Практическое занятие «Преступления против половой
неприкосновенности и половой свободы личности»– формы обучения:
очная и заочная
Решение практических задач типа «case-study» по теме занятия на выбор преподавателя, направленных на выработку практического навыка оценки правовых ситуаций и квалификациипреступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
1. Преподаватель раздает каждому студенту учебный материал, который они должны проанализировать.
2. Студенты на основе анализа полученной информации дают правовую оценку приведенной ситуации с обязательной ссылкой на нормативные правовые акты в заданной учебным материалом сфере и озвучивают ее, аргументируя свою точку зрения.
3. Результат решения задачи обсуждается студентами в виде свободной дискуссии с преподавателем и другими студентами.
4. Преподаватель дает оценку качества решения задач и разъясняет выявленные проблемные вопросы и ошибки.
Задания для самостоятельной работы
1. Подготовка инициативного устного доклада (сообщения) по проблемным вопросам уголовного права на одну из следующих тем (по выбору студента):
1.1.«Пределы уголовно-правового регулирования государством сексуальной жизни человека»;
1.2.«Соотношение норм морали и религиозных норм о сексуальных отношениях с уголовно-правовыми нормами о преступлениях против половой свободы и половой неприкосновенности личности»*;
1.3.«Развитие российского уголовного законодательства о половых преступлениях»;
1.4.«Сравнительный анализ современного российского и зарубежного уголовного законодательства о половых преступлениях».
2. Задачи.
2.1. Восемнадцатилетний Ткаченко собирал неоднократно нескольких маленьких девочек и в их присутствии совершал акты онанизма.
Квалифицируйте действия Ткаченко. Изменилось бы ваше решение при следующих вариантах:
1) Ткаченко было не 18 лет, а 15 лет;
2) Ткаченко было 20 лет, а девочкам было по 16 лет?
2.2. Нырков, состоящий на учёте в кожно-венерологическом диспансере в связи с наличием у него венерического заболевания, познакомился в ночном клубе с Поповой. Провожая её домой, он предложил Поповой зайти к его приятелю Сергееву. После распития спиртных напитков у последнего Нырков предложил Поповой вступить с ним в половое сношение, пообещав в ближайшее время жениться на ней. Получив согласие, Нырков совершил половой акт в обычной форме, а через некоторое время иные сексуальные действия. На следующий день Нырков уехал из города. При прохождении медицинского осмотра у Поповой было установлено наличие венерического заболевания.
Решите вопрос о возможности привлечения Ныркова к уголовной ответственности. Изменится ли квалификация содеянного, если Попова не достигла 14-летнего возраста?
Как следовало бы квалифицировать содеянное, если бы Нырков сдержал своё обещание и женился на Поповой?
2.3. Голубев и Уханов, проезжая около 23 часов по городу на автомашине, увидели идущую по улице Мынову. Остановившись, Голубев и Уханов подошли к Мыновой и предложили ей прокатиться с ними. Когда Мынова стала отказываться, Уханов и Голубев, преодолевая сопротивление, затащили её в машину, где поочерёдно изнасиловали. Через несколько недель, узнав о наступившей беременности, Мынова покончила жизнь самоубийством, выбросившись из окна квартиры, расположенной на четвёртом этаже.
Решите вопрос об ответственности указанных лиц. Изменится ли квалификация содеянного, если Мынова страдала психическим расстройством, о котором было известно виновным?
2.4. Гасымов признан виновным в том, что в ночь на 13 апреля 2008 г., находясь в состоянии наркотического опьянения, вошёл в комнату Дёминой в общежитии КГМУ, сломил её сопротивление и, угрожая убийством, совершил половой акт в естественной форме. Когда Дёмина крикнула, что таких, как он, следует «кастрировать в детском возрасте», Гасымов ударил её рукой в лицо, после чего услышал, как она сказала: «Посажу». Испугавшись угрозы потерпевшей, а также того, что на её крики могут прийти соседи из других комнат, Гасымов отшвырнул Дёмину на кровать и подобранным в комнате топором несколько раз ударил потерпевшую по голове. От полученных повреждений Дёмина, не приходя в сознание, через трое суток скончалась в больнице.
Дайте юридический анализ содеянного и квалифицируйте действия Гасымова.
2.5. Тренер женской команды по баскетболу одного из вузов 62-летний Старков предложил центровой Мальцевой выгодный контракт за рубежом. Для разговора об этом он пригласил девушку к себе домой. В процессе беседы Старков обнимал Мальцеву, гладил её по телу, говорил, что если она ответит ему взаимностью, то контракт с зарубежным клубом позволит ей обогатиться на всю жизнь. В конце разговора Старков пытался повалить Мальцеву на диван и раздеть её, но той удалось вырваться и уйти. Спустя несколько дней зарубежный клуб при содействии Старкова заключил контракт с другой спортсменкой.
