Тема 7. Этикет юриста, его нормы и функции.

Вопросы:

1. Понятие этикета.

2. Этикет делового общения.

3. Этикет юриста в служебной деятельности.

Понятие этикета.

Что же подразумевается под понятием "Этикет?"

Этикет (от франц. etiquette) - установленный порядок поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, пове­дение в общественных местах, манеры и одежда).

Этикет - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям ( обхожде­ние с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общест­венных местах, манера и одежда).

В него входят те её требования, которые приобретают характер строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведе­ния. Под этикетом понимается принятый порядок, совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

Этикет охватывает те требования, кото­рые приобретают характер строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения.

Стремление вести себя прилично уходит своими корнями далеко в глубь истории человечества. Оно зафиксировано в древнейших письменных документах, получило отражение в эпических произведениях поэтов прош­лого. Это стремление определяется условиями совместной жизни людей и естественного желания человека заслужить одобрение окружающих, общест­венное признание.

Деловой этикет - важнейшая сторона морали профессионально­го поведения человека. Знание его - необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.

Первые печатные своды о правилах этикета появились в 15 веке в Испании, откуда довольно быстро распространились по другим западноевропейским странам.

Изначально этикет выполнял социально-дифференцирующую функцию.

Он предназначался для имущих классов.

Владение правилами этикета было признаком благородства, атрибутом поведения знати в своем кругу. - Это отразилось и в истории термина "этикет".

В русский язык понятие "этикет" стало входить в начале 18 ве­ка.

Следует отметить, что в России традиции оформления правил и норм поведения в письменные уложения также имела не только большую историю, но и своеобразие.

В отличие от Западной Европы правила обязательного и приличного поведения отличались большим демократизмом, распространя­лись на более широкие социальные слои.

Так, изданный ещё в середине 16 века "Домострой" был своеобразным кодексом правил, адресованных зажиточным жителям городов.

В "Домострое" нашло отражение сословно-иерархическое деление русского общества того времени, подчинение млад­ших старшим.

В этом своде правил прослеживаются две линии:

- одна регла­ментирует отношение горожанина к светской власти, церкви, и другим институтам государства,

- другая закрепляет принцип подчинения младших старшим.

Правила охватывали разные стороны городской жизни России того времени- бытовые обряды, ведение торговых дел, воспитание детей, домо­водство, обхождение с гостями, отношение домочадцев и слуг.

Но наряду с определенным демократизмом в "Домострое" отразилась и другая национальная черта - деспотизм.

Он утверждал и поддерживал беспрекословную, неограниченную личную власть, не терпящую никаких прег­рад.

Этикет в современных отношениях претерпевает определенные измене­ния - упрощаются его формы в связи с демократизацией отношений и уско­рением темпов социальной жизни.

Этикет - форма социально-одобряемого общественного поведения.

Для реализации этикета человек, в том числе (и особенно) сотрудник мили­ции:

- должен знать правила поведения (результат воспитания, образо­вания и самовоспитания);

- должен уметь применять правила и приемы этикета как форму естественного и привычного поведения;

- должен верно отличать ситуации, в которых можно пренебречь пра­вилами этикета от тех, в которых следование его предписаниям является обязательным;

- иметь практику применения этикетных норм.

Этикет делового общения.

Деловое общение должно основываться на определенных нрав­ственных принципах,среди которых главными являются следующие:

1.В основе делового контакта лежат интересы дела, но ни в коем случае не личные интересы и не собственные амбиции. Не­смотря на его кажущуюся банальность, именно этот принцип наруша­ется чаще всего, ибо далеко не каждый и далеко не всегда находит в себе способность поступиться личными интересами когда они входят в противоречие с интересами дела, особенно когда это можно сделать безнаказанно и единственным судьей содеянного будет собственная совесть. Примером подобного поведения для сотрудника правоохра­нительных органов является оказание контактеру юридической помо­щи, разъяснение ему его прав и возможностей, в результате чего он, быть может, окажется способным решить проблему не в вашу пользу (ведь достаточно было просто промолчать). Противоположным, без­нравственным поведением было бы своекорыстное использование своей компетентности (профессиональной, правовой, в том числе и приемов делового общения) для получения выгодного для вас реше­ния.

2.Порядочность, т. е. органичная неспособность к бесчест­ному поступку или поведению, основывающаяся на таких выра­ботанных нравственных качествах, как:

— обостренная совесть (достаточно хорошо иллюстрируется вышеприведенным примером), сознание того, что даже бездействие или молчание могут быть бесчестными;

— постоянное стремление сохранить незапятнанной свою честь как высшую степень честности и благородства и утвердить собствен­ное достоинство как признаваемое окружающими право на самоува­жение;

— умение держать себя одинаково с любым человеком, незави­симо от его служебного или социального статуса;

— моральная устойчивость, проявляющаяся прежде всего в том, что ни при каких условиях человек не поступается своими принципа­ми;

— обязательность, точность, ответственность, верность своему слову.

3.Доброжелательность, т.е. органичная потребность делать людям добро (добро — главная категория этики). Конечно, всякая профессиональная деятельность имеет целью удовлетворение соци­альной потребности и в этом смысле направлена на «производство полезного», которое, по сути своей, есть также и «доброе».

4.Уважительность, т.е. уважение достоинства партнера по общению, реализующаяся через такие воспитанные нравственные качества, как: вежливость, деликатность, тактичность, учтивость, за­ботливость. Как и всякий иной нравственный принцип, она помимо своего морального содержания заключает также и деловую целесооб­разность.

Наши рекомендации