Средства диагностики компетенций

Устная форма:

1. Собеседования.

2. Коллоквиумы.

3. Решение теоретических и практических задач.

4. Разрешение юридических казусов.

5. Доклады на семинарских занятиях.

6. Доклады на конференциях.

7. Устные зачеты.

8. Устные экзамены.

9. Участие в студенческих юридических олимпиадах.

Письменная форма:

1. Тесты.

2. Контрольные опросы.

3. Контрольные работы.

4. Письменные отчеты по аудиторным (домашним) практическим упражнениям.

5. Рефераты.

6. Курсовые работы.

7. Публикации статей, докладов.

8. Письменные зачеты.

9. Письменные экзамены по учебной дисциплине.

10. Стандартизированные тесты.

11. Оценивание по модульно-рейтинговой системе.

Устно-письменная форма:

1. Курсовые работы с их устной защитой.

2. Зачеты.

3. Комбинированный итоговый государственный экзамен.

4. Защита дипломной работы.

5. Оценивание по модульно-рейтинговой системе.

6. Участие в студенческих юридических олимпиадах.

7. Другие.

Техническая форма диагностики компетенций:

1. Электронные тесты.

2. Другие.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа обучающихся – это совокупность всей самостоятельной учебной деятельности студентов, как в учебной аудитории, так и вне аудитории (в библиотеке, научной лаборатории, в домашних условиях и т.д.) в процессе освоения образовательных программ высшего образования первой ступени с использованием различных средств обучения и источников информации. Самостоятельная работа может осуществляться как в контакте с преподавателем, так и при его отсутствии.

Целями самостоятельной работы являются:

− активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся;

− формирование у обучающихся умений и навыков самостоятельного приобретения и обобщения знаний;

− формирование у обучающихся умений и навыков самостоятельного применения знаний на практике;

− саморазвитие и самосовершенствование.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работы:

− подготовка к текущим занятиям (лекция, практическое занятие, коллоквиум, контрольная работа, тестирование, устный опрос);

− изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку;

− выполнение индивидуально полученных заданий;

− выполнение предложенных студентам докладов в группе, на студенческих конференциях;

− подготовка к участию в конкурсах и другие работы, выполняемые не в обязательном порядке под руководством преподавателя или без его руководства.

При подготовке к занятиям студент должен изучить указанные к соответствующей теме нормативные правовые акты, учебный материал (соответствующий раздел учебника или учебного пособия, научно-практические комментарии, рекомендуемые статьи и монографии, конспект лекций), внимательно изучить фабулы предлагаемых задач или заданий, решить их, обозначить для себя вопросы, требующие обсуждения с преподавателем.

Рекомендованные нормативные источники необходимо изучать в их последней редакции.

Перечень дополнительной литературы сформирован на момент разработки программы курса. Поскольку в современных условиях законодательство подвергается интенсивным изменениям, следует иметь в виду, что рекомендованная литература может морально устареть. Кроме того, к моменту проведения занятия могут появиться новые научные публикации. Поэтому студент должен приучать себя к самостоятельному поиску новейшей литературы. Этот поиск может осуществляться по-разному: на основе изданных библиографических сборников или справочников, просмотра систематических каталогов в библиотеках, изучения электронных версий имидж-каталогов, просмотра юридической периодики и рекламных выпусков специализированных издательств, чтения сборников материалов научных конференций, материалов, размещенных в Интернете или иных электронных ресурсах и др.

Изучение положений уголовного права предполагает усвоение студентом обобщающих понятий, что возможно только с использованием свойств абстрактного мышления. Так, понимание сущности уголовной ответственности предполагает рассмотрение этого института с социальной и правовой стороны, уяснение основания уголовной ответственности в философском и юридическом аспектах, усвоение условий, принципов, целей и реализации уголовной ответственности.

Важным источником сведений об уголовном праве является судебная практика. Поэтому при подготовке к занятию следует изучить не только положения соответствующего постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь по определенной категории уголовных дел, но и рекомендованные обзоры судебной практики, а также извлечения из некоторых опубликованных постановлений Президиумов областных (городского) судов или определений Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь по конкретным уголовным делам.

Нормативные положения Общей части Уголовного кодекса тесно связаны с нормативными предписаниями Особенной части. Поэтому при решении казусов по Общей части уголовного права студенту придется знакомиться и с некоторыми положениями Особенной части. В этой связи ко многим задачам Общей части авторы курса указывали соответствующие статьи Особенной части УК.

На практических занятиях студент должен быть готов прокомментировать любой казус по рассматриваемой теме. Решение задачи должно быть аргументированным, содержать при необходимости ссылки на соответствующие статьи Уголовного кодекса, пункты постановлений Пленума Верховного Суда по уголовным делам, положения иных актов законодательства. Главным является не столько предложение решения соответствующей правовой ситуации, сколько обстоятельное его обоснование. Ответ студента должен свидетельствовать о знании им теории уголовного права и норм действующего законодательства.

Важным моментом в усвоении изученного материала является самопроверка своих знаний путем ответа на поставленные контрольные вопросы.

Студент должен помнить, что непонимание или ненадлежащее изучение и уяснение положений уголовного права неизбежно повлечет ошибки в практическом применении норм Уголовного кодекса.

Наши рекомендации