Можно ли привлечь Старкова к уголовной ответственности? В чём отличие между покушением на изнасилование и понуждением к действиям сексуального характера?
3*. Изучить материалы судебной практики по теме и подготовить письменную работу с выдержками из судебных решений.Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинару и практическимзанятиям
Перед выполнением заданий для самостоятельной работы и подготовкой к семинарскому и практическому занятиям студенту рекомендуется изучить диспозиции и санкции ст. 131 – 135 УК РФ, устанавливающих основания и меры уголовной ответственности за преступления противполовой свободы и половой неприкосновенности личности. Для лучшего уяснения содержания объективных и субъективных признаков составов данных преступлений следует ознакомиться также с существующими разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, а также доктринальными толкованиями указанных уголовно-правовых норм, содержащимися в рекомендуемой учебной и научной литературе.
При решении задач необходимо всегда устанавливать имело ли место насилие (угроза применения насилия) со стороны виновного лица в адрес потерпевшего (потерпевшей) или иных лиц, возраст потерпевшего (потерпевшей) и другие обстоятельства, имеющие уголовно-правовое значение. Без указанных сведений правильная квалификация деяния, описываемого в условиях практической задачи, невозможна.
Для выполнении третьего задания студентам рекомендуется использование справочно-правовых систем «КонсультантПлюс» и «Гарант», в которых содержатся материалы судебной практики, как Верховного Суда РФ, так и региональных судебных органов, а также обзоры судебной практики. Кроме того, обзоры судебной и следственной практики можно найти на сайтах судебных и правоохранительных органов в сети Интернет.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. С какого момента изнасилование и насильственные действия сексуального характера признаются оконченным преступлением?
2. Какие способы совершения изнасилования и насильственных действий сексуального характера предусмотрены уголовным законом?
3. Какие способы понуждения к действиям сексуального характерапредусмотрены уголовным законом?
4. Кто является субъектном преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних?
Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники
8.1. – 2, 9, 10.
8.2. – 6.
8.3. –2.
8.4. – 1–4.
Тема 2.5. Преступления против конституционных прав и свобод
человека и гражданина
Понятие и виды преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина, их классификация и общая характеристика.
Преступления против социально-экономических прав и свобод гражданина. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина. Нарушение требований охраны труда. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов. Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет. Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат. Нарушение авторских и смежных прав. Нарушение изобретательских и патентных прав.
Преступления против личных прав и свобод человека и гражданина. Нарушение неприкосновенности частной жизни. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений. Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Нарушение неприкосновенности жилища. Отказ в предоставлении гражданину информации. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий.
Преступления против политических прав и свобод граждан. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. Фальсификация избирательных документов, документов референдума. Фальсификация итогов голосования. Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них.
Семинар «Преступления против конституционных прав и свобод
человека и гражданина» – очная форма обучения
1. Понятие и виды преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина, их классификация и общая характеристика.
2. Преступления против политических прав и свобод граждан.
3. Преступления против социально-экономических прав и свобод гражданина.
4. Преступления против личных прав и свобод человека и гражданина.
Практическое занятие «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» – очная форма обучения
Решение практических задач типа «case-study» по теме занятия на выбор преподавателя, направленных на выработку практического навыка оценки правовой ситуации, связанной с квалификацией составов преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина.
1. Преподаватель раздает каждому студенту учебный материал, который они должны проанализировать.
2. Студенты на основе анализа полученной информации дают правовую оценку приведенной ситуации с обязательной ссылкой на нормативные правовые акты в заданной учебным материалом сфере и озвучивают ее, аргументируя свою точку зрения.
3. Результат решения задачи обсуждается студентами в виде свободной дискуссии с преподавателем и другими студентами.
4. Преподаватель дает оценку качества решения задач и разъясняет выявленные проблемные вопросы и ошибки.
Задания для самостоятельной работы
1. Подготовка инициативного устного доклада (сообщения) по проблемным вопросам уголовного права на одну из следующих тем (по выбору студента):
1.1.«Значение уголовно-правовой охраны прав и свобод человека и гражданина»;
1.2.«Сравнительный анализ российского и зарубежного уголовного законодательства о преступных посягательствах на права авторов и иных правообладателей в сфере интеллектуальной собственности»;
1.3.«Личная жизнь человека под охраной уголовного закона».
2. Задачи.
2.1. Почтальон Шведин, разнося письма по адресам, неоднократно знакомился с их содержанием. Из писем он узнавал различную информацию, в том числе интимного характера, о соседях и знакомых. В кругу своих друзей он распространял эту информацию, прибавляя свои домыслы и оценки.
