Этикет юриста в служебной деятельности.
В служебном этикете чётко проявляется несколько функций:
- выделяющая - демонстрирует принадлежность сотрудника к особой социальной группе, характер которой определяется принципами общественного долга и офицерской чести, традиции которых уходят в глубь Российской военной истории;
-регламентирующая- определяет формы взаимоотношений с сослуживцами и с гражданами;
-адаптационная - позволяет в минимум времени включится в систему служебных отношений, с наименьшими потерями (например, эмоциональный дискомфорт) и с наибольшей эффективностью;
-камуфлирующая- создающая определенное позитивное впечатление, за которым " потеряются" истинные устремления;
-коммуникативно-презентативная - общение в среде воспитанных людей "на равных" или создание привлекательного образа, возбуждение симпатии.
Деловое общение представителей различных юридических специальностей как между собой, в служебных коллективах, так и с гражданами может происходить в условиях различных ситуаций и принимать разнообразные формы.
I. Повседневное служебное общение:
1. Беседы, встречи, переговоры.
2. Прием посетителей.
3. Совещания, собрания, заседания, конференции.
4. Посещение организаций, учреждений.
5. Посещение граждан по месту жительства.
6. Дежурство, патрулирование, охрана.
II. Специфические формы служебного общения:
1 Общение в служебном коллективе:
а) субординированные формы общения;
б) общение между коллегами.
2. Общение преподавателей со слушателями в процессе обучения.
3. Деловые контакты с иностранными гражданами
II.Экстремальные формы служебного общения:
1. Общение в условиях конфликтной ситуации.
2. Общение с участниками митингов, демонстраций, публичных демаршей.
3. Общение с задержанными во время обыска.
4. Общение со спецконтингентом.
III.Невербальные и неспецифические формы общения:
1. Публичные контакты с журналистами, интервью.
2. Выступления по радио, телевидению, в печати.
3. Телефон, телетайп, радиосвязь.
4. Деловая переписка, резолюции.
Кроме того, во всех этих формах общения большое значение придается так называемым аксессуарам, которые входят в качестве элементов в этикетные правила общения. К ним относятся: культура речи, текста, внешнего вида, мимика, тон, жестикуляция. В отношении каждого из этих элементов существует свод определенных правил, которых также следует тщательно придерживаться.
Каждая из вышеперечисленных форм содержит разнообразные принципы, приемы, правила и нормы.
Служебные отношения строятся по принципу формально - ролевых.
В интересах дела в них не следует
- переносить эмоциональные ожидания и переживания,
- делать свои состояния предметом всеобщего внимания,
- подменять интересы дела интересами самоутверждения и самовыделения.
Этические требования к проведению деловых бесед, встреч, переговоров.
Не следует отказываться от правил проведения встреч и бесед и при незначительных, на первый взгляд, встречах, поскольку регулярное соблюдение этих правил приводит к выработке навыков наиболее правильного поведения в таких ситуациях и в конечном счете способствует успеху в деле.
Не каждый контакт, встреча перерастают в беседу. Нетактично и даже неприлично, например, пытаться «втянуть» в разговор человека, с которым только что познакомился и который не расположен к этому разговору. Если человек, с которым вы вступаете в контакт, не настроен на беседу, то лучше ее отложить. Однако в деятельности юриста существуют ситуации, когда возникает потребность в получении той или иной информации от человека, уклоняющегося от беседы. При проведении встречи и беседы важно учитывать не только их стратегию и тактику, но и обращать внимание на «мелочи» этикета, которые могут вырасти в обстоятельства, серьезно влияющие на результат встречи.
Во время разговора сидят ровно, свободно. Участвуя в деловой беседе, стараются не курить, тем более без разрешения хозяина кабинета. Спрашивать у него разрешения закурить не рекомендуется, поскольку отказать вам ему будет неудобно, хотя, возможно, ему неприятно находиться в прокуренном кабинете или сигаретный дым не переносят другие участники беседы.
Прием населения.
