Адвокатура и оказание юридической помощи
Положения Концепции | Отражение в Конституции РФ | Отражение в законодательстве | Отражение на практике и комментарий |
1. Вывести адвокатуру из-под контроля Министерства юстиции | Эта подконтрольность сохранилась (см. Положение о Министерстве юстиции РФ, утв. Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г.) | ||
2.Закрепить в Конституции, что в целях оказания квалифицированной юридической помощи гражданам действует независимая адвокатура | Конституция РФ ничего не говорит о независимости адвокатуры | Данное положение Концепции не является обязательным | |
3.Необходимо резкое увеличение численности адвокатуры | Число лиц, называющих себя адвокатами, по сравнению с 1991г. возросло существенно вследствие появления всякого рода «параллельных» коллегий. Эти коллегии сокрушили нравственный уровень адвокатуры. Эта проблема, возможно, будет решена через десятилетия с помощью закона об адвокатуре, который еще предстоит принять | ||
4. Участие защитника в уголовном судопроизводстве с момента объявленияподозреваемому постановления об аресте или протокола задержания | Такой порядок предусмотрен в новой редакции ст.47 УПК. Но то, что казалось революционным в 1991 году, сегодня оказывается уже недостаточным | Бывают ситуации, когда еще не предъявлен протокол задержания, но уже осуществляются следственные действия. По этому поводу высказался Конституционный Суд РФ. В частности, в его постановлении от 27 июня 2000 г. № 11-П сказано, что «факт уголовного преследования и, следовательно, направленная против конкретного лица обвинительная деятельность могут подтверждаться актом о возбуждении в отношении данного лица уголовного дела, проведением в отношении него следственных действий (обыска, опознания, допроса и др.) и иными мерами, предпринимаемыми в целях его изобличения или свидетельствующими о наличии подозрений против него… Поскольку такие действия направлены на выявление уличающих лицо, в отношении которого ведется уголовное преследование, фактов и обстоятельств, ему должна быть безотлагательно предоставлена возможность обратиться за помощью к адвокату (защитнику)». В связи с этим КС признал не соответствующими Конституции РФ положения ч.1 ст.47 УПК, которые – по их буквальному смыслу – предоставляют лицу, подозреваемому в совершении преступления, право пользоваться помощью защитника лишь с момента объявления ему протокола задержания либо постановления о применении до предъявления обвинения меры пресечения в виде заключения под стражу | |
5. Недопустим разрешительный порядок регуляции деятельности адвокатуры | В Положении о Минюсте сохранен разрешительный порядок образования коллегий адвокатов | В проекте закона об адвокатуре и адвокатской деятельности предусмотрена только регистрация и включение в реестр адвокатов | |
6.Льготное налогообложение коллегий адвокатов | Некоторые льготы установлены | ||
7.Следует наладить официальноеинформирование коллегий адвокатов о подготовке нормативных актов по вопросам, затрагивающим конституционные права и свободы граждан, направление коллегиям проектов нормативных актов на рецензирование | Информирование коллегий адвокатов нормативно не предусмотрено | ||
8.Не нужно преграждать путь в судебные залы юристам, не входящим в состав коллегий и желающим практиковать вне их | В ст. 47 УПК в качестве защитников допускаются: адвокат по предъявлении им ордера юридической консультации; представитель профессионального союза или другого общественного объединения. По определению суда или постановлению судьи в качестве защитников могут быть допущены близкие родственники и законные представители обвиняемого, а также другие лица | Сегодня существуют адвокатские бюро, фирмы, частные адвокаты, не входящие в состав коллегий. Будущий закон об адвокатуре решит этот вопрос | |
9. Условиями выдачи лицензии на оказание юридической помощи должны быть: 1) высшее юридическое образование; 2) способность преодолеть моральные цензы (отсутствие судимости, например); 3) наличие опыта работы по юридической специальности; 4) сдача квалификационного экзамена специальной комиссии с участием судей, адвокатов, преподавателей юридических вузов, научных работников | Лицензирование юридической помощи не предусмотрено законодательством | Проект закона об адвокатуре предусматривает сдачу экзаменов перед комиссией, куда наряду с адвокатами входят представители Минюста, судов, юридической науки. Сдавший экзамен получит право на адвокатскую практику |