Квалифицируйте действия Шведина. Изменилось бы ваше решение, если бы Шведин распространял информацию, содержащуюся в прочтенных им письмах, посторонним лицам?
2.2. За день до проведения выборов Президента Российской Федерации Семенов, зная заранее, что его родители будут голосовать за другого кандидата в Президенты РФ, в целях воспрепятствования осуществлению ими своих избирательных прав запер родителей в квартире, где они вынуждены были находиться весь день голосования. В результате родители Семенова не смогли пойти на избирательный участок и проголосовать за понравившегося им кандидата.
Квалифицируйте действия Семенова. Изменилось бы ваше решение, если бы Семенов запер родителей в квартире случайно?
2.3. Профессор Зайцев и доцент Жмуркин совместно подготовили и издали учебное пособие по одной из юридических дисциплин. Гонорар, полученный от издательства, они поделили поровну. Через год профессор Зайцев скончался. Жмуркин, внеся в текст учебного пособия незначительные правки, вновь сдал его в издательства, указав в качестве автора только себя. Весь гонорар, который составил 60000 рублей, он присвоил себе. Узнав об этом, родственники профессора Зайцева заявили о нарушении авторских прав покойного и разделе гонорара поровну между доцентом Жмуркиным и родственниками профессора Зайцева.
Квалифицируйте действия доцента Жмуркина. Изменилось бы ваше решение, если бы доцент Жмуркин издал учебное пособие под своей фамилией, но половину гонорара (30000 рублей) отдал бы родственникам профессора Зайцева в память о заслугах последнего?
2.4. Генеральный директор ООО «Вымпел» Васильчиков отдал распоряжение бухгалтерии не начислять и не выплачивать в течение трех месяцев заработную плату всем работникам ООО, кроме работников бухгалтерии, отдела кадров, коммерческого директора и генерального директора ООО«Вымпел». Свое решение он мотивировал тем, что организация находится на грани банкротства. Сэкономленные таким образом деньги Васильчиков распорядился отдавать в счет погашения долгов ООО «Вымпел» перед другими кредиторами.
Возмущенные таким поступком генерального директора, сотрудники ООО«Вымпел» обратились в правоохранительные органы с просьбой привлечь Васильчикова к уголовной ответственности.
Решите вопрос об уголовной ответственности Васильчикова.
Изменилось бы ваше решение, если бы Васильчиков отдал распоряжение перевести сэкономленные на зарплате сотрудников деньги на свой личный счет в одном из зарубежных банков и потратил их на отдых своей семьи?
2.5. Макаркина, желая отомстить своему бывшему мужу Сидоркину, разослала всем его родственникам и знакомым, проживающим в разных городах Российской Федерации, письма, которые содержали информацию о том, что Сидоркин умер от алкоголизма.
Решите вопрос об уголовной ответственности Макаркиной. Изменилось бы ваше решение, если бы Макаркина распространяла эти сведения не в письменном виде, а лично, приезжая к родственникам и знакомым Сидоркина и со слезами на глазах рассказывая о случившемся?
3*. Изучить материалы судебной практики по теме и подготовить письменную работу с выдержками из судебных решений.Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинару и практическому занятию
Перед выполнением заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинарскому и практическому занятиям студенту рекомендуется повторить положения главы 2 Конституции Российской Федерации об основных правах и свободах человека и гражданина в российском обществе и государстве. Затем необходимо обратиться к изучению положений главы 19 (ст. 136 – 149) УК РФ, устанавливающих преступность и наказуемость общественно опасных деяний, посягающих на конституционные права и свободы человека и гражданина. С целью лучшего усвоения данной темы рекомендуется изучить предлагаемую литературу. Для закрепления изученного материала следует выполнить задания для самостоятельной работы и проверить себя с помощью контрольных вопросов.
Для выполнении третьего задания студентам рекомендуется использование справочно-правовых систем «КонсультантПлюс» и «Гарант», в которых содержатся материалы судебной практики, как Верховного Суда РФ, так и региональных судебных органов, а также обзоры судебной практики. Кроме того, обзоры судебной и следственной практики можно найти на сайтах судебных и правоохранительных органов в сети Интернет.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какие деяния называются дискриминацией в уголовном законе?
2. Какие личные права и свободы охраняются уголовным законом от преступных посягательств?
3. Что представляют собой контрафактные экземпляры произведений и фонограмм?
4. Какое преступление называется в уголовном законе «плагиатом»?
5. В каких случаях отказ в предоставлении гражданину информации признается уголовно наказуемым деянием?
Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники
8.1. – 2, 3, 6, 9, 10.
8.3. –2.
8.4. – 1–4.