Прием граждан является одним из главных факторов, способствующих пропаганде деятельности юристов и укреплению их связи с населением.
Как правило, в подразделении или учреждении определяются конкретные дни и часы приема.
Сотрудник, ведущий прием граждан, должен быть компетентен в вопросах, на которые ему приходится давать ответы посетителям, для чего, зная заранее вопросы, их интересующие, он консультируется со специалистами соответствующих служб.
Принимающий посетителей сотрудник обязан быть внимательным к заявителю, выслушивать каждого без торопливости, не перебивая, проявляя уважительность и такт, должен быть психологически готов к восприятию заявителя, который может быть излишне эмоционален, многословен, даже агрессивен. Он должен владеть приемами нейтрализации этих проявлений и уметь ввести беседу в спокойное русло.
Общение в служебном коллективе.
Служебные отношения влияют на настроение людей, создают тот нравственный микроклимат, без которого невозможно существование коллектива.
Деловая обстановка в немалой степени зависит и от уважения к коллегам, умения на чем-то настоять, а в чем-то и уступить способности разрядить конфликтную ситуацию. Нарушение деловой обстановки не компенсирует самая изысканная вежливость и предупредительность. Уважение к коллегам в немалой степени проявляется в умении учитывать их интересы, проявлять заботу, делать небольшие, но приятные услуги.
Телефонные переговоры.
Телефонное общение при решении служебных вопросов занимает едва ли не больше времени, чем личное общение. Поэтому так важно соблюдать правила делового разговора по телефону.
Телефон является одним их психологических раздражителей на работе. Поэтому, во-первых, следует отрегулировать громкость звонка, чтобы он был слышен, но не заставлял вздрагивать, и, во-вторых, лучше сразу снимать трубку, как только услышите звонок. К важному телефонному разговору следует хорошо подготовиться. Специалисты подсчитали, что плохая подготовка к телефонному разговору, неумение выделить в нем главное, емко и грамотно излагать свои мысли у некоторых работников на четверть сокращает их полезное рабочее время.
При подготовке к служебному телефонному разговору прежде всего нужно определить цель разговора. У вас хорошая память, но какой бы она ни была, желательно записать вопросы, которые вы хотите решить, или сведения, которые вы хотите получить. Записанные вопросы помогут вам вернуться к нужной вам теме, если разговор уйдет в сторону, а также не упустить чего-то важного, чтобы потом не пришлось еще раз обращаться по этому вопросу. Повторные звонки не очень хорошо характеризуют звонящего, говорят о его несобранности, нечеткости в ведении дел.
Для заметок
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источники и литература, использованные про подготовки рабочей тетради:
Аракелов Ю. С., Джегутанов Б. К., Олейников В. С. Профессиональная этика юриста — СПб.: Питер, 2006.
Васильева Г.А. Профессиональная этика юриста. Челябинск 2005.
Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики.- М., 1987.
Дробницкий О.Г. Понятие морали: Историко-критический очерк. – М., 1974.
Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебник для вузов. – М.: Изд.группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
Кукушкин В.М. Твоя профессиональная этика. – М., 1994
Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. Учебное пособие / Под ред. Опалева А.В. и Дубова Г.В. ( год издания – любой).
Этика: Энциклопедический словарь / Под ред: Р.Г.Апресяна, А.Л. Гусейнова. – М., 2001.
Халиулина В.П. Профессиональная этика юриста: Учебное пособие – М.: Изд-во РУДН, 2004.
Перечень вопросов к зачету:
1. Происхождение терминов «этика», «мораль», «нравственность». Генезис и эволюция этих понятий. Предмет и задачи этики
2. Место этики в системе научного знания
3. Уровни этического знания. История нравов и социология морали. История этических учений.
4. Происхождение морали
5. Моральные ценности и идеалы морали.
6. Высшие моральные категории этики – добро, справедливость, долг, честь, совесть, честь, достоинство.
7. Добро и зло как моральные антиподы.
