Предмет, метод, принципы, система земельного права
Предмет, метод, принципы, система земельного права
Предмет ЗП - отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель, урегулированные нормами ЗП.
Метод — установленный законодательством способ воздействия на поведение и действия физических и юридических лиц, который вправе применять должностное лицо либо орган в определенных ситуациях. Для земельного права характерны два вида методов: императивный и диспозитивный.
1.Императивный - Этот метод правового регулирования выражается в установлении обязанностей субъектов и запретов, подлежащих исполнению.
2.Диспозитивный - способ правового воздействия, при котором субъектам земельных правоотношений предоставляется свобода (собственное усмотрение) в реализации своих целей и задач.
Принципы – общие правила поведения, руководящие идеи, основные начала, характеризующие отрасль права.
1. Многообразие субъектов права собственности на землю.
2.разграничение гос-ой собственности на землю РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований.
3. Приоритет интересов народа, населяющего данную территорию.
4. Приоритет земель с/х назначения.
5. Принцип целевого использования земель. Использование участка не по назначению влечёт потерю прав на землю.
6. Принцип устойчивости прав на землю.
7. Принцип платности землепользования: они используются для повышения плодородия земель, их охраны.
8. Принцип комплексного подхода в использовании земель. Обусловлен тем, что земля неразрывно связана с другими объектами природы.
9. Принцип рационального использования земель. Выражается в эффективной эксплуатации земли при одновременном повышении её качества.
10. Принцип подконтрольности использования земель государству, т.к. земля – не только объект недвижимости, но и объект природы, который бесценен.
Система - совок-ть зем-пр институтов, каждый из кот-ых состоит из группы зем-пр норм, регулирующих однородные, обладающие качественным единством виды земельных отношений. Состоит из общей и особенной части. Система их непостоянна (одни уходят, др. приходят), но существует иерархия.
Общая часть ЗП включает правовые институты: институт общих положений ЗП; охраны земель; собственности на землю, иных прав на землю, возникновения прав на землю (нормы определяют порядок и основания возникновения имущ. прав на землю); прекращения прав на зем; защиты прав на землю и рассмотрение земельных споров; платы за землю, мониторинга земель, землеустройства;
Особенная часть земельного права: институт земель с/х назначения; земель поселений; земель промышленности и иного назначения; земель особо охраняемых территорий и объектов; земель лесного фонда и институт земель водного фонда; институт земель запаса.
2. Источники права –различные способы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения; внешняя форма выражения норм права.
Уполномоченные органы государства через источники права - нормативно-правовые акты - устанавливают правовые нормы, рассчитанные на многократное применение при регулировании земельных отношений.
Иерархия земельно-правовых нормативных актов представляет собой следующие:
1. Международно-правовые договоры-содержащие земельно-правовые нормы. 2. Конституция. 3.ФКЗ. 4. ФЗ 5. Указы Президента РФ-относятся к федеральному уровню. 6. Постановления и распоряжения Правительства-относятся к федеральному уровню. 7. НПА субъектов РФ.8. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления. Такие акты могут устанавливать, например, земельные сервитуты, порядок проведения земельного контроля. Ими определяется правовой режим конкретных земельных участков.
Гос.собственность на землю
Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Основанием гос. регистрации права собственности на земельные участки РФ, субъектов РФ и муниципальных образований являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые у РФ и ее субъектов возникает право собственности при разграничении гос. на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением гос. собственности на землю.
Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у РФ возникает право собственности, - включение их в состав:
· земель лесного фонда, особо охраняемых территорий, водного фонда (занятых объектами, находящимися в федеральной собственности), обороны и безопасности;
· земель с/х назначения, населенных пунктов, промышленности, природоохранного назначения, если на них есть недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности;
· земель запаса, если на них есть недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности.
Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке:
· специально уполномоченный фоив подготавливает перечни земельных участков, на которые у РФ, субъектов РФ, муниципальных образований возникает право собственности;
· подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов РФ, органами МСУ перечни земельных участков утверждаются Правительством РФ;
· сведения о земельных участках, внесенных в данные перечни, вносятся в документы гос земельного кадастра.
Эти правомочия делятся на
1. Общие - присуще всем случаям отношений собственности на землю (права и обязанности в отношении земли, право возводить жилье и др., передавать зем. участок в залог, по наследству)
2. Специальные - имеющие специфические особенности, в зависимости от определенных условий использования земли.
Купля-продажа зу.
Возникновение прав на земельный участок может осуществляться в порядке исполнения договора купли-продажи…
По договору купли-продажи продавец обязуется передать земельный участок в собственность покупателя, а покупатель – принять земельный участок и уплатить за него определённую денежную сумму.
Договор купли-продажи возмездный (платный), 2-сторонний, консенсуальный (возникновение прав и обязанностей с момента достижения соглашения).
Существенные условия договора купли-продажи земельного участка:
1. Предмет договора – конкретный земельный участок, который продавец обязуется передать покупателю.
2. Цена договора может быть определена по договорённости сторон, либо если по желанию собственника участок продаётся по конкурсу (не аукционе) – по его результатам.
3. Срок исполнения обязательства: в случае возникновения спора суду будет его легче разрешить, зная срок исполнения обязательства.
4. Форма договора установлена в Постановлении Правительства РФ – письменная форма.
5. Право собственности возникает с момента государственной регистрации, нотариальное удостоверение не является обязательным, но и не запрещено.
Особенности:
· Объектом купли-продажи могут быть только те земельные участки, которые прошли государственный кадастровый учет (статья 37 ЗК РФ).
· Купля-продажа земельных участков регулируется специальными правилами, установленными земельным законодательством: два основных способа продажи земельных участков: 1) предоставление их из государственной или муниципальной собственности на торгах (конкурсах, аукционах); 2) совершение сделок с земельными участками в соответствии с гражданским законодательством.
· Каждый земельный участок имеет правовой режим, складывающийся из целевого назначения (принадлежности к категории земель) и разрешенного использования.
· Особый порядок продажи земель с/х назначения - субъект РФ или орган МСУ имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов;
· Переход права собственности на земельный участок по договору купли-продажи подлежит государственной регистрации;
Прекращение прав на землю.
Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
1. По воле(в результате сделок, добровольный отказ от права соб-ти на земельный участок, отказ от права постоянного бессрочного или пожизненного владения) – заявление в оив или омсу.
2. не по воле- 2. Не по воле собственника (принудительное изъятие земельного участка)
а) Обращение взыскания
б) Выкуп земельного участка для государственных или муниципальных нужд
в) Гибель или уничтожение земельного участка в результате непреодолимой силы
г) Реквизиция. Возникла с принятием ЗК 2001 г. Закон допускает возможность применения реквизиции только в чрезвычайных ситуациях: стихийные бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии, иные обстоятельства, носящие чрезвычайных характер.
Земельный участок может быть реквизирован только в интересах общества. Основанием реквизиции и тем самым прекращением права на земельный участок может быть решение государственных органов.
Изъятие земельного участка связано с обязательной выплатой собственнику стоимости реквизированного земельного участка или возврата реквизированного земельного участка при прекращении чрезвычайных обстоятельств.
Реквизицию следует отличать от изъятия земельного участка. В случае изъятия земельного участка он не будет возвращен собственнику, реквизиция же обычно временная.
д) Конфискация – принудительное безвозмездное изъятие имущества у собственника имущества за совершённые им преступления или правонарушения.
Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком в случае его ненадлежащего использования осуществляется по основаниям: 1) использовании зу не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель; 2) использовании зу способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сх земель. 3)изъятии зу для гос-х или муниц-х нужд в соответствии с правилами; 4) реквизиции земельного участка;
2. Принудительное прекращение прав осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.
5. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок. По истечении десятидневного срока с момента принятия решения суда о прекращении права на земельный участок исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, направляет заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок с приложением акта в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
6. Прекращение права на земельный участок не освобождает лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, от предусмотренного статьей 76 настоящего Кодекса возмещения причиненного вреда.
7. Решение об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего использования земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке.
Прекращение прав не допускается:
в период полевых с/х работ и в др случаях,уст законом.
Реквизиция ЗУ.
1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.
2. Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд.
3. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка.
4. Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.
Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке.
Конфискация ЗУ.
ЗК РФ предусмотрено, что земельный участок может быть изъят у собственника по решению суда в виде санкции за совершение им преступления (конфискация). Конфискация земельного участка носит безвозмездный характер и может устанавливаться только в Уголовном кодексе РФ как вид наказания за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. В настоящее время данная санкция за совершение преступлений из Уголовного кодекса РФ исключена.
Конфискация – принудительное безвозмездное изъятие имущества у собственника имущества за совершённые им преступления или правонарушения.
Земельный участок может быть конфискован в случае совершения преступления (по решению суда).
Не подлежит конфискации по приговору суда имущество и предметы, принадлежащие осуждённому на правах частной собственности или являющиеся его долей в общей собственности; земельные участки, на которых расположен не подлежащий конфискации дом, постройки, земельные участки, необходимые для нужд с/х и личного подсобного хозяйства.
Общие
1. Непосредственное участие граждан в разработке, принятии и контроле за реализацией решений, затрагивающих их земельные интересы.
2. Учёт общественного мнения (опросы, референдумы).
3. Законность.
4. Сочетание территориального и отраслевого подходов в принятии решений.
5. Сочетание коллегиальности и единоначалия и др.
Специальные
1. Приоритет здоровья населения при постановке и решении целей и задач управления земельным фондом.
2. Обеспечение целевого характера использования земель.
3. Административно-территориальный подход с природо-географическим районированием и др.
Органы общей компетенции
Плата за землю
Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий. По российскому земельному законодательству производится в формах:
• земельного налога,
• арендной платы,
• нормативной цены земли.
1. Земельный налог - властное предписание пользователями земли со стороны гос-ва, они не вправе изменять размеры этих платежей, которые идут в бюджет, льготы могут быть установлены только в ФЗ, он относится к местным налогам). Размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
2. Арендная плата - устанавливается договором между сторонами.
За неиспользовние, или использование не по целевому назначению зем-х уч-в ставка зем.налога устанав-ся в 2-кратном размере.
3 Нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.
Обязанность уплаты зем.налога возникает с момента приобретения права на зем.уч.
Объектами обложения зем. налогом и взимания аренд-й платы явл-ся зем.уч., части зем.уч-в, зем-ые доли находящиеся в собств-ти,влад-и, польз-и, аренде юр. л. и гр-н.
Обязанность уплаты земельного налога возникает с момента приобретения права на земельный участок.
Для установ-я кадастровой ст-ти зем.уч. проводится гос-я кадастровая оценка земель. В отличие от кадастровой стоимости зем.уч., которая определяется для целей налогообложения, рыночная ст-ть необходима для совершения сделок с землей.
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных ЗК РФ, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.
Льготы.
Граждане и юридические лица, которые полностью освобождаются от уплаты земельного налога.
1. Граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп.
2. Лица, каким-либо образом проявившие заботу о государстве.
3 Льготники, которые освобождаются от уплаты земельного налога только на 5 лет и после истечения которых приравниваются к обычным налогоплательщикам.
Органы местного самоуправления имеют право устанавливать в пределах предоставленной им компетенции льготы по уплате налога на земельные участки в виде: частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки налога для отдельных плательщиков.
50. Планирование использования и охраны земель (понятие, содержание, формы планирования, использования и охраны земель)
Проводится в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений, рационального использования земель и их охраны.
