Основные категории этики. Деонтология
Категории этики используются для оценки самых различных поступков. В центре этических исследований находятся вечные проблемы человеческого существования. Поэтому основные понятия морали «добро», «зло», «счастье», «долг», «справедливость», «честь», «достоинство» не претерпевают существенных изменений с течением времени.
Добро – категория этики, объединяющая все, что имеет положительное нравственное значение, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящее злу. Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные. Добро - то, что в наибольшей степени отвечает требованиям нравственности и является их реализацией в социальных отношениях.
Добро отражает наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее: то, что должно быть и заслуживает одобрения. Или проще -добро - то, что служит сохранению и развитию жизни.
Диалектика добра и зла - ключевая проблема философско-этического знания.
Добро и зло являются наиболее общими этическими категориями, ориентирующими основную проблему философской и нормативной этики.
Благо — все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством дня достижения цели, при этом есть и природные блага, и духовные (образование, познание, предметы культуры и т. д.).
При таком подходе добро — разновидность духовного блага. В этическом же плане понятие «благо» зачастую является синонимом добра[8].
Справедливость означает такое положение вещей, которое рассматривается как должное, неотъемлемое право человека, соответствие между деянием и воздаянием за добро и зло, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.Справедливость есть мера соответствия между содержанием того или иного поступка и его оценкой общественным мнением.
Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг. Справедливость считают синонимом правосудия. Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности.
Долг – категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающаяся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.Долг – это нравственная задача, которую человек формулирует для себя на основании нравственных требований, обращенных ко всем.Долг может быть социальным: патриотический долг судьи, долг следователя, долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский.
Деонтология (от греч. deon — долг, deontos — должное, обязательное и необходимое и logos — знание, учение, наука) — система научных знаний о долге и нормах должного поведения людейв социальной практике.Термин «деонтология»употребил и ввел в научный оборот Иеремия Бентам (1748-1832 гг.) - английский социолог, философ и юрист.
Исследуя процессы общественной жизни, рассматривая закономерности развития социальных отношений, Бентам обратил внимание на необходимость выработки в современной обществе такой концепции профессионального поведения, которая бы обеспечивала его максимальную эффективность и позволяла предотвратить негативные последствия, наносящие существенный урон не только отдельному человеку, но и социальным группам, социальным отношениям.
Совесть — это категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с точки зрения соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.
Совесть — субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как дож и ответственность перед самим собой[9].Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть — самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно- личностных регуляторов поведения людей.
Ответственность — категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу.
Ответственность предполагает учитывать ряд факторов: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; способен ли человек эти последствия предвидеть.Ответственность — философско-социологическое понятие. Ответственность в этике и ответственность в праве тесно взаимосвязаны. Например, теоретическое обоснование уголовной ответственности, принципа личной и виновной ответственности.
Достоинство — категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.
Достоинство — выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.
Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, преподавателя, врача, предпринимателя...)[10].
Этические категории и принципы пронизывают всю жизнь людей, даже и тех, кто не имеет представления о их научной трактовке. Они определяют содержание права, присутствуют в законодательных актах, в том числе регулирующих конкретную деятельность юриста.