Общая характеристика преступлений против порядка управления. Квалификация самоуправства.
Важным условием нормального функционирования общества является управление людьми, осуществляемое властными органами и их работниками — должностными лицами, в том числе представителями власти. В процессе управленческой деятельности возникают многообразные отношения, которые можно разделить на две группы: внутренние отношения в органах управления и отношения органов управления с гражданами. Все преступления, посягающие на эти отношения, являются преступлениями против государственной власти (разд. X), однако в первом случае речь идет о преступлениях против интересов государственной службы (гл. 30), а во втором — против порядка управления (гл. 32). Поэтому основным объектом группы деяний, предусмотренной гл. 32, признается нормальная деятельность органов государственного управления в той ее части, в которой указанными деяниями нарушаются отношения между этими органами и гражданами.
Еще одно отличие между сопоставляемыми главами заключается в том, кто выступает в роли нарушителя: субъектами составов гл. 30 являются должностные лица, а гл. 32 — граждане, не обладающие полномочиями в сфере управления.
Таким образом, преступления против порядка управления — это посягательства на управленческие отношения, совершенные гражданами, не являющимися субъектами управления.
Весьма близкими к этим преступлениям являются административно-правовые деликты, о чем свидетельствует частое перемещение правонарушений из уголовного права в административное и наоборот. О тесной связи между этими отраслями свидетельствует наличие в КоАП РФ специальной гл. 19, предусматривающей ответственность за посягательства на порядок управления, которые отличаются от соответствующих преступлений главным образом степенью опасности. Например, в обоих кодексах есть ответственность за самоуправство, которое в зависимости от того, был ли причиненный вред существенным, признается либо преступлением (ст. 330 УК РФ), либо проступком (ст. 19.1 КоАП РФ).
Из-за широты понятия “порядок управления” возникают трудности при классификации норм данной главы. Наиболее целесообразной представляется классификация, основанная на объектах посягательства — составных частях порядка управления, условиях нормального функционирования его механизма. Такая классификация выглядит следующим образом:
1) посягательства на представителей власти:
- посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ);
- применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ);
- оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ);
- разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица
правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК РФ);
- дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ);
2) посягательства на неприкосновенность Государственной границы:
- незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (ст. 322 УК РФ);
- противоправное изменение Государственной границы (ст. 323 УК РФ);
3) посягательства на порядок обращения с документами и государственными наградами:
- приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (ст. 324 УК РФ);
- похищение или повреждение документов, штампов, печатей (ст. 325 УК РФ);
- подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства (ст. 326 УК РФ);
- подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК РФ);
- изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия или их использование (ст. 3271 УК РФ);
4) посягательства на порядок комплектования Вооруженных Сил и прохождения альтернативной службы:
- уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст. 328 УК РФ);
5) посягательства на авторитет государства:
- надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации (ст. 329 УК РФ);
6) посягательства на порядок осуществления гражданами своих прав:
- самоуправство (ст. 330 УК РФ).
Таким образом, преступления против порядка управления представляют собой деяния, посягающие на нормальную деятельность органов государственного управления по выполнению ими управленческих функций, совершаемые гражданами (частными лицами). Эти деяния отличаются от преступлений против интересов государственной службы главным образом по субъекту, а от административных правонарушений — по степени общественной опасности.