Таблица 8
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
Положения Концепции | Отражение в Конституции РФ | Отражение в законодательстве | Отражение на практике и комментарий |
1. Оставить за Минюстом вопросы формирования судейского корпуса | Исключено из функций Минюста (это можно считать более прогрессивным изменением, чем планировалось в Концепции) | Финансовые и организационные вопросы, касающиеся судебной власти, сосредоточились в Судебном департаменте при Верховном Суде РФ | |
2. Исключить право на возбуждение в отношении судьи дисциплинарного производства, на представление судей к присвоению квалификационных классов и освобождение от должности | Минюст РФ лишен этого права. Оно принадлежит теперь только органам судейского сообщества, как того требует Закон РФ «О статусе судей Российской Федерации» | ||
3. Оставить за Минюстом вопросы организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов | Исключено из функций Минюста. Эти вопросы в системе судов общей юрисдикции решает Судебный департамент при Верховном Суде РФ, а также Конституционный суд РФ и Высший арбитражный Суд в своей системе | ||
4. Подбор кадров судебных исполнителей и контроль за их деятельностью | Исполнительное производство стало одной из главных функций Минюста. Это закреплено в ФЗ «Об исполнительном производстве» и ФЗ «О судебных приставах» | ||
5. В ведении Минюста должны находиться (все) учреждения экспертизы и руководство их деятельностью, что позволит исключить ведомственную разобщенность экспертных служб и их зависимость от «заказчиков» – правоохранительных органов и спецслужб | Экспертные учреждения есть и в других правовых ведомствах (правоохранительных органах). Минюсту подчинены только экспертные учреждения, относящиеся к его системе | ||
6. Минюст должен стать органом, собирающим статистические данные обо всей системе юстиции. В частности: 1) о правовых конфликтах, начиная от поступления сигнала о преступлении до исполнения наказания, от обращения с исковым заявлением до исполнения судебного решения; 2) о денежных поступлениях в бюджет, полученных в результате деятельности судов и других учреждений юстиции, в т.ч. суммы, полученные от конфискации имущества, удержаний из заработков осужденных к исправительным работам, взысканные судами штрафы, государственная пошлина и судебные издержки | Положение о Минюсте говорит об этой функции, но под юстицией понимает только сферу, подведомственную Минюсту, т.е. гораздо более узко, нежели в Концепции | ||
7. Минюст должен отвечать за осуществление уголовно-исполнительной политики, создание и организацию ИТУ (кроме охраны), подготовку кадров для этих учреждений, их инспектирование, разработку и осуществление мер по ресоциализации осужденных | Эта функция теперь законодательно закреплена за Минюстом новой редакцией Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» | ||
8. Минюсту нужно поручить работу с кадрами судебных исполнителей и контроль за исполнением судебных решений | Эта функция закреплена в ФЗ «О судебных приставах» и ФЗ «Об исполнительном производстве» | ||
9. Разработка законопроектов по поручению Президента и Правительства | Прямо об этом Положение о Минюсте не говорит (только об экспертизе законопроектов) | На практике Минюст по поручениям Президента и Правительства разрабатывает отдельные законопроекты, в основном в подведомственной сфере. Предлагается также возложить на Минюст обязанность разрабатывать законопроекты, основанные на решениях Конституционного Суда РФ | |
10. Подготовка заключений по проектам, представляемым в законодательные органы, предварительный контроль их конституционности | Как частичную реализацию можно истолковать норму Положения о Минюсте об экспертизе законопроектов | Это не является систематическим видом деятельности Минюста | |
11. Обеспечение согласования принимаемых законов с действующим законодательством и контроль за формой изложения законодательного материала (юридическая техника) | Впрямую такой обязанности Минюста не зафиксировано | Целесообразно установление такой обязанности Минюста | |
12. Кодификация и систематизация законодательства, подготовка и издание Свода законов РФ | Впрямую такой обязанности Минюста не зафиксировано | Работа над Сводом законов ведется, но очень вяло |
Таблица 9