Интенсивность гражданской активности.
Участники групповых экспертных дискуссий в регионах фиксируют относительно низкий уровень готовности жителей регионов к гражданской активности. Эксперты отмечают, что деятельность НКО – это не весь спектр гражданской активности, они фиксируют наличие многих частных (индивидуальных) гражданских инициатив и инициатив неформальных групп. Напрямую в деятельности НКО принимает участие очень незначительная часть граждан, однако всеми формами гражданской активности может охватываться уже существенная доля всех жителей. Так, на одной из экспертных дискуссий (в Воронеже) была дана примерная оценка охвата всеми формами гражданской активности – около 10 % от всех граждан.
Соответственно выстраивается «пирамида гражданской активности», при которой самые простые формы объединения оказываются массовыми, а наиболее сложные – единичными (что естественно). В части деятельности НКО отмечается трехслойная система:
· нижний слой – тот, в котором все начинается, – незарегистрированные общественные объединения (люди, борющиеся и работающие за идею);
· второй выше – сложившиеся НКО, которые решают свои задачи (в основном, общественники по духу, которые не зарабатывают много денег на том, что делают - делают то, что им интересно делать;
· верхний слой - профессиональные НКО, обладающие значительными ресурсами (часто - в силу близости к власти).
Некоторые эксперты делают акцент на «индивидуализме» российского гражданского общества: в качестве инициаторов различных проектов выступают отдельные персонажи, а не организации в целом. В каждом городе возникает плеяда людей, которые интересны и зажигательны, притягивают всех остальных к себе. То есть гражданская активность далеко не всегда обозначает объединение людей вокруг общих целей, часто она ограничивается рамками индивидуальной деятельности.
В рамках дискуссии в Дагестане эксперты отмечали значительную активность в части обсуждения общественно значимых вопросов, но низкую – в части практической деятельности:
Есть ощущение, что все всё обсуждают, … способность людей участвовать непосредственно … – на низком уровне… Поговорить – да, делать – нет…
Уровень гражданской активности сильно неравномерен, как отмечается, в зависимости от сферы деятельности и ее тематической направленности и месту.
Я бы разделил, наверное, город и область, потому что в области вся гражданская активность сосредоточена в 2-х секторах: в обществе рыболовов и охотников и в некотором условном обществе решения вопросов около своего дома.
По замечаниям сразу в нескольких регионах, наиболее массовая активность наблюдается в сфере ЖКХ.
Если граждане в рамках действующего законодательства наконец-то научатся между собой договариваться в товарищества собственников жилья, они способны будут избрать адекватную власть. Такой тест – драйв проходит наше общество. Тот опыт взаимоотношений, который сейчас зарождается в сфере ЖКХ, очень востребован. Если учесть его, поле активных граждан здесь гораздо шире, чем 10%.
Практически во всех регионах исследования большинство респондентов отмечают положительную динамику гражданской активности в последние годы.
Исключение составляет только Самарская область, которая в 1990-х и первой половине 2000-х гг. отличалась наличием многих наиболее сильных и динамичных НКО, выросших в условиях режима наибольшего благоприятствования как со стороны областной власти, так и усиленной финансовой поддержки (областные гранты, окружные гранты ПФО, иностранные гранты и проекты ЮКОСа). Сейчас обсуждения фиксируют здесь скорее пессимизм и ситуацию застоя.
В остальных регионах респонденты отмечают резкий всплеск гражданской активности после выборов 2011 года (часто – при общей положительной динамике уже в последние три-четыре-пять лет).
Для меня активность началась с выборов. Я посмотрела, как все это происходит и потом для меня началось социальное движение. Я начала интересоваться тем, какие в нашем городе есть сообщества, чем можно заняться. чем можно помочь в городе. Это интересно. Общаться с людьми и что-то делать совместно.
Однако тренд на активизацию, по мнению большинства респондентов, слабый и недостаточный:
Активистов…становится больше. Но, их становится больше раза в полтора, после 2011 года. Это не то количество, которое может вызвать цепную реакцию.
По мнению большинства респондентов, с трендом на активизацию, наметившуюся в последние годы, диссонирует тренд давления со стороны властей (в результате – мало что можно практически сделать, реальные ресурсы концентрируются только у лояльных власти организаций).
Эксперты фиксируют рост общественного недовольства и возрастающее раздражение граждан в качестве стимула для участия в деятельности НКО. При этом делят недовольных на 2 группы:
· люди, недовольные не своим материальным положением, а состоянием сфер образования или здравоохранения, уровнем коррупции. Таких людей меньшинство, и они являются социальной базой как для участия в деятельности НКО, так и для протестного политического движения: в этом смысле участие в НКО является для этой группы людей них формой канализации протеста; способствуя свертыванию работы НКО власть, направляет этих людей в лоно политического протеста;
· большинство людей, которое не довольно своим материальным положением (именно для этих людей, по мнению респондентов, разворачиваются специальные программы недовольства на иные цели - антигомофобская программа, натравливание на «агентов с Запада»).