Тема 2.6. Преступления против семьи и несовершеннолетних
Преступления против семьи и несовершеннолетних, их понятие, виды, общая характеристика.
Преступления против несовершеннолетних: вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления; вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий; розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции; неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
Преступления против семьи: подмена ребенка; незаконное усыновление (удочерение); разглашение тайны усыновления (удочерения); злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.
Семинар «Преступления против семьи и несовершеннолетних» –
очная форма обучения
1. Преступления против семьи и несовершеннолетних, их понятие, виды, общая характеристика.
2. Преступления против несовершеннолетних.
3. Преступления против семьи.
Практическое занятие «Преступления против семьи и
несовершеннолетних» – очная форма обучения
Решение практических задач типа «case-study» по теме занятия на выбор преподавателя, направленных на выработку практического навыка оценки правовой ситуации, связанной с проблемами квалификации составов преступлений против семьи и несовершеннолетних.
1. Преподаватель раздает каждому студенту учебный материал, который они должны проанализировать.
2. Студенты на основе анализа полученной информации дают правовую оценку приведенной ситуации с обязательной ссылкой на нормативные правовые акты в заданной учебным материалом сфере и озвучивают ее, аргументируя свою точку зрения.
3. Результат решения задачи обсуждается студентами в виде свободной дискуссии с преподавателем и другими студентами.
4. Преподаватель дает оценку качества решения задач и разъясняет выявленные проблемные вопросы и ошибки.
Задания для самостоятельной работы
1. Подготовка инициативного устного доклада (сообщения) или письменного эссе по проблемным вопросам уголовного права на одну из следующих тем (по выбору студента):
1.1.«Проблемы уголовно-правовой охрана детства в Российской Федерации»;
1.2.«Соотношение уголовно-правовых норм о соучастии в преступлении с положениями ст. 150 УК РФ о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления»;
1.3.«Соотношение норм международного права о правах ребенка с уголовно-правовыми средствами их обеспечения»;
2. Задачи.
2.1. Грузчик Захаров, проживая вдвоем со своим десятилетним сыном Володей, пьянствовал, неоднократно не приходил домой ночевать, часто избивал Володю и оставлял его без пищи. Вследствие этого Володя стал заниматься попрошайничеством.
Можно ли привлечь грузчика Захарова к уголовной ответственности? Если да, то квалифицируйте его действия. Если нет, то аргументируйте свой ответ.
2.2. ТридцатилетнийНиконоров систематически в течение шести месяцев угощал семнадцатилетнего Синичкина водкой, приговаривая: «Радуюсь, что ты здоров и пьешь, как настоящий мужчина». Синичкин употреблял спиртные напитки и до знакомства с Никоноровым. Когда Синичкину было 16 лет, он распил две бутылки водки с четырнадцатилетними Сидоровым и Артюховым, чтобы уговорить их украсть магнитофон у Афанасьева. Синичкин, Сидоров и Артюхов, будучи тогда в нетрезвом состоянии, проникли в квартиру Афанасьева, похитили магнитофон и продали его. Никоноров знал о том, что Синичкин до знакомства с ним часто пил водку, но он не знал о совершенной краже.
Квалифицируйте действия Никонорова. Изменилось бы ваше решение при следующих вариантах:
1) Никоноров добросовестно заблуждался, полагая что Синичкину не 14, а 19 лет;
2) Синичкину в момент знакомства с Никоноровым было 18 лет?
2.3. Мастер производственного обучения Белкин предложил своему семнадцатилетнему ученику Постникову «обмыть получку». Постников купил пол-литра водки и распил ее вместе с мастером Белкиным. Постников часто выпивал раньше, но без Белкина.
Квалифицируйте действия мастера производственного обучения Белкина. Изменилось бы ваше решение при следующих вариантах:
1) предложение «обмыть получку» поступило от отца Постникова, нигде не работающего ввиду инвалидности;
2) Белкин предлагал «обмывать получку» не только Постникову, но и еще пяти своим несовершеннолетним ученикам?
2.4. Прекратив семейные отношения с женой, Гаврилов дал ей расписку о том, что будет ежемесячно выплачивать на содержание общего несовершеннолетнего сына Алексея по 1000 рублей. Расписка была заверена у нотариуса. Два месяца Гаврилов деньги высылал по почте, но потом перестал, ссылаясь на то, что бывшая жена занимается коммерцией и зарабатывает значительно больше его.
Можно ли Гаврилова привлечь к ответственности? Если да, то квалифицируйте действия Гаврилова. Если нет, то ответ аргументируйте.
2.5. Ковтун решила занять у Спасской деньги, чтобы поехать отдохнуть на остров Крит. Деньги она обязалась вернуть через три недели после приезда с отдыха. Опасаясь, что Ковтун может не возвратить долг, Спасская предложила Ковтун оставить в залог ее трехлетнюю дочь Нину. Ковтун согласилась на предложение Спасской.
Возвратившись с острова Крит, через три недели Ковтун деньги Спасской не вернула и заявила, что денег у нее нет и возвращать их она не собирается. Тогда Спасская, договорившись с бездетной Чувилиной, отдала ей ребенка в обмен на золотой портсигар.
Решите вопрос об уголовной ответственности Ковтун, Спасской и Чувилиной. Изменилось бы ваше решение, если бы Чувилина отдала Спасской золотой портсигар из жалости к девочке, так как Спасская Нину часто била?
3*. Изучить материалы судебной практики по теме и подготовить письменную работу с выдержками из судебных решений.Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинару
Перед выполнением заданий для самостоятельной работы и подготовкой к семинарскому и практическому занятиям студенту рекомендуется внимательно ознакомиться с положениями главы 20 (ст. 150 – 157) УК РФ о преступлениях против семьи и несовершеннолетних.
Для развития навыков юридического мышления, понимания системного характера российского уголовного права и его взаимосвязей с иным отраслевым законодательством рекомендуется указанные уголовно-правовые нормы сопоставить с положениями актов международного права, Конституции Российской Федерации и действующего российского семейного законодательства о государственной поддержке и защите семьи и детства и о правах ребенка. Сопоставление различных источников российского и международного права по данным вопросам позволит студенту выполнить интересную самостоятельную творческую работу и выработать навыки практической работы с законодательным материалом.
При решении задач рекомендуется не забывать о специфике субъекта большинства преступлений против семьи и несовершеннолетних и обращать внимание на наличие или отсутствие соответствующих признаков специального субъекта у фигурантов разрешаемых практических ситуаций.
Для выполнении третьего задания студентам рекомендуется использование справочно-правовых систем «КонсультантПлюс» и «Гарант», в которых содержатся материалы судебной практики, как Верховного Суда РФ, так и региональных судебных органов, а также обзоры судебной практики. Кроме того, обзоры судебной и следственной практики можно найти на сайтах судебных и правоохранительных органов в сети Интернет.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. С какого возраста возможно привлечение лица к ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления?
2. При наличии каких условий разглашение тайны усыновления признается преступлением?
3. Какие виды алиментов могут быть предметом преступления, предусмотренного ст. 157 УК РФ?
4. В каких случаях виновный в совершении вовлечения несовершеннолетнего в занятие антиобщественной деятельностью не подлежит уголовной ответственности?
Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники
8.1. – 2, 9, 10.
8.3. –2.
8.4. – 1–4.