Дежурства как средство воспитания ответственности у детей дошкольного возраста
Дежурство – это сложная форма организации труда ребенка дошкольного возраста, где чувство ответственности выражено особенно ярко, чем где либо. Дежурство требует от ребенка большой самостоятельности, ответственности к порученному делу, умений, навыков, знаний последовательности работы. Дежурный ребенок ставится в условия обязательности выполнения трудовых действий. Он не может отказаться от дежурства, заняться чем-либо интересным по своему выбору. Педагогу важно в процессе труда дежурных формировать желание трудиться и у других детей, проявлять заботу о своих товарищах, о животных и растениях в уголке природы. И самое главное, воспитывать у ребенка чувство ответственности.
Согласно требованиям образовательных программ по дошкольному образованию дежурства вводятся во 2 младшей группе в конце года или в средней группе в начале учебного года. Эти указания отнюдь не противоречивы. Они исходят из опыта участия детей в поручениях. Ведь как показывает практика, если педагог дает детям поручения с начала учебного года во 2 младшей группе, добиваясь от детей самостоятельности, активности, желания участвовать в труде, то дежурство по столовой можно ввести в конце года во 2 младшей группе.
В данном возрасте педагог ставит перед детьми только одну цель: помочь няне накрыть на стол и позаботиться о тех детях, которые сидят рядом с дежурным. На каждый стол назначается свой дежурный. Он раздает ложки, ставит хлебницы, салфетницы, тарелки.
У детей 3-4 лет еще нет осознанности действий и поэтому ставить перед ними какие-либо требования не следует. Важно только создать у детей интерес к труду, создать эмоционально-положительный настрой на труд, поощрять попытки детей к самостоятельности.
Начиная со 2 младшей группы необходимо формировать представления о значимости труда, об очередности действий при выполнении порученного дела.
Педагог должен учить детей работать, не отвлекаясь, не суетиться, не спешить. При этом педагог использует напоминание, сопровождая действия ребенка: «Разложи сначала всем ложки, а потом поставишь тарелки».
Для детей нерешительных, медлительных особенно важна поддержка и поощрение педагога. Таких детей необходимо чаще ободрять, поощрять: «Молодец, Оля, ты правильно поставила салфетницы, на середину стола. Всем детям будет удобно их доставать».
Доброе слово, Ваше наставление поможет ребенку побороть свою нерешительность, робость, выполнить дело в срок.
Другие же дети наоборот, действуют слишком самостоятельно, решительно. Таких детей не следует часто приводить в пример, захваливать, всякий раз поручать дежурства. К таким детям необходимо предъявлять чуть повышенные требования (к качеству организации). «Посмотри, Катя, ты аккуратно поставила хлебницы? Всем детям будет удобно брать хлеб?»
Во 2 младшей и средней группах дети особенно нуждаются в индивидуальном обучении, постоянном контроле за их действиями. Напоминание педагога, а иногда и требование закончить работу, вырабатывает у ребенка привычку выполнять работу до конца.
Одним из эффективных приемов формирования желания трудиться во 2 младшей группе является совместный труд детей со взрослыми. Первое время педагог сам включается в дежурства и по мере надобности направляет действия детей. Игровые приемы особенно широко должны использоваться во 2 младшей и средней группах.
В средней группе в оценке результатов выполнения ребенком задания также эффективны игровые приемы. Здесь не обойтись без кукольных персонажей. Эти приемы позволяют педагогу долгое время поддерживать внимание ребенка, чтобы в это время рассказать подробнее о последовательности труда, дать оценку того, как выполнено задание. Интересны для детей дидактические игры, типа «Угостим куклу Катю», где еще раз оценивается умение детей и чувства ответственности. В процессе труда дежурных педагог пользоваться такими приемами, как показ, объяснение, мотивировка каждого требования к действиям ребенка. Особенно широко используется в младшей группе поощрение.
