передававшемся из поколения в поколение.
2. индустриальный- состязание человека с преобразованной природой
Для него характерно развитие производство товаров массового потребления, которое осуществляется за счет широкого применения различного рода техники. В хозяйственной деятельности преобладает централизм, гигантизм, единообразие в труде и жизни, массовая культура, низкий уровень духовных ценностей, угнетение людей, разрушение природы. Время гениальных умельцев, которые могли без фундаментальных специальных знаний изобрести ткацкий станок, паровой двигатель, телефон, самолет и т.п. Монотонный конвейерный труд.
3. постиндустриальный- состязание между людьми
Для него характерно не только повсеместное использование достижений науки и техники во всех областях человеческой деятельности, но и целенаправленное совершенствование самой техники на основе развития фундаментальных наук. Без применения достижений фундаментальных наук невозможно было бы создать ни атомный реактор, ни лазер, ни компьютер. Человек заменяется автоматизированными системами. Один человек с помощью вооруженной компьютером современной техники может произвести конечный продукт, причем не в стандартном (массовом), а в индивидуальном исполнении в соответствии с заказом потребителя.
4. Новые информационные технологии, по мнению современных ученых, могут привести к кардинальным изменениям во всем нашем образе жизни, а их повсеместное применение ознаменует создание нового типа общества -информационного.
Традиционное Об | Индустриальное ОБ | Постиндустриальное ОБ. |
1. Темпы Рз. ОБ | ||
непрерывность исторического процесса, отсутствие явных граней м/у историческими эпохами, резких сдвигов и толчков | История движется неравномерно, «скачками», разрывы м/у эпохами очевидны, часто это революции разных типов | . эволюционный характер Рз. ОБ |
2. Отношения с природой. | ||
отношения ОБ и природы построены на основе принципа слияния чел. с природой, приспособления к ней. | ОБ. Стремится властвовать на природой, подчиняя её, преобразуя её и извлекая из неё максимально возможную пользу. | Глобализация всех общественных процессов |
3. Экономическое Рз. | ||
основа экономики – общинно – государственные формы собственности при слабом Рз. Института частной собственности | Основа экономики – частная собственность. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое. | Преобладание информации и сферы обслуживания. Высокий уровень качества жизни людей. |
4. Рз. Соц. сферы | ||
Уровень социальной мобильности низкий, границы м/у социальными общностями (кастами, сословиями) устойчивы. | Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически не ограничены | Классовое деление уступает профессиональному. Решающим критерием дифференциации ОБ является уровень образования и знаний. |
5. Общественное устройство. Роль государства в ОБ. | ||
Государство подчиняет себе ОБ, ОБ вне государства и его контроля не существует. Здесь, как правило, монархическое устройство. | Сложилось развитое гражданское ОБ, автономное от государства. Это, в основном, РЕСПУБЛИКИ. | |
6. Личность | ||
Личность поглощается системой социальных общностей и государством. | Права и свободы личности закреплены конституционно в качестве естественных и неотъемлемых . Отношения м/у личностью и ОБ строятся на принципе взаимной ответственности. | |
7. Общественные отношения | ||
Главным регулятором общественных отношений являются религиозные нормы, традиции и обычаи | Главным регулятором общественных отношения являются нормы права. | |
8. Способность к изменениям | ||
Консерватизм мышления, отрицательное отношение к различного рода реформам | Способность и готовность к изменениям, новациям. |
Современные исследователи выделяют три основных исторических типа общества: традиционное (аграрное), индустриальное (капиталистическое) и постиндустриальное (информационное) общество. Первые два складывались постепенно, существовали длительные исторические периоды и принимали своеобразные культурные черты в различных странах. И все же у каждого исторического типа общества есть общие (типологические) характеристики, по которым ту или иную социокультурную общность людей относят к определенному историческому типу общества. Ученые продолжают обсуждать вопрос о том, какие именно черты следует считать существенными признаками, позволяющими отнести то или иное общество к цивилизации определенного типа. Большинство исследователей считают, что решающую роль здесь играют:
— отношение людей к природе (и видоизмененной человеком природной среде);
— отношение людей друг к другу (тип социальной связи);
— система ценностей и жизненных смыслов (обобщенное выражение этих отношений в духовной жизни общества).
ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
Понятие традиционного общества охватывает великие аграрные цивилизации Древнего Востока (Древняя Индия и Древний Китай, Древний Египет и средневековые государства мусульманского Востока), европейские государства Средневековья. В ряде государств Азии и Африки традиционное общество сохраняется и сегодня, но столкновение с современной западной цивилизацией
существенно изменило его цивилизационные характеристики.
Основой жизнедеятельности человека является труд, в процессе которого человек преобразует вещество и энергию природы в предметы собственного потребления. В традиционном обществе основой жизнедеятельности является земледельческий труд, плоды которого дают человеку все необходимые средства к жизни. Однако ручной сельскохозяйственный труд с использованием простых орудий обеспечивал человека лишь самым необходимым, да и то при благоприятных погодных условиях.
Земледелец воспринимал природу как живое существо, требующее нравственного к себе отношения. Поэтому человек традиционного общества не господин, не покоритель и не царь природы. Его трудовая деятельность подчинялась извечным ритмам природы (сезонной смене погоды, длине светового дня) — таково требование самой жизни на грани природного и социального.
Отношение человека к предмету труда всегда предполагает его отношение к другому человеку. Присваивая этот предмет в процессе труда или потребления, человек включается в систему общественных отношений собственности и распределения. В феодальном обществе европейского Средневековья преобладала частная собственность на землю — главное богатство аграрных цивилизаций. Ей соответствовал тип социального подчинения, называемый личной зависимостью. Европейский феодальный сеньор и азиатский деспот были полноправными хозяевами тел и душ своих подданных, а то и владели ими на правах собственности. Так было и в России до отмены крепостного права. Личная зависимость порождает внеэкономическое принуждение к труду на основе личной власти, опирающейся на прямое насилие.
Традиционное общество выработало формы повседневного сопротивления эксплуатации труда на основе внеэкономического принуждения: отказ от работы на господина (барщина), уклонение от уплаты натурального (оброк) или денежного налога, побег от своего господина, подрывавший социальную основу традиционного общества — отношение личной зависимости.
Люди одного социального класса или сословия (крестьяне территориально-соседской общины, германской марки, члены дворянского собрания и т. п.) были связаны отношениями солидарности, доверия и коллективной ответственности. Крестьянская община, городские ремесленные корпорации сообща несли феодальные повинности. Крестьяне-общинники сообща выживали в неурожайные годы: Традиционное общество сформировало высокие нравственные качества: коллективизм, взаимопомощь и социальную ответственность.
Человек традиционного общества не ощущал себя личностью, противостоящей или конкурирующей с другими. Напротив, он воспринимал себя неотъемлемой частью своей деревни, общины, полиса.
Социальный статус человека в традиционном обществе определялся не личными заслугами, а социальным происхождением.
Повседневная жизнь традиционного общества отличалась удивительной устойчивостью. Она регулировалась традицией — сводом неписаных правил, образцов деятельности, поведения и общения, воплощающих опыт предков.. Социальные привычки людей почти не изменялись на протяжении многих поколений. Организация быта, способы ведения хозяйства и нормы общения, праздничные ритуалы, представления о болезни и смерти — словом, все, что мы называем повседневной жизнью, воспитывалось в семье и передавалось из поколения в поколение. Многие поколения людей заставали одни и те же социальные структуры, способы деятельности и социальные привычки. Подчинением традиции и объясняется высокая стабильность традиционных обществ с их крайне замедленным темпом общественного развития.
Устойчивости традиционных обществ способствовал и публичный авторитет верховной власти. Нередко она прямо отождествлялась с личностью короля («Государство — это я»). Публичный авторитет земного правителя питали и религиозные представления о божественном происхождении его власти («Государь — наместник Бога на земле»), хотя истории известно немного случаев, когда глава государства лично становился во главе церкви (англиканская церковь). Олицетворение политической и духовной власти в одном лице (теократия) обеспечивало двойное подчинение человека и государству, и церкви, что придавало традиционному обществу еще большую устойчивость.