Специфика исчисления и уплаты налогов на железнодорожном транспорте
Выявление особенностей налогообложения на железнодорожном транспорте с учетом специфики исчисления и уплаты налогов ОАО «РЖД», как организации, в состав которой входят обособленные подразделения, является одним из элементов налогового планирования, позволяющим разработать оптимальную систему исчисления и уплаты налогов.
В соответствии со статьей 246 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
|
|
В связи с этим, при исчислении налога на прибыль доходы и расходы ОАО «РЖД», должны определяться с учетом положений главы 25 Налогового кодекса РФ.
Глава 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ введена в действие с 1 января 2002 года.
Налоговый кодекс установил новый порядок расчета с бюджетами по налогу на прибыль организаций, имеющих обособленные структурные подразделения. С ведением в действие главы 25 Налогового кодекса РФ на железнодорожном транспорте сохранилась централизация налога на прибыль, что обусловлено правовым статусом ОАО «РЖД», филиалов и иных обособленных подразделений.
Согласно ст. 288 НК РФ налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.
|
|
Последовательность расчетов по налогу на прибыль приведена на рис. 1.1.
Уровень
распределения
|
|
|
|
Сумма платежа в федеральный бюджет определяется по организации в целом исходя из фиксированной ставки и общей налогооблагаемой прибыли организации и вносится по месту ее нахождения.
Сумма платежа в бюджеты субъектов РФ определяется отдельно по организации (без структурных подразделений) и по каждому структурному подразделению исходя из ставок налога, действующих на территориях, где расположены организации и структурные подразделения, и налогооблагаемой прибыли каждого структурного подразделения.
Налогооблагаемая прибыль структурного подразделения (Пн) определяется по формуле:
Пн=Ус*По,
где
Ус – средняя величина удельного веса структурного подразделения, исчисленная в установленном порядке;
По – налогооблагаемая прибыль организации.
|
В свою очередь, средняя величина удельного веса структурного подразделения (Ус) определяется с применением одного из вариантов, предусмотренных законодательством:
Ус = 1/2(Учисл.+Уо.ф.)
либо
Ус=1/2 (Уфот+Уо.ф.),
где
Учисл. – удельный вес среднесписочной численности работников структурного подразделения в среднесписочной численности организации в целом;
Уо.ф. – удельный вес стоимости основных производственных фондов структурного подразделения в стоимости основных производственных фондов организации в целом;
Уфот – удельный вес фонда оплаты труда работников структурного подразделения в фонде оплаты труда организации в целом.
|
Обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
|
Налог на добавленную стоимость (НДС) введен в Российской Федерации с 1 января 1992 года и в настоящее время регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.
Статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации. При этом под организациями, согласно статье 11 Кодекса, понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщик (юридическое лицо) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в порядке, установленном Кодексом.
Налог на добавленную стоимость в размере 100 процентов поступает в доход федерального бюджета.
|
|
Законодательством, действовавшим до 01.01.2004 г., предусматривалось, что налог на имуществопредприятий зачисляется в бюджет только по месту нахождения организации (месту государственной регистрации) и месту нахождения обособленных подразделений организации (а не по месту нахождения имущества).
«Организации, в состав которых входят филиалы и иные обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, зачисляют налог на имущество предприятий в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти подразделения, на стоимость основных средств, материалов, МБП и товаров этих подразделений.
|
С 1 января 2004 года введена в действие глава 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса РФ, существенно изменившая порядок налогообложения имущества организаций.
В соответствии с нормами главы 30 Налогового кодекса РФ налоговая база по налогу на имущество должна быть определена организацией отдельно в отношении имущества:
· подлежащего налогообложению по месту нахождения организации;
· каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
· находящегося вне места нахождения организации, обособленного подразделения;
· облагаемого по разным ставкам.
|
обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс.
