История этических учений. Происхождение морали.

Основателем этики признаётся великий древнегреческий философ Сократ (469-399 до н.э.). В истории развития этики как науки можно выделить этапы, для каждого из которых характерно свое представление о сущности морали:

− предэтика,

− античная этика,

− средневековая этика,

− этика Нового времени,

− современная этика.

В различных философских системах прошлого и настоящего превалируют в зависимости от различных обстоятельств (историко-культурных, субъективных и др.) различные отрасли философии. Так, в целом ряде философских школ (Эпикур, Сократ, стоики и др.) акцент делался именно на нравственной философии, которая венчает собой житейскую мудрость.

По мнению софиста Протагора нравственность является конкретной для каждого человеческого общества в определенную эпоху, поэтому нравственные требования различны у всех народов, а добро и зло - понятия относительные.

Сократ (469-399 гг. до н.э.), искавший более прочную основу для обоснования нравственности, сводивший все к верховному разуму человека и к выработке им внутренней гармонии между разумом и различными чувствами и страстями. Добродетель понималась Сократом как способность преуспевать в умственном развитии, в искусствах и в творчестве, для чего необходимо знание и понимание общественной жизни и взаимных отношений между людьми. Эта концепция получила наименование этического рационализма

Еще более глубоко сущность нравственного объяснил ученик Сократа - Платон (428-348 гг. до н.э.), считавший, что в природе существуют идеи добра и справедливости наряду с множеством злого и несправедливого. Полагая, что основы нравственного заключены вне мира - в Идее, заложенной в устройстве мировой жизни и пронизывающей весь мир, все мироздание, в том числе и человека, Платон пришел к заключению, что искание человеком чего-то лучшего, чем обыденная жизнь, т.е. искание Добра и Справедливости, имеет свое объяснение и опору в чем-то находящемся за пределами нашего познания, трансцендентальном. Итогом античных достижений в этой области явилась этика Аристотеля (4 в. до н.э.), который первым систематизировал ее как теоретическую науку о добродетелях.

Аристотель определяет добродетель как известного рода середину. Речь идет о знаменитой «золотой середине» суть которой в том, что есть как бы три душевных состояния, два из них порочны, одно в силу избытка, другое - в силу недостатка. И только третье, среднее состояние, есть душевное расположение добродетели. Например, мужество есть середина страха и отважности, умеренность есть середина бесстрастия и невоздержанности и т.д[3].

Средневековая этика.

Суть средневековой этики состоит в том, что она стала религи­озной. Ее исторические судьбы на многие столетия оказались сопря­женными с христианством.

Моральная концепция христианства замкнута на идею Бога, ко­торый создал мир, весь мир развивается из него, он его непосредст­венный управитель. Все остальные создания существуют благодаря и для бога. Высшая цель - служить богу. Человек подобен богу, но не более. Он изначально греховен. Греховность человека непреодолима его собственными силами. Это достигается прямым и непосредствен­ным участием бога. На вопрос учеников: "Так кто же может спастись?» Иисус отвечает; «Человекам это невозможно, богу все возможно».

Характерные особенности средневековой этики мы рассмотрим на примере двух ее наиболее характерных представителей: Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

Августин Блаженный считал, что Бог - это начало, средоточие и цель всего, он - отец блаженства и добра.

Несколько иные взгляды присущи Фоме Аквинскому, который за­имствует содержание этики у Аристотеля, но придает ей религиозную форму, переосмысливает ее через призму христианства. Человек, по его мнению, представляет собой такую ступень совершенства, когда он может отступить от своей благости, его деятельность будет сопря­жена в этом случае со злом[4].

Этика Нового времени.

Наиболее развернутую и типичную для этой эпохи концепцию морали создал Т. Гоббс. По его мнению, не мораль нуждается в объ­яснении, а мир рассматривается с точки зрения моральной оценки.

Поэтому суть нравственного закона, по Гоббсу - "в случае согласия на то других, че­ловек должен согласиться отказаться от права на вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольство­ваться такой степенью свободы, какую он бы допустил бы у других людей по отношению к себе".