Важную роль в руководстве дежурствами детей 3-5 лет играет оценка труда детей. Надо найти обязательно что-то положительное в их поведении и деятельности, даже если ребенок на первых порах не всегда справляется с работой. «Молодец, Саша, ты хорошо научился поливать цветы. Только не забывай после работы ставить лейку на место»,
Воспитание ответственности – важное дело, требующее терпения, педагогического мастерства. И необходимо, начиная со средней группы, воспитывать ответственность за выполнение порученного дела, желание сделать работу, чтобы было приятно всем.
В средней группе объем работы дежурных увеличивается. Дежурные уже самостоятельно должны раскладывать вилки, ставить салфетницы, хлебницы, раздавать второе блюдо, собирать посуду.
Конечно, дежурство для детей очень сложная деятельность. Поэтому обучающие приемы здесь недостаточны. Необходимо тщательно продумывать организацию каждого вида труда. В уголке «Мы дежурим», в уголке природы должно быть все необходимое оборудование. Дежурные должны хорошо знать, где что находится.
В средней группе один дежурный обслуживает один стол, поэтому дежурства повторяются чаще и тем самым лучше усваиваются детьми необходимые навыки. У детей средней группы формируются элементарные формы сотрудничества: не мешать друг другу, уступать дорогу, спокойно ждать своей очереди у раздаточного стола. Необходимо постоянно напоминать детям, что они несут ответственность за выполнение своих обязанностей, которые они должны хорошо знать.
Педагогу при назначении дежурного следует учитывать индивидуальные особенности детей, уровень их трудовых навыков.
Дети средней группы еще не очень охотно трудятся, поэтому нужно терпеливо относиться к их желанию, вызывать интерес к работе дежурных, используя разнообразные приемы: пояснения, указания, поощрение, объяснение, чаще проводить дидактические игры. Важно показать детям рациональные действия в работе дежурных (посуду собирать сразу по несколько предметов). Не стоит обращать внимание на неудачи дежурных, лучше лишний раз показать, как необходимо действовать (нести стопку тарелок, сметать крошки). Педагогу необходимо напоминать дежурному, по какому проходу между столами удобнее ходить, чтобы избежать столкновений между двумя дежурными. Воспитатель должен регулировать темп работы дежурных (второе блюдо подавать, когда пустая тарелка поставлена на середину стола, не стоять перед ребенком, ожидая, пока он доест).
Привлекая детей к дежурству, педагог должен стремиться найти убедительные доводы для обеспечения полезности и необходимости труда: не польешь цветы – они могут завянуть, забудешь покормить рыбок – они останутся на весь день голодными.
Важно обращать внимание детей на то, что если дежурные будут добросовестно относиться к своим обязанностям, то это будет приятно всем детям, и самим дежурным. Нужно терпеливо, по несколько раз повторять детям, что работа дежурных нужна для детей всей группы, что товарищи всегда поступают так, проявляя заботу друг о друге.
Воспитание ответственности в ходе дежурств детей невозможно без систематического контроля со стороны педагога.
Приемы обучения дежурству в старшей и подготовительной группах те же, но имеют несколько иной смысл. Например, поощрения. Нужно хвалить ребенка в том случае, если видно, как выполняется действие (качественно, с чувством ответственности или нет).
Конечно, нельзя недооценивать такие приемы, как пояснение, разъяснение, указания, объяснение.
Немаловажную роль в воспитании ответственности играет умение педагога научить детей договариваться, согласовывать свои действия с действиями товарищей, свои умения с умениями других.
Детей старшей и подготовительной групп следует учить выполнять свою работу и наблюдать за работой своего товарища, в нужную минуту приходить ему на помощь; напоминать, что результат труда важен как одному, так и другому дежурному.
Чувство ответственности необходимо формировать не только во время дежурства детей по столовой, но и в ходе дежурства по уголку природы и по занятиям. Число дежурных должно определяться с учетом количества растений в уголке природы, объемом работы, видом занятия (математика – большое количество раздаточного материала, дежурит большее количество детей).
Важно и в этом виде труда воспитывать у детей ответственное отношение к порученному делу, стремление сделать его качественно, довести до конца. Необходимо вызывать интерес у детей к живым объектам, научить ребенка ухаживать за каждым из этих объектов, чаще рассказывать об особенностях поведения и внешних признаках животных.