Следовательно, по местонахождению обособленных подразделений ОАО «РЖД», не имеющих отдельного баланса, налоговая база исчисляется только в отношении основных средств, относящихся к недвижимому имуществу (зданий, сооружений). Другие основные средства (движимое имущество), находящиеся в обособленных подразделениях, включаются в налоговую базу для целей налогообложения по местонахождению организации. То есть, налог на имущество от стоимости недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения ОАО «РЖД», должен уплачиваться по местонахождению этого имущества.
|
|
|
В соответствии со статьей 243 НК РФ обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате единого социального налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.
Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.
|
Организациями, в состав которых входят обособленные подразделения, не имеющие расчетных счетов, отдельного баланса, не начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу работников и физических лиц, могут перейти на централизованную уплату единого социального налога (Письмо МНС РФ от 06.09.2001 г. № СА-6-05/687).
С 1 января 2001 г. п. 7 ст. 226 НК РФ определяет, что налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммыналога на доходы физических лиц как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
|
Схема управления железнодорожным транспортом, сформированная в результате создания ОАО «РЖД», представлена на рис.1.2.
Учитывая экономическую значимость железнодорожного транспорта, в том числе в структуре доходов бюджетов всех уровней, реформирование железнодорожного транспорта должно осуществляться при обязательной поддержке проектов реформирования государством.
3.2. Налоговое планирование в системе управления железнодорожным транспортом
Неотъемлемой составной частью управленческого процесса ОАО «РЖД» является налоговое планирование.
В экономической литературе определение налогового планирования хозяйствующего субъекта рассматривается как «неотъемлемая часть управления его финансово-хозяйственной деятельностью в рамках единой стратегии его экономического развития, представляющей собой процесс
|
|
Рис. 1.2. Структура управления железнодорожным транспортом
В приведенном определении подчеркивается связь налогового планирования с управлением финансово-хозяйственной деятельностью.
|
· состояние и тенденции развития налогового, таможенного, гражданского, бухгалтерского законодательства;
· основные направления бюджетной, налоговой и инвестиционной политики государства;
· уровень профессионализма налоговых консультантов и другие.
Налоговое планирование должно основываться на применении определенных, обоснованных правил, принципов, которые по своему содержанию можно подразделить на группы:
- правовые;
- экономические;
- организационные.
|
Информационная налоговая база может включать в себя перечень налогов и сборов, подлежащих уплате ОАО «РЖД», исходя из осуществляемых видов деятельности, статуса, места расположения, наличия структурных подразделений, ставки налогов, источники начисления, льготы по налогам, порядок исчисления и уплаты налогов и представления налоговых деклараций.
Информационная налоговая база тем самым «определяет налоговые рамки, в которых организация может вести деятельность, формировать финансовую политику, принимать управленческие решения, регулировать уровень налогообложения».
Оперативное налоговое планирование, в свою очередь, включает в себя совокупность действий в рамках текущей деятельности организации, позволяющих осуществлять управление расходами и регулировать уровень налоговой нагрузки. Оперативное налоговое планирование носит текущий характер и определяется условиями хозяйствования и налогообложения организации, сформированными на этапе стратегического налогового планирования.
|
Налоговое планирование оказывает существенное влияние на размер расходов, формирование финансовых результатов деятельности организации. Поэтому принятие управленческих решений должно осуществляться на основе налогового планирования, задачей которого является анализ налоговых последствий на принципах вариантности и оценка степени их влияния на финансовые результаты организации.
Налоговое планирование имеет важнейшее значение при составлении планов расходов и доходов, формировании бюджета. В составе плана расходов план по налоговым платежам занимает особое место, что объясняется следующими причинами:
- существенность размера налоговых обязательств в общей сумме расходов;
-
|
Таким образом, очевидно, что налоговое планирование является составной и неотъемлемой частью системы финансового управления в организации.