8. Долг и совесть как морально-психологические механизмы самоконтроля личности.
9. Совесть, стыд, вина – взаимосвязь с пониманием добра и долга. Альтруизм и эгоизм.
10. Любовь и дружба как высшие моральные ценности, их роль в становлении личности и социума.
11. Заповедь любви: различные трактовки проблемы. Особенности представлений о моральных категориях в русской православной цивилизации.
12. Право как совокупность норм, установленных государством, зафиксированных в юридических актах.
13. Мораль как процесс утверждения, развития нравственных взглядов, идеалов добра, правды, справедливости.
14. Совесть как внутренний гарант морали. Совесть и закон: эволюция понятий в истории человеческого общества.
15. Государство во взаимоотношениях морали и права.
16. Закон, нравственность, право, мораль – основные категории. Безнравственные законы и внеправовая мораль – негативное взаимодействие
17. Условия возникновения, историческое развитие и специфика профессиональной морали.
18. Профессионализм как нравственная черта личности.
19. Общая система нравственности и кодексы профессиональной морали: корпоративизм, гуманизм, профессиональная честь и достоинство.
20. Профессиональный долг как совокупность моральных норм.
21. Виды профессиональной этики: педагог, бизнесмен, управленец, юрист.
22. Долг и ответственность юриста – профессионала . Понятие и особенности этики юриста.
23. Становление и развитие этики юриста.
24. Понятие этического конфликта. Сущность и природа этического конфликта.
25. Этические конфликты в деятельности юриста: понятие, особенности виды.
26. Причины возникновения этических конфликтов в деятельности юриста. Основные пути разрешения этических конфликтов в деятельности юриста
27. Понятие и виды профессиональных деформаций в деятельности юриста.
28. Основные причины и факторы, влияющие на характер и степень профессиональной деформации.
29. Коррупционное поведение как наиболее опасная форма профессиональной деформации юриста.
30. Пути профилактики профессиональной деформации в деятельности юриста.
31. Понятие этикета юриста.
32. Нормы этикета и их роль в деятельности юриста.
33. Функции норм этикета.
34. Этикет юриста в консультационной деятельности.
35. Этикет в деятельности следователя и прокурора.
36. Этикет судьи.
37. Понятие, особенности и виды этикета судебного разбирательства
[1] См. Васильева Г.А. Профессиональная этика юриста. Челябинск 2005.
[2] Н.Капнис Профессиональная этика юриста
[3] См. Васильева Г.А. Профессиональная этика юриста. Челябинск 2005.
[4] Там же.
[5] См. Кант И. Критика чистого разума
[6] См. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики.- М., 1987.
[7] См. Васильева Г.А. Профессиональная этика юриста. Челябинск 2005.
[8] См. Аракелов Ю. С., Джегутанов Б. К., Олейников В. С. Профессиональная этика юриста — СПб.: Питер, 2006.
[9] См.: Этика. Энциклопедический словарь. М., 2001. С. 321-322.
[10] Васильева Г.А. Профессиональная этика юриста. Челябинск 2005.
[11] См. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2000. С.78-82
[12] См. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2000.
[13] Миллъ Дж.С. Утилитарианизм // Указ. изд. С. 113—114.//Цит. по: Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2000.
[14] См. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2000.
[15] См.: Шпренгер Г. Взаимодействие: соображения по поводу антропологического понимания масштабов справедливости. // Государство и право. – 2004. - № 5. – С. 16.
[16] Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорий нравственности. Спб, 1907. – С. 502.
[17] Васильева Г.А. Профессиональная этика юриста. Челябинск 2005.
[18] Сафьянов В. И. Этика общения // http://www.hi-edu.ru.
[19] Конфликты в межличностных отношениях сотрудников правоохранительных органов: Учебно-методическое пособие.-СПб.:СПбГИЭУ, 2003.
[20] Кодекс профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации от 24 декабря 2008 года.
[21] См. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. Учебное пособие /Под ред. Г.В.Дубова. М., 2004.