Иначе, чем Гоббс, подходит к пониманию морали Бенедикт Спиноза, хотя он также отрицает ее внеприродное происхождение.

Задача этики, по мнению Спинозы, состоит не в том, чтобы ос­меивать человеческие недостатки, а в том, чтобы их изучать. Спиноза строил свою нравственность на эвдемонистическом начале, т.е. на ис­кании человеком счастья. Человек, как и все другие существа, стре­мится к наибольшему счастью, и из этого стремления его разум выво­дит нравственные правила жизни, но при этом человек не является свободным, так как он не может делать то, что необходимо вытекает из его природы.

Одним из создателей рациональной этики является И. Кант. Размышляя об ос­новах нравственности, Кант пришел к убеждению, что такой основой является наше сознание долга, которое представляет собой свойство человеческого разума, который может создавать правила для поведе­ния человека двоякого рода, одни из них условны, а другие безуслов­ны.

Нравственные требования должны иметь абсолютный характер безусловного веления (категорический императив).

Суть категорического императива И. Кант формулирует следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения, на основе твоей воли, могла стать общим естественным законом». Кант выдвигает три максимы поведения:

1) поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом;

2) в своих поступках исходи из того, что человек является высшей ценностью, его никогда нельзя использовать только как средство;

3) все поступки должны быть ориентированы на общее благо[5].

Диалектическая взаимосвязь второй и третьей максимы является основой гармонизации отношений между обществом и индивидом, между государством и гражданином, а первая максима фиксирует абсолютное нравственное требование, состоящее в осознании человеком своего долга.

Совершенно противоположную кантианской теории морали соз­дал свою этику известный немецкий философ 19 века Фридрих Ницше. В соответствии со взглядами Канта, мораль возможна потому, что у человека есть свобода воли. Ницше утверждает, что нет ни свободной, ни несвободной воли, а есть слабая и сильная воля. Это прежде всего- воля к власти, которая является движущей силой жизни. Идеал Ницше - «человек воли», исполненный избыточных жизненных сил и наслаждающийся любым проявлением своей «мощи» - как утверждающим, так и разрушительным[6].

В 40-е годы 19 века формируется марксистская теория, рассмат­ривающая развитие человеческого общества с материалистических позиций.

Основное положение марксистской этики заключается в сле­дующем: чтобы выяснить, что должен делать человек, надо устано­вить, что он есть на самом деле. "Сущность человека есть совокуп­ность всех общественных отношений'1. Мораль возникает там, где че­ловек встречается с обществом, человечеством. Отношения, в кото­рые вступают люди между собой в жизни в ходе производства и вос­производства, прежде всего, труда, являются источником их собст­венного формирования.

Современная этика.

Этика ненасилия - это совершенно иной подход к разрешению конфликтов, исключающий насилие. Идеи ненасилия сформулирова­ны еще в Библии, в Новом Завете, рекомендующем, если, "кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую". В данном случае отра­зился некий идеал, в соответствии с которым непротивление злу рас­сматривается как проявление нравственного совершенства, нравст­венного превосходства над чужим грехом. Неумножение зла расцени­вается как проявление добра[7].

Значительное развитие этика ненасилия получила в работах вы­дающегося русского писателя и мыслителя Л.Н. Толстого , считавшего, что признание необходимости противления злу насилием есть не что иное, как оправдание людьми своих привычных излюблен­ных пороков: мести, корысти, зависти, злости, властолюбия.

Одной из интереснейших философских концепций 20 века явля­ется этика благоговения перед жизнью, основоположник которой вы­дающийся гуманист современности - Альберт Швейцер. В основе этой теории находится принцип благоговения перед жизнью в любой фор­ме, облегчение страданий всех живущих. Благоговение перед жизнью, по мнению А. Швейцера, относится как к природным, так и к духовным явлениям, так как преклонение перед естественной жизнью необхо­димо влечет за собой преклонение перед жизнью духовной.

Для заметок

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наши рекомендации