Определите форму вины Яковлева.
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к семинару и практическому занятию
Перед выполнением заданий для самостоятельной работы и подготовкой к семинарскому и практическому занятиям студенту рекомендуется ознакомиться с содержанием основной литературы, а по возможности – и дополнительной, с целью определения социальной сущности и юридического значения субъективной стороны преступления. При этом особое внимание необходимо обратить на законодательные определения умысла и неосторожности, их разграничение друг от друга в зависимости от содержания интеллектуальных и волевых моментов различных форм вины.
Изучая указанные вопросы, следует иметь в виду, что многие из них до сих пор носят дискуссионный характер в науке уголовного права (например, трактовка ч. 2 ст. 24 УК РФ относительно возможности установления неосторожной вины в преступлениях, которые не предусматривают ее в диспозиции), а потому в разных источниках, включая рекомендуемую литературу, могут трактоваться по-разному. Работа с такими источниками должна научить студента формировать собственное мнение относительно полемических вопросов уголовной политики и др., обосновывать собственную позицию, опираясь на акты законодательства и устоявшиеся уголовно-правовые понятия и иные юридические категории.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Чем отличается принцип «объективного вменения» от принципа «субъективного вменения»?
2. Дайте понятие прямого и косвенного умысла.
3. В чем отличие виновного и невиновного поведения?
4. Чем отличается косвенный умысел от легкомыслия?
5. Каково уголовно-правовое значение мотивов и целей преступления?
Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники
8.1. – 2, 9.
8.3. –1.
8.4. – 1, 2, 4.
Тема 1.8. Неоконченное преступление. Стадии совершения
преступления
Понятие и виды стадий совершения умышленного преступления. Значение установления отдельных стадий преступления для решения вопроса об уголовной ответственности. Основания ответственности за неоконченное преступление.
Понятие и признаки обнаружения умысла. Вопрос о наказуемости обнаружения умысла.
Понятие и признаки приготовления к преступлению, его виды. Отличие приготовления от обнаружения умысла. Особенности квалификации и условия наказуемости приготовления к преступлению.
Понятие и признаки покушения на преступление. Виды покушений. Отличие покушения от приготовления и оконченного преступления. Особенности квалификации и условия наказуемости покушения на преступление.
Понятие оконченного преступления. Момент окончания отдельных видов преступлений.
Значение стадий совершения преступления для решения задач таможенных органов РФ по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений в сфере экономической деятельности.
Добровольный отказ от преступления, его понятие и признаки. Уголовно-правовое значение добровольного отказа от преступления. Добровольный отказ при соучастии в преступлении. Отличие добровольного отказа от деятельного раскаяния.
Практическое занятие «Неоконченное преступление. Стадии совершения
преступления» – формы обучения: очная и заочная
Решение практических задач типа «case-study» по теме занятия на выбор преподавателя, направленных на выработку практического навыка оценки правовой ситуации и определения стадий совершения преступления.
1. Преподаватель раздает каждому студенту учебный материал, который они должны проанализировать.
2. Студенты на основе анализа полученной информации дают правовую оценку приведенной ситуации с обязательной ссылкой на нормативные правовые акты в заданной учебным материалом сфере и озвучивают ее, аргументируя свою точку зрения.
3. Результат решения задачи обсуждается студентами в виде свободной дискуссии с преподавателем и другими студентами.
4. Преподаватель дает оценку качества решения задач и разъясняет выявленные проблемные вопросы и ошибки.
Задания для самостоятельной работы
1. Подготовка инициативного устного доклада (сообщения) по проблемным вопросам уголовного права на одну из следующих тем (по выбору студента):
1.1. «Теоретические подходы к понятию «стадии совершения преступления».
1.2. «Проблемы определения момента окончания преступления в преступлениях с формальным составом».
1.3. «Виды покушения на преступление: теоретические и практические проблемы».
2. Задачи*.
2.1. Возможно ли покушение на совершение преступлений, предусмотренных статьями 110, 162, 163, 209, 277, 290, 293, 295, 317 УК РФ?
2.2. Ивин задумал отомстить соседу, которого ревновал к своей жене. С этой целью он изготовил из охотничьего ружья обрез, который хранил дома.
Как квалифицировать действия Ивина?
2.3. Аркин из ревности решил убить свою бывшую жену. С этой целью он выстрелил в нее, целясь в голову, с близкого расстояния. Потерпевшей был причинен тяжкий вред здоровью.
Квалифицируйте его действия.
2.4. Рядовой Шахов, не желая продолжать военную службу, дезертировал с поста с вверенным ему оружием. После двух недель скитаний, одумавшись, Шахов вернулся в воинскую часть и сдал оружие.
Имеется ли в действиях Шахова добровольный отказ от совершения преступления?
2.5. В 2009 году Новожилов приобрел у неустановленного лица автомат с боевыми патронами и хранил его у себя дома до изъятия сотрудниками милиции в 2014 году.
Дайте характеристику особенностей окончания длящегося и продолжаемого преступления.
3*. Изучить материалы судебной практики по теме и подготовить письменную работу с выдержками из судебных решений.Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию
Перед выполнением заданий для самостоятельной работы и подготовкой к практическому занятию студенту рекомендуется ознакомиться с содержанием основной литературы, а по возможности – и дополнительной. При этом особое внимание необходимо обратить на различные подходы к пониманию стадий преступления, существующих в научной литературе. Рассматривая оконченное покушение, необходимо уделить внимание вопросу о возможности добровольного отказа при оконченном покушении.
Изучая указанные вопросы, следует иметь в виду, что многие из них до сих пор носят дискуссионный характер в науке уголовного права, а потому в разных источниках, включая рекомендуемую литературу, могут трактоваться по-разному. Работа с такими источниками должна научить студента формировать собственное мнение относительно полемических вопросов уголовной политики и др., обосновывать собственную позицию, опираясь на акты законодательства и устоявшиеся уголовно-правовые понятия и иные юридические категории.
Решение задач в рамках самостоятельной работы осуществляется письменно и предполагает аргументированный ответ применительно к рассматриваемой теме.
Для выполнении третьего задания студентам рекомендуется использование справочно-правовых систем «КонсультантПлюс» и «Гарант», в которых содержатся материалы судебной практики, как Верховного Суда РФ, так и региональных судебных органов, а также обзоры судебной практики. Кроме того, обзоры судебной и следственной практики можно найти на сайтах судебных и правоохранительных органов в сети Интернет.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Чем отличается формирование умысла от приготовления к преступлению?
2. Каковы особенности квалификации неоконченных преступлений?
3. Какие бывают виды покушения на преступление?
4. Чем отличается добровольный отказ от преступления от деятельного раскаяния?
Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники
8.1. – 2, 9.
8.3. –1.
8.4. – 1, 2, 4.