Включает
1. Разработку о рац. использовании и охране;
2. Природно-с/х районирование;
3. Опр. земель, которые могут быть предоставлены граж. и ЮЛ,
4. Опр. земель в спец. зем. фонды.
5. Определение земель, отнесённых к категорим, видам, установленным законодательством РФ.
Планирование использования и охраны земель в городских и сельских поселениях проводятся в соответствии с градостроительной документацией.
Правовое регулирование отношений, возникающих при охране земель, проведении природоохранных и землевосстановительных мероприятий осуществляется земельным, экологическим, природоресурсным законодательством и законодательством о с/х.
Контроль осуществляет Фед. служба зем. кадастра и органы совместно с Мин. природных ресурсов, с/х.
4. Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации в области:
Схемы территориального планирования Российской Федерации могут включать в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения
Планировка территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Предмет, метод, принципы, система земельного права
Предмет ЗП - отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель, урегулированные нормами ЗП.
Метод — установленный законодательством способ воздействия на поведение и действия физических и юридических лиц, который вправе применять должностное лицо либо орган в определенных ситуациях. Для земельного права характерны два вида методов: императивный и диспозитивный.
1.Императивный - Этот метод правового регулирования выражается в установлении обязанностей субъектов и запретов, подлежащих исполнению.
2.Диспозитивный - способ правового воздействия, при котором субъектам земельных правоотношений предоставляется свобода (собственное усмотрение) в реализации своих целей и задач.
Принципы – общие правила поведения, руководящие идеи, основные начала, характеризующие отрасль права.
1. Многообразие субъектов права собственности на землю.
2.разграничение гос-ой собственности на землю РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований.
3. Приоритет интересов народа, населяющего данную территорию.
4. Приоритет земель с/х назначения.
5. Принцип целевого использования земель. Использование участка не по назначению влечёт потерю прав на землю.
6. Принцип устойчивости прав на землю.
7. Принцип платности землепользования: они используются для повышения плодородия земель, их охраны.
8. Принцип комплексного подхода в использовании земель. Обусловлен тем, что земля неразрывно связана с другими объектами природы.
9. Принцип рационального использования земель. Выражается в эффективной эксплуатации земли при одновременном повышении её качества.
10. Принцип подконтрольности использования земель государству, т.к. земля – не только объект недвижимости, но и объект природы, который бесценен.
Система - совок-ть зем-пр институтов, каждый из кот-ых состоит из группы зем-пр норм, регулирующих однородные, обладающие качественным единством виды земельных отношений. Состоит из общей и особенной части. Система их непостоянна (одни уходят, др. приходят), но существует иерархия.
Общая часть ЗП включает правовые институты: институт общих положений ЗП; охраны земель; собственности на землю, иных прав на землю, возникновения прав на землю (нормы определяют порядок и основания возникновения имущ. прав на землю); прекращения прав на зем; защиты прав на землю и рассмотрение земельных споров; платы за землю, мониторинга земель, землеустройства;
Особенная часть земельного права: институт земель с/х назначения; земель поселений; земель промышленности и иного назначения; земель особо охраняемых территорий и объектов; земель лесного фонда и институт земель водного фонда; институт земель запаса.
2. Источники права –различные способы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения; внешняя форма выражения норм права.
Уполномоченные органы государства через источники права - нормативно-правовые акты - устанавливают правовые нормы, рассчитанные на многократное применение при регулировании земельных отношений.
Иерархия земельно-правовых нормативных актов представляет собой следующие:
1. Международно-правовые договоры-содержащие земельно-правовые нормы. 2. Конституция. 3.ФКЗ. 4. ФЗ 5. Указы Президента РФ-относятся к федеральному уровню. 6. Постановления и распоряжения Правительства-относятся к федеральному уровню. 7. НПА субъектов РФ.8. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления. Такие акты могут устанавливать, например, земельные сервитуты, порядок проведения земельного контроля. Ими определяется правовой режим конкретных земельных участков.