Тема 7. Этикет юриста, его нормы и функции.
Вопросы:
1. Понятие этикета.
2. Этикет делового общения.
3. Этикет юриста в служебной деятельности.
Понятие этикета.
Что же подразумевается под понятием "Этикет?"
Этикет (от франц. etiquette) - установленный порядок поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).
Этикет - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям ( обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манера и одежда).
В него входят те её требования, которые приобретают характер строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения. Под этикетом понимается принятый порядок, совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.
Этикет охватывает те требования, которые приобретают характер строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения.
Стремление вести себя прилично уходит своими корнями далеко в глубь истории человечества. Оно зафиксировано в древнейших письменных документах, получило отражение в эпических произведениях поэтов прошлого. Это стремление определяется условиями совместной жизни людей и естественного желания человека заслужить одобрение окружающих, общественное признание.
Деловой этикет - важнейшая сторона морали профессионального поведения человека. Знание его - необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.
Первые печатные своды о правилах этикета появились в 15 веке в Испании, откуда довольно быстро распространились по другим западноевропейским странам.
Изначально этикет выполнял социально-дифференцирующую функцию.
Он предназначался для имущих классов.
Владение правилами этикета было признаком благородства, атрибутом поведения знати в своем кругу. - Это отразилось и в истории термина "этикет".
В русский язык понятие "этикет" стало входить в начале 18 века.
Следует отметить, что в России традиции оформления правил и норм поведения в письменные уложения также имела не только большую историю, но и своеобразие.
В отличие от Западной Европы правила обязательного и приличного поведения отличались большим демократизмом, распространялись на более широкие социальные слои.
Так, изданный ещё в середине 16 века "Домострой" был своеобразным кодексом правил, адресованных зажиточным жителям городов.
В "Домострое" нашло отражение сословно-иерархическое деление русского общества того времени, подчинение младших старшим.
В этом своде правил прослеживаются две линии:
- одна регламентирует отношение горожанина к светской власти, церкви, и другим институтам государства,
- другая закрепляет принцип подчинения младших старшим.
Правила охватывали разные стороны городской жизни России того времени- бытовые обряды, ведение торговых дел, воспитание детей, домоводство, обхождение с гостями, отношение домочадцев и слуг.
Но наряду с определенным демократизмом в "Домострое" отразилась и другая национальная черта - деспотизм.
Он утверждал и поддерживал беспрекословную, неограниченную личную власть, не терпящую никаких преград.
Этикет в современных отношениях претерпевает определенные изменения - упрощаются его формы в связи с демократизацией отношений и ускорением темпов социальной жизни.
Этикет - форма социально-одобряемого общественного поведения.
Для реализации этикета человек, в том числе (и особенно) сотрудник милиции:
- должен знать правила поведения (результат воспитания, образования и самовоспитания);
- должен уметь применять правила и приемы этикета как форму естественного и привычного поведения;
- должен верно отличать ситуации, в которых можно пренебречь правилами этикета от тех, в которых следование его предписаниям является обязательным;
- иметь практику применения этикетных норм.
Этикет делового общения.
Деловое общение должно основываться на определенных нравственных принципах,среди которых главными являются следующие:
1.В основе делового контакта лежат интересы дела, но ни в коем случае не личные интересы и не собственные амбиции. Несмотря на его кажущуюся банальность, именно этот принцип нарушается чаще всего, ибо далеко не каждый и далеко не всегда находит в себе способность поступиться личными интересами когда они входят в противоречие с интересами дела, особенно когда это можно сделать безнаказанно и единственным судьей содеянного будет собственная совесть. Примером подобного поведения для сотрудника правоохранительных органов является оказание контактеру юридической помощи, разъяснение ему его прав и возможностей, в результате чего он, быть может, окажется способным решить проблему не в вашу пользу (ведь достаточно было просто промолчать). Противоположным, безнравственным поведением было бы своекорыстное использование своей компетентности (профессиональной, правовой, в том числе и приемов делового общения) для получения выгодного для вас решения.
2.Порядочность, т. е. органичная неспособность к бесчестному поступку или поведению, основывающаяся на таких выработанных нравственных качествах, как:
— обостренная совесть (достаточно хорошо иллюстрируется вышеприведенным примером), сознание того, что даже бездействие или молчание могут быть бесчестными;
— постоянное стремление сохранить незапятнанной свою честь как высшую степень честности и благородства и утвердить собственное достоинство как признаваемое окружающими право на самоуважение;
— умение держать себя одинаково с любым человеком, независимо от его служебного или социального статуса;
— моральная устойчивость, проявляющаяся прежде всего в том, что ни при каких условиях человек не поступается своими принципами;
— обязательность, точность, ответственность, верность своему слову.
3.Доброжелательность, т.е. органичная потребность делать людям добро (добро — главная категория этики). Конечно, всякая профессиональная деятельность имеет целью удовлетворение социальной потребности и в этом смысле направлена на «производство полезного», которое, по сути своей, есть также и «доброе».
4.Уважительность, т.е. уважение достоинства партнера по общению, реализующаяся через такие воспитанные нравственные качества, как: вежливость, деликатность, тактичность, учтивость, заботливость. Как и всякий иной нравственный принцип, она помимо своего морального содержания заключает также и деловую целесообразность.