Как контролировать сферу ЖКХ
Необходимо контролировать жилищно-коммунальную сферу, чтобы коммунальные службы и муниципалитеты не смогли спокойно украсть деньги людей и при этом годами не ремонтировать дома, не топить, отключить воду и электричество. Это довольно трудно, поскольку сфера ЖКХ – очень непрозрачна. Но есть лазейки, и есть уже разработки.
Проблема в том, что в момент подготовки брошюры (начало осени 2005), мы находимся в переходном периоде – не все положения нового жилищного законодательства еще вступили в силу, поэтому сложно угадать заранее, как будет работать законы, и какие «дырки» можно будет использовать для осуществления общественного контроля. Не факт, что все приемы, которые до сих пор использовали активисты, будут работать и дальше. Но, в любом случае, необходимо попытаться, поскольку даже неуспешная борьба – это способ заставить местную власть считаться с вами. При этом, как практика показывает, даже необязательные по закону для власти вещи, можно обязать ее делать после массовых выступлений граждан. Поэтому юридическая борьба должна всегда сочетаться с политической борьбой, необходимой для оказания массового давления на власть.
Законодательство:
- Новый Жилищный кодекс РФ (вступил в силу 1 марта 2005 г.)
- Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (вступит в силу с 1 января 2006)
- Федеральный закон №133 ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: перенесен, вступит в силу в полном объеме после 2009 года
- Закон «О защите прав потребителей» (без изменений)
- Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2004 г. №89 «Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства».
Текст законов см.: http://rfi.narod.ru/VI.html#fz
ВАЖНО!
Закон «Об основах федеральной жилищной политики» отменен новым Жилищным кодексом. Он часто использовался активистами, чтобы обязать органы власти и службы ЖКХ предоставить информацию или проводить экспертизу экономически обоснованные тарифы. На этот закон ссылаться уже невозможно.
Сейчас в области регулирования тарифов главный закон - №210-ФЗ. Проблема в том, что он вступит в силу только с 1 марта 2006. Поэтому пока существует юридический вакуум, который может быть использован, как для укрепления позиций общественных организаций, так и против нас. Главное здесь: активность и решительность. Местная власть не лучше нас разбирается в новом законодательстве.
Основные пункты в области законодательства по регулированию тарифов и услуг:
- Большие полномочия переданы местной власти, поэтому обращаться надо именно к ней;
- При этом муниципальная власть имеет гораздо меньше обязательств перед гражданами. То, что старое законодательство «обязывало» делать (предоставить информацию при просьбе граждан или общественной организации, провести экспертизу), оно теперь только «рекомендует». Конкретно, это значит, что требовать чего-либо от муниципальной власти можно, но поскольку она не обязана подчиниться (и суд не может ее заставить), то необходимо давить и заставлять. И добиться здесь результата можно только массовыми действиями.
- Больше свободы действий получают жилищно-коммунальные службы, которые теперь могут быть как муниципальные (правда, в виде акционерных обществ со 100%-ным участием муниципалитетов), так и частные. Это было бы еще ничего, если конкуренция бы помогла снизить тарифы и улучшить качество услуг. Но это вряд ли произойдет. Во-первых, трудно себе представить конкуренцию между энергетиками или водоканалами. Во-вторых, многие частные фирмы просто являются преемниками старых ЖЭКов и филиалами мэрии. Конкуренции надо будет добиваться своими действиями – заключая договор с той или иной фирмой на выгодных жильцам условиях, послать подальше фирмы, работу которых нас не устраивает, публиковать сами результаты нашего мониторинга о работе той или иной фирмы.
- Цены на жилищные услуги станут полностью свободными: условия будут зависеть от конкретного договора с обслуживающей фирмой. Если мэрия его заключит, то жильцы потеряют всякий контроль. Единственный возможный контроль – через ТСЖ или непосредственное управление, в крайнем случае управляющую компанию, выбранную самими жильцами на общем собрании.
- Электроснабжение и тепло будут включены в сферу регулирования субъектов федерации, а вода и канализации — в сферу регулирования муниципалитетов. Федеральная власть будет всего лишь устанавливать какие-то абстрактные «правила» регулирования, а определять конкретный метод регулирования, и устанавливать тарифы (цены) на услуги организаций коммунального комплекса – муниципальная и региональная власть. (№210-ФЗ)
- Муниципалитеты и региональная власть МОГУТ публиковать информацию о тарифах, и МОГУТ привлекать аудиторские фирмы для проведения экспертизы. (№210-ФЗ). Однако, Постановление Правительства № 89, предусматривает, что установление цен и тарифов осуществляется с УЧЕТОМ заключения независимой экспертизы – п. 17.
- Представительный орган муниципальных образований «устанавливают надбавки к тарифам для потребителей» (п.1-3 ст.5 №210-ФЗ), т.е. конкретную цену, оплачиваемую жильцами за воду и утилизацию бытовых отходов. А это цена включает не только тарифы производства, но и опасную «инвестиционную» надбавку. На самом деле, это и есть ПРИБЫЛЬ, которая узаконена, подтверждена и контролируется только муниципальной властью. Поскольку мэрия должна будет контролировать осуществление инвестиционной программы, можно не сомневаться, что эти «надбавки» пойдут куда угодно, но только не на модернизацию жилищно-коммунальной сферы. Значит, повторяем, с 1 марта 2006 года жильцы будут оплачивать прибыль организациям ЖКХ!
- Государственные дотации (кроме субсидий) отменяются: все - за счет самых жильцов.
- Единственная гарантия: изменение тарифов (надбавок) для потребителей может производиться не чаще одного раза в год.
- Что касается электро- и теплоснабжения (№210-ФЗ): тарифы будет устанавливать федеральная власть, но надбавки (прибыль/инвестиции) – местная власть. При этом часть 7 ст. 15 №210-ФЗ предполагает полное свертывание государственного регулирования в этой сфере с 1 июня 2008 – муниципальная власть всего лишь сможет одобрять инвестиционную (прибыльную) программу этих служб. Т.е. цены на электричество и на тепло станут свободными в 2008 г.!
Не тратьте время на обжалование незаконности тарифов на том основании, что они превышают федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг! (Постановления Правительства РФ N 89 от 17.02.2004). Эти федеральные стандарты предельной стоимости – чисто формальный перерасчет между разными уровнями бюджетами. Это никак не отражается на реальном уровне тарифов! Это подтверждено решениями многих судов и Верховного суда.
Как все-таки будет осуществляться контроль за обоснованностью «экономически обоснованных» тарифов? Пока конкретного ответа нет. Нет ни вразумительной методики расчета платежей, ни механизма или метода контроля на местах, муниципалитеты решают сами.
После Конференции по ЖКХ (Ижевск, 1-2 октября) стало понятно, что после вступления в силу с 1.1.06 закона 210 ФЗ об основах регулирования тарифов, жильцы будут практически лишены возможности контролировать тарифы через независимую экспертизу, оспаривать экономически необоснованные тарифы и пр. Инвестиционная составляющая тарифов (т.е. прибыль) будет закладываться в тариф в любом размере и не сможет оспариваться. Поэтому здесь могут быть эффективными только массовые акции протеста против повышения тарифов.
Правда, старые приемы активистов по судебным искам все же будут иметь обратную силу (что касается оспариваемых тарифов до 1.1.06). Об этом сообщил всем участникам специалист из пензенского Координационного Совета Анатолий Логинов, который щедро консультировал людей, желающих судиться из-за завышенных тарифов. Наконец, было еще предложена идея об использовании энергосберегающих установок, которые бы окупались довольно быстро, судя по опыту некоторых успешных ТСЖ в Перми (об этом рассказал, например, Валентин Гузов из Пермского КС).
Чтобы контролировать жилищные услуги, необходимо:
1. |
Уточнить, что входит в перечень услуг, и стоимость этих услуг. Если жилищные услуги все еще в муниципальной сфере, надо требовать от мэра информации о затратах на содержание жилья (что входит в экономически обоснованный тариф с населения по платежам за содержание жилья с калькуляцией тарифа по копейкам за квадратный метр по виду услуг). Если тарифы завышены, обратиться в прокуратуру, или требовать независимой экспертизы.
Если жилищные услуги уже приватизированы, заключите выгодный вам договор с фирмой, требуйте детальной калькуляции стоимости предоставленных услуг. Если договор нарушен, подать в суд.
2. |
Контролировать сроки выполнения работ. Закон «О защите прав потребителей» (ст. 27 и 28) регулирует сроки, и дает возможность подать в суд в случае нарушения. Есть еще государственные нормы по срокам (ГОСТ), если содержание жилья все еще в обязанности муниципальной власти.
3. |
Контролировать, как расходуются деньги. Если договор составлен, все равно надо контролировать, куда идут деньги, собранные с жильцов. В соответствии с законом «О защите прав потребителей надо требовать у руководства жилищно-коммунальной фирмы:
- Сколько денег собрано с жильцов дома за жилищные услуги с 1 января 2005 года;
- Сколько средств с этого периода жители дома задолжали
- Сколько денег было потрачено на обслуживание дома по видам затрат
- Штатное расписание фирмы
В случае отказа обратиться в прокуратуру.
4. |
Потребовать перерасчета за не оказанные услуги. Основание: Ст. 16 и 29 Закона РФ «О защите прав потребителей»
*Пример заявления о перерасчете
/Начальнику ЖЭУ
Я проживаю в данном доме с 1970 года. Из жилищных услуг: ни разу не проводился ремонт лестничных клеток, в жутком состоянии потолочные перекрытия подъезда, в отвратительном состоянии вход в подвал…
Из коммунальных услуг: не проводилась очистка вентиляционных каналов, отсутствует отопление подъезда, не освещаются подъезд и этажи…
Поэтому я прошу сделать перерасчет на мой л/сч 5705 за весь период по не предоставленным услугам.
Дата Подпись
В случае отказа, обращаться в суд или прокуратуру./
Чтобы контролировать коммунальные услуги, необходимо:
1. |
Ставить счетчики на электричество, воду и тепло (как известно, нормы потребления завышены)
2. |
Выяснить расходование средств предприятиями-поставщиками услуг. Если муниципальное – обратиться к главе администрации. Если частные поставщики – к директору соответствующей фирмы. Основание: Закон «О защите прав потребителей» (а после 1 марта – ФЗ 210) + Постановление Правительства №1099 (согласно ему, если услуга поставляется некачественно, размер платежей уменьшается или вообще исчезает).
Просить предоставить информацию по следующим вопросам:
- норматив потребления воды в расчете на одного потребителя;
- расчетное число потребителей;
- себестоимость одного м3 воды;
- расчет себестоимости;
- штатное расписание предприятия-поставщика услуг, включая сведения по зарплате;
- сведение о приобретении оборудования и материалов, включая данные о стоимости и конкурсах, если такие проводились;
- сведения о проведенных ремонтных работах за истекший год, включая их объемы и места проведения;
- сведения о проведении экспертизы при установлении тарифов.
3. |
Подать иски при отсутствии или ненадлежащем качестве услуг. Есть широко распространенное мнение, что судиться – очень дорого и сложно. На самом деле, по массовым делам, будь то отключение электроэнергии или задержка зарплаты, государственной пошлины практически нет, адвокат не нужен и дело рассматривается в короткий срок.
Иск подается по месту юридического адреса ответчика, то есть организации, с которой вы судитесь. Если вы не знаете, кто именно должен нести ответственность, можно в иске указать на несколько организаций, и пусть они сами разберутся между собой. Первая инстанция – районный суд.
См. Приложение 11 (Образцы исковых заявлений о взыскании средств за неоказанные услуги, и Исковое заявление о возврате излишне уплаченных денежных средств)
Комментарий юриста (Мирослав Светлый)[16]
Прежде всего, необходимо знать свои права при оказании жилищно-коммунальных услуг. Отношения, возникающие в этой сфере, регулируются статьями 779 – 783 ГК Российской Федерации, статьями 27 – 39 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”, а также Правилами предоставления коммунальных услуг и Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 № 1099 (с последующими изменениями и дополнениями). В первую очередь: с каждым ответственным квартиросъемщиком должен быть заключен договор.
Договор – необходимый документ в отношениях с коммунальщиками!
Согласно ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ:
«…2.2. В договоре отражаются: качество услуг, режим предоставления услуг и нормативные объемы потребления; порядок и сроки устранения неисправностей и аварий; установленные размеры и условия оплаты, расчетный период и сроки внесения платежей, пеня за несвоевременную оплату услуг; технические характеристики инженерного оборудования жилых помещений, в том числе определяющие максимальную мощность электробытовых машин, приборов, аппаратуры; права, обязанности и ответственность исполнителя и потребителя.
2.3. Состав услуг, предоставляемых потребителю, определяется степенью благоустройства жилого дома или квартиры.
Расчетный период для оплаты услуг устанавливается в один календарный месяц, срок внесения платежей - до 10 числа следующего за истекшим месяца. Плата за услуги вносится равномерно в течение года, если иное не оговорено договором.
3.1. Пользование услугами должно осуществляться на основании и в соответствии с настоящими Правилами и договором…»
Я не зря цитирую этот документ, поскольку коммунальные службы мало с кем заключают эти договора. А это прямое невыполнение собственных обязанностей. И знаете, к чему это ведет в первую очередь? Вы имеете право не платить за квартиру – ни больше, ни меньше, поскольку ордер, как и квитанция на оплату не являются самим договором, а соответственно квитанции носят уведомительный характер. И то, что договор еще не заключен, является «проколом» коммунальных служб, а не вашим. Это всегда обязан учитывать суд и выселить за это вас никто не имеет право. Вас могут через суд только обязать подписать такой договор.
Как составлять договор?
Знаменитый российский юрист Павел Файзов рекомендует: «Не подписывайте договор, если в нем нет главного – ответственности Комитета за нарушение пунктов Договора. Ответственность – это штрафные санкции. Требуйте в договор внесения штрафных санкций».
Председатель городской Думы г. Вологды Александр Лукичев советует: «Один из главных документов договора – Акт сдачи-приемки квартиры на техобслуживание. От того, как он будет заполнен, зависит работа самого Договора. А по Акту тоже есть вопросы. Например, там укажут, что дом оборудован водопроводом с горячей и холодной водой. Если у меня, к примеру, вода поступает только два раза в сутки. Укажут ли это в акте? Или «оборудован мусоропроводом». А он во многих домах заварен… При подписании Договора под рукой должен быть Протокол разногласий».
Только в суд…
По стандартам, горячая вода должна подаваться 344 дня в году, что на практике часто нарушается. Вы можете подать коллективный иск в суд, и у Вас есть большие шансы выиграть это дело.
В суде Вы можете потребовать возмещения материального вреда в размере платы за горячую воду за время непредоставления этой услуги. Из этого времени Вы должны вычесть 21 день, отпущенный законом на ежегодный ремонт сетей.
Иски о защите прав потребителей подаются в суд по месту нахождения ответчика, либо по месту жительства или пребывания истца, либо по месту заключения или исполнения договора. При этом, если цена иска не превышает 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на день подачи искового заявления, исковое заявление подается мировому судье, а в иных случаях – в районный (городской) суд. Потребители по делам о защите своих прав освобождаются от уплаты госпошлины.
Прежде, чем отдать требуемую с Вас высокую оплату за все услуги оглянитесь и подумайте, а выполняет ли Ваше ЖЭУ «Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.01.92 N 34, от 23.07.93 N 726)
Отношения между снабжающими организациями и абонентами энергоснабжения, регулируются на основании статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации. Отношения, связанные со снабжением тепловой энергией, газом, водой и другими товарами через присоединенную сеть, регулируются ст. 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, или не вытекает из существа обязательства.