Представленный в таблице 2.1 порядок уплаты налогов и представления налоговых деклараций ОАО «РЖД», как организации, в состав которой входят обособленные подразделения может быть использован в целях формирования информационной налоговой базы ОАО «РЖД»
Таким образом, можно выделить три этапа (стадии) налогового планирования: стратегическое планирование, оперативное планирование и оценка эффективности налогового планирования. Этапы и направления налогового планирования представлены на рис. 2.1.
Основные направления и принципы налоговой политики организации формируются на этапе стратегического налогового планирования. На этом же этапе разрабатываются основные аспекты учетной политики организации для целей налогообложения. Указанные элементы стратегического планирования оказывают прямое влияние как на величины налоговых платежей, так и на финансовые результаты деятельности организации в целом.
|
Примечание | Уплата авансовых платежей по налогу на прибыль, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, организациями, в состав которых входят территориально-обособленные структурные подразделения, производится по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений исходя из удельного веса среднесписочной численности работников (или расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно по организации в целом (на конец отчетного периода). | |||||||||
Место представления налоговой декларации | По месту нахождения организации представляется декларация по налогу на прибыль в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям В налоговый орган по месту нахождения обособленных подразделений организации представляют декларацию, включающую в себя титульный лист (Лист 01), подраздел 1.1 Раздела 1 и (или) подраздел 1.2 Раздела 1, а также расчет суммы налога, подлежащей уплате по месту нахождения данного обособленного подразделения (соответствующие страницы Приложения № 5а к Листу 02, касающиеся суммы налога, подлежащей уплате по месту нахождения данного обособленного подразделения) | |||||||||
Место уплаты налога | - 4 | - В федеральный бюджет – по месту нахождения головной организации - В бюджеты субъектов РФ – по месту нахождения головной организации и обособленных подразделений | ||||||||
Место определения налоговой базы | Место нахождения головной организации | |||||||||
Объект налогообложения | Доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ | |||||||||
Наименование налога (сбора) | Налог на прибыль | |||||||||
В учетной политике организации для целей исчисления налога на прибыль должен быть зафиксирован избранный организацией показатель для расчета удельного веса – среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Выбранный показатель должен быть неизменным в течение налогового периода | - | |||||||||
По месту нахождения головной организации | ||||||||||
В федеральный бюджет (100%) – по месту нахождения головной организации | ||||||||||
Место нахождения головной организации | ||||||||||
· Реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ · Передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, | ||||||||||
Налог на добавленную стоимость | ||||||||||
- | ||||||||||
- По месту нахождения головной организации - По месту нахождения обособленных подразделений организации, имеющих отдельный баланс - По месту нахождения объекта недвижимого имущества | ||||||||||
- По месту нахождения головной организации - По месту нахождения обособленных подразделений организации, имеющих отдельный баланс | ||||||||||
- Место нахождения головной организации - Место нахождения обособленных подразделений организации, имеющих отдельный баланс | ||||||||||
расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций · Выполнение СМР для собственного потребления · Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации | Движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств | |||||||||
Налог на имущество организаций | ||||||||||
Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета, могут принять решение о централизованной уплате единого социального налога. Порядок уплаты единого социального налога указанными организациями должен быть зафиксирован в учетной политике для целей налогообложения | ||||||||||
· По месту нахождения головной организации или · По месту нахождения головной организации и по месту нахождения обособленных подразделений, не имеющих собственного баланса и расчетного счета · По мету нахождения обособленных подразделений организации, имеющих отдельный баланс и расчетный счет | ||||||||||
- По месту нахождения объекта недвижимого имущества | · Централизованная уплата по месту нахождения головной организации или · Уплата ЕСН по месту нахождения головной организации и по месту нахождения обособленных подразделений, не имеющих собственного баланса и расчетного счета · Уплата ЕСН по мету нахождения обособленных подразделений организации, имеющих отдельный баланс и расчетный счет | |||||||||
