Общая характеристика преступлений против военной службы.
Родовым объектом преступлений, предусмотренных в 33 главе УК РФ, являются общественные отношения и интересы по обеспечению законного прохождения установленного порядка военной службы в Российской Федерации.
Таковой порядок регламентирован в Конституции РФ (п. «о» ст. 71) и федеральном законодательстве: ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г.; ФЗ РФ «Об обороне» от 31 мая 1996 г. (в действ. ред.) ; ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г., а также в подзаконных нормативных актах Министерства обороны РФ и иных ведомств (Общевоинских Уставах Вооруженных Сил, Уставах несения специальных видов службы, различных приказах и пр.).
Военная служба - это особый вид государственной службы граждан РФ в Вооруженных Силах России, других государственных войсках и воинских формированиях России. В Вооруженные Силы России входят: Ракетные войска стратегического назначения, Военно-космические силы, Сухопутные войска общего назначения, Военно-воздушные силы, Войска противовоздушной обороны, Военно-морской флот. Примерами других государственных войск являются Пограничные войска РФ, Железнодорожные войска РФ.
Необходимо подчеркнуть, что действие главы 33 УК РФ возможно только в мирное время. В соответствии с ч. 3 ст. 331 УК РФ, ответственность за преступления против военной службы, совершенные в боевой обстановке либо в военное время (то есть когда Россия официально находится в состоянии войны с каким-либо государством), наступает в соответствии с уголовным законодательством военного времени (которое в настоящее время находится в стадии разработки).
Непосредственные объекты преступлений против военной службы довольно разнообразны, и в зависимости от их разновидностей все эти преступления можно условно разделить:
- на преступления против порядка подчиненности и уставных
- взаимоотношений (ст. 332-336 УК РФ);
- преступления против порядка пребывания на военной службе (ст. 337-339 УК РФ);
- преступления против порядка несения специальных правил военной службы (ст. 340-344 УК РФ);
- преступления против порядка использования военного имущества (ст. 345-348 УК РФ);
- преступления против порядка эксплуатации военной техники (ст. 349-352 УК РФ).
Субъект преступлений против военной службы - всегда специальный. В соответствии с ч. 1, 2 ст. 331 УК РФ, субъектами этих преступлений являются:
1. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву или контракту. При этом начальным моментом прохождения военной службы является день зачисления в список личного состава воинской части, а конечным - день истечения срока воинского контракта или день фактического увольнения проходящего военную службу по призыву (ст. 37 ФЗ РФ «О воинской обязанности»).
2. Граждане РФ, находящиеся в запасе, во время прохождения ими военных сборов. Время прохождения такими лицами военной службы определяется аналогично (т. е. с момента зачисления в список личного состава по день фактического окончания военных сборов - ст. 52-54 ФЗ РФ «О воинской обязанности»).
3. Военные строители военно-строительных отрядов и частей Министерства обороны и других ведомств РФ.
В случае совершения преступлений против военной службы военнослужащими в соучастии с иными лицами, последние подлежат ответственности по статьям 33 главы УК РФ с учетом положений ч. 4 ст. 34 УК РФ (соучастие в преступлениях со специальным субъектом).
Объективная сторона преступлений против военной службы обычно носит материальный характер - требуется установление указанных в норме последствий. Многие деяния, не причинившие уголовно-значимых последствий, влекут дисциплинарную ответственность военнослужащих. Формальными по конструкции являются составы уклонений от военной службы (ст. 337-339 УК РФ), а основные составы некоторых преступных нарушений специальных правил несения службы носят формально-материальный характер (первые части статей 340 и 341 УК РФ).
Субъективная сторона большинства этих преступлений выражается в умышленной форме вины. В соответствии с общеуголовным правилом, в материальных составах допускается как прямой, так и косвенный умысел по отношению к последствиям, а в формальных составах - только прямой умысел, выражающийся в желании совершения преступного деяния. В то же время многие составы предусматривают возможность только неосторожного отношения виновного к наступлению указанных в диспозиции последствий (ст. 347-352 УК РФ).