Общая характеристика преступлений против правосудия.
Система преступлений против правосудия включает:
- преступления, совершаемые должностными лицами "от правосудия" (см. ст. 299-302, частично ст. 303, ст. 305 УК);
- преступления, совершаемые лицами, обязанными содействовать органам правосудия (см. частично ст. 303, ст. 307, 308, 310-312, 315 УК);
- преступления, совершаемые лицами, к которым применяются меры правового принуждения (см. ст. 313, 314, 3141 УК);
- преступления, совершаемые иными лицами, препятствующими осуществлению правосудия (см. ст. 294-297, 2981, 304, 306, 309, 316 УК).
Общественная опасность данных преступлений заключается в подрыве государственной власти путем дискредитации судебной власти, унижения ее авторитета, утраты веры в справедливость правосудия.
Основные объекты преступных посягательств - интересы государственной власти, установленный в государстве порядок правосудия, т.е. интересы правосудия. Дополнительные объекты - жизнь человека (см. ст. 295 УК), чужая собственность (см. ст. 312 УК), честь, достоинство личности (см. ст. 297, 2981 УК), свобода человека (см. ст. 301 УК). Возможны и факультативные объекты - честь, достоинство, здоровье человека (см. ст. 302 УК), свобода человека, сто собственность, жизнь, здоровье (см. ст. 305, 309 УК) и т.д.
Объективная сторона составов преступлений выражается деяниями, как правило, в форме действия, заключающегося в привлечении заведомо невиновного к уголовной ответственности (см. ст. 299 УК), принуждении к даче показаний (см. ст. 302 УК), фальсификации доказательств (см. ст. 303 УК) и т.д.
В некоторых случаях преступные деяния могут быть совершены бездействием. К таким деяниям относятся отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний (см. ст. 308 УК), уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы, а также от применения принудительных мер медицинского характера (см. ст. 314 УК), неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (см. ст. 315 УК) и др.
По законодательной конструкции составы преступлений являются, как правило, формальными. Преступления окончены (составами) в момент осуществления соответствующих общественно опасных действий или бездействия независимо от наступления материальных общественно опасных последствий: вмешательства в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия (см. ст. 294 УК), оскорбления участников судебного разбирательства (см. ст. 297 УК), привлечения заведомо невиновного к уголовной ответственности (см. ст. 299 УК) и т.д.
Некоторые составы преступлений имеют материальную законодательную конструкцию. Преступления окончены (составами) в момент наступления предусмотренных законом материальных общественно опасных последствий, например в момент наступления тяжких последствий при заведомо незаконном задержании, заключении под стражу или содержании под стражей лица (см. ч. Зет. 301 УК).
Можно выделить и формально-материальные (см. ч. 3 ст. 303, ч. 2 ст. 305 УК) составы преступлений. Распространено суждение о том, что закрепленный в ст. 295 УК состав преступления по законодательной конструкции является усеченным. Однако некоторые сомнения на сей счет вносит охватываемая диспозицией нормы, отраженной в данной статье, альтернативная покушению на жизнь возможность причинения потерпевшему лицу смерти. По-