- Место нахождения недвижимого имущества | · Головная организация или · Головная организация и обособленные подразделения, не имеющие собственного баланса и расчетного счета | |||||||||
Выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг | ||||||||||
| Единый социальный налог | |||||||||
- | ||||||||||
- По месту нахождения головной организации - По месту нахождения каждого обособленного подразделения | ||||||||||
- Уплата ЕСН по мету нахождения обособленных подразделений организации, имеющих отдельный баланс и расчетный счет | - Место нахождения головной организации - Место - - - - - - - - - - - нахождения каждого обособленного подразделения (исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам обособленных подразделений) | |||||||||
- Место нахождения головной организации - Место нахождения каждого обособленного подразделения | ||||||||||
Доходы, полученные физическими лицами как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды | ||||||||||
Налог на доходы физических лиц | ||||||||||
|
В соответствии со статьей 83 НК РФ местом нахождения транспортных средств признается: для морских, речных и воздушных транспортных средств - место нахождения (жительства) собственника имущества; - для иных транспортных средств - место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества | - | |||
По месту нахождения транспортного средства | По месту нахождения земельного участка | |||
В бюджеты субъектов РФ по месту нахождения транспортного средства | В бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения | |||
- Место нахождения транспортного средства | Место нахождения земельного участка | |||
Транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации | Земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог | |||
| Транспортный налог | Земельный налог |
Определение целей и задач организации
ü Форма создания структурных подразделений (с собственным балансом и расчетным счетом; без собственного баланса и расчетного счета)
ü Определение места нахождения организации и ее структурных подразделений
ü Формирование принципов учетной политики для целей налогообложения
Результатом стратегического планирования является разработка информационной базы для оперативного налогового планирования
Определение объектов налогообложения и налоговых баз по отдельным видам налогов
ü Исследование налоговых льгот и оценка эффективности их применения
ü Выбор оптимальных вариантов налогового и бухгалтерского учета
ü Составление планов налоговых платежей
ü Юридический анализ хозяйственных отношений, их налоговые последствия
ü Принятие управленческих решений с учетом результатов налогового планирования
üРазработка и применение системы показателей - факторов, характеризующих эффективность налогового планирования
üВыявление отклонений фактических показателей от плановых и исследование их причин
ü Корректировка действующей системы налогового планирования
|
В рамках стратегического планирования в ОАО «РЖД» разработано и утверждено Приказом. Положение об учетной политике для целей налогообложения Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», включающее в себя:
- особенности постановки ОАО «РЖД» на налоговый учет и уплаты налогов и сборов;
- направления учетной политики по НДС;
- направления учетной политики в целях исчисления налога на прибыль;
- особенности исчисления и уплаты налога на имущество организаций;
- особенности исчисления и уплаты других налогов и сборов, в том числе земельного налога, налога на добычу полезных ископаемых, водного налога, акцизов, единого социального налога, единого налога на вмененный доход.
При организации налогового учета ОАО «РЖД» соблюдает следующие принципы:
-
|
- система регистров налогового учета основывается на получении и группировке данных, необходимых для исчисления налоговой базы и заполнения декларации по налогу на прибыль;
- при обеспечении налогового учета учитываются особенности финансово-хозяйственной деятельности ОАО «РЖД» и специфика системы бухгалтерского учета.
При ведении налогового учета в ОАО «РЖД» формируются расчетные регистры налогового учета операций обособленных подразделений и ОАО «РЖД» как головной организации, а также сводные регистры налогового учета. Таким образом, расчетные регистры ведутся на уровне ОАО «РЖД», филиалов и других обособленных подразделений. Причем, расчетные регистры налогового учета по ОАО «РЖД» в целом формируются на основе данных сводных регистров налогового учета филиалов и других обособленных подразделений ОАО «РЖД».
|
хранения по месту совершения хозяйственных операций.
Стратегическое налоговое планирование должно основываться на правовых принципах, сформированных на основе изучения и анализа норм налогового, таможенного, гражданского, бухгалтерского законодательства.
Глава 4. Порядок оформления и применения учетной политики для целей налогообложения