Криминологическая классификация личности преступников
Классификация личности преступника в уголовном праве и криминологии связывается обычно с понятием «степень общественной опасности личности». Однако в уголовном законодательстве не дается четкого определения этого понятия. Кроме того, степень общественной опасности личности преступника не соотносится с критерием множественности совершенных деяний и с критерием их тяжести. Это сужает возможности дифференцированного правового подхода к личности преступника. Личность преступника здесь не связывается с глубиной ее криминализированности. Оценка дается лишь деянию, а не деятелю.
Классификация личности преступника может быть произведена и по уровню правосознания личности, критерию готовности индивида к совершению преступления. По этому критерию можно выделить следующие криминальные типы.
1. Тип личности, совершающий вынужденные преступные деяния, жертва жизненных обстоятельств, социальных условий, при которых невозможно удовлетворить свои насущные потребности правомерными способами. При этом правонарушитель может даже осуждать себя на совершенное, находиться в состоянии внутриличностного конфликта.
2. Тип личности, совершающий преступления под влиянием ситуативного соблазна, когда ценный для него результат может быть достигнут, с его точки зрения, без каких-либо негативных последствий. Порог асоциального поведения здесь гораздо ниже, чем в первом случае.
3. Тип личности, для которой совершение преступного деяния всегда предпочтительнее, чем правоисполнительное поведение.
4. Тип личности, у которого сформировался устойчивый криминальный образ жизнедеятельности. Совершение преступных деяний становится его устойчивой потребностью, негативной личностной самореализацией. Это тип профессионального преступника. Такая преступная личность находится в состоянии поиска предмета преступного посягательства, способы ее криминального поведения крайне устойчивы, стереотипизированы; необходимые орудия и средства преступного поведения у такой личности всегда под рукой. Это наиболее социально опасный тип преступника.
5. Импульсивные правонарушители. Отдельные жизненные обстоятельства для них являются побудителями спонтанного неправомерного поведения. Такие типы быстро срываются при повышенном нервно-психическом напряжении, быстро приходят в состояние агрессии, гнева, ситуативной ненависти. Особенно часто такие преступные типы самореализуются в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Нередко их преступное поведение провоцируется виктимным (провоцирующим) поведением жертвы. [17].
Разновидностью такого типа криминального поведения является повышенная склонность индивида к толпообразному поведению.
Все типы криминализированных личностей отличаются устойчивой предрасположенностью к определенным видам преступных деяний. Иначе говоря, предрасположенность к определенному виду преступного деяния и является основным типообразующим фактором. Криминально-поведенческие типы характеризуются также устойчивыми антисоциальными поведенческими мотивами и привычными способами совершения преступных деяний. По этому основанию можно выделить следующие преступные типы:
1) преступники с доминированием нетранзитивных (необоснованных, непродуманных) поведенческих решений;
2) преступники с доминирующим мотивом привычного, стереотипизированного криминального поведения во всех подходящих для этого условиях (привычные преступники);
3) преступники с устойчивым неприязненным отношением к определенной группе лиц; эти мотивы спонтанно формируются, как только соответствующий объект попадает в поле восприятия соответствующего типа;
4) преступники, криминальное возбуждение которых обусловливается состоянием дисфории, спонтанно возникшей злобности, повышенной аффектации, обострением чувства социальной отчужденности - аутизма;
5) вынужденные преступники, преступление совершаются ими как бы в безвыходных ситуациях - по субъективно трактуемой ими необходимости;
6) гедонические преступники - их преступления обусловлены непомерным расширением утилитарных потребностей; гипертрофированным стремлением к удовольствиям при невозможности их правомерного удовлетворения; потребностная сфера таких преступников характеризуется гипертрофией потребностей низшего, утилитарного, гедонического уровня; сюда же можно отнести преступников с акцентуированными (усиленными) мотивами властвования, доминирования, искаженного самоутверждения;
7) маниакальные преступники - это преступники с устойчивыми, патологическими аморальными побуждениями, социально опасными стремлениями и влечениями; во многих случаях они отягощены алкоголизмом и наркотической зависимостью.
Все мотивационные особенности личности преступников связаны с устойчивыми способами их криминального поведения, соответствующими умениями и навыками.
Итак, криминальный тип личности образуется системой следующих криминально значимых факторов:
- меры криминальной зараженности личности;
- объектом преимущественной криминальной направленности;
- доминирующим видом криминальной мотивации;
- устойчивыми, хорошо отработанными способами совершения преступления, подсознательно-стереотипизированной сферой деятельности преступника,
- общими дефектами (аномалиями) психической саморегуляции.[18]
Одной из существенных типологических особенностей личности преступника является его «вписанность» в криминальную среду, в криминальную субкультуру.
Существуют классификации, связанные, с «видовой» направленностью личности преступника. Так, например, выделяют следующие типы личности преступника насильственной направленности.
Тип 1 – личности, склонные к импульсивной агрессии. Для них характерна взрывная, не спланированная заранее агрессия. Они эмоциональны, мало предсказуемы. Для таких людей особенно, характерно восприятие окружающего мира как враждебного и оценка нейтральных ситуаций как угрожающих.
Тип 2 – личности, склонные к инструментальной агрессии. В криминологии этим термином обозначается использование человеком агрессий, жестокости для достижения каких-то важных для него целей.
Эта группа объединяет и профессиональных грабителей, и насильников, которые используют жестокость только для принуждения жертвы к сексуальному контакту, и маньяков, для которых физические мучения жертвы – необходимое условие сексуальной разрядки, и политических террористов.
Для представителей этого типа жестокость – не самоцель, а «инструмент», средство для достижения результатов нападения.
Тип 3 – личности, склонные к враждебной агрессии. К этой категории относятся те, для кого насилие, жестокость являются самоцелью либо обладают самостоятельной ценностью наряду с другими целями криминального нападения.
Для личностей этой группы характерны следующие психологические особенности: низкий уровень морально-этических представлений, цинизм, ярко выраженная тотальная агрессивность, эмоциональная холодность, неспособность к сопереживанию, болезненное самолюбие, вспыльчивость и неуравновешенность, выраженные либо скрываемые садистические наклонности.
Тип 4 – личности, склонные к агрессии по мотивам групповой солидарности.
Этот вид преступлений встречается чаще всего среди несовершеннолетних, которые используют насилие и жестокость для укрепления и повышения своего престижа в группе, утверждения себя в глазах приятелей. Для них характерны мстительность, эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, стремление снимать эмоциональное напряжение, возникшее в результате обиды, конфликта путем физической агрессии.[19]