Особенности налоговых систем стран СНГ

Несмотря на негативные последствия распада единого народно-хозяйственного комплекса СССР, в том числе и налоговой системы, государства СНГ сохранили общие черты и связи. Важной задачей, стоящей перед странами СНГ, является дальнейшее развитие налоговых отношений.

В частности, объединение и унификация внутреннего рынка; упразднение налоговых границ и создание условий для свободного перемещения товаров; рационализация структур налоговых систем и пересмотр порядка их исчисления и взимания.

-63-
В настоящее время между странами СНГ действует единая "Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СНГ", межправительственные соглашения России с отдельными странами СНГ об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество, о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства, о снятии ограничений в хозяйственной деятельности и др.

Вместе с тем различие в законодательствах стран СНГ препятствует формированию общего рыночного пространства. В частности, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на имущество, земельный налог имеют место в налоговых системах стран СНГ. В тоже время, налоговая система каждой страны имеет свои особенности, что является препятствием на пути интеграционных процессов между странами СНГ.

Особенности налогообложения пронализируем на примере Белоруссии, Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана.

-64-
Отметим, что косвенные налоги во всех странах оказывают большое влияние на политику ценообразования. Важнейшим косвенным налогом является налог на добавленную стоимость. Общий порядок исчисления НДС странами СНГ позаимствован из опыта западноевропейских стран. В настоящее время в рамках СНГ достигнута унификация ставки в размере 20%. В то же время имеются различия в перечне товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставке 10%, нулевой ставке и не облагаемых налогом.

При взимании акцизов в рамках Таможенного союза имеет место проблема двойного налогообложения, что ведет к завышению цен на импортируемые товары и препятствует развитию взаимной торговли. Кроме того, существуют различия в перечнях подакцизных товаров, их ставках, что препятствует оформлению таможенных пошлин. В каждой из стран СНГ на большинство товаров установлены специфические ставки акцизов, причем в национальных валютах, что усложняет процесс выравнивания ставок.

Налог на прибыль или подоходный налог с юридических лиц является неотъемлемой частью налоговой системы всех стран СНГ. В большинстве стран плательщиками данного налога являются все юридические лица, включая иностранные. В Кыргызстане налог уплачивают только юридические лица-резиденты. В Белоруссии в качестве плательщиков выступают и участники договоров о совместной деятельности; в России прибыль, полученная от совместной деятельности, учитывается у каждого участника договора и облагается налогом на прибыль по общей ставке в составе налогооблагаемой прибыли.

-65-
Имеют место существенные различия и в ставках налогов. В Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане ставка налога на прибыль установлена в размере 30%, в России с первого января 2002 года - 24%, в Белоруссии – 25% и т.д.

Имеются различия в объекте налогообложения по странам СНГ. В России объектом налогообложения является валовая прибыль, в Белоруссии – балансовая прибыль, в Казахстане и Кыргызстане – совокупный облагаемый доход, в Таджикистане – разница между валовым доходом и вычетами.

Наиболее унифицированным налогом в рамках Таможенного союза является налог на имущество юридических лиц. Он взимается во всех странах, кроме Кыргызстана. Плательщиками налога на имущество являются все предприятия и организации. Предельная ставка налога достаточно низкая и составляет в Таджикистане 0,5%, в Белоруссии и Казахстане – 1%, в России – 2% от среднегодовой стоимости имущества. Конкретную ставку налога на имущество в России устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ.

-66-
В Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане действует система общегосударственных налогов, являющихся источником финансирования государственного бюджета, и местные налоги как источники местных бюджетов.

Виды налогов, составляющих налоговые системы Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана приведены в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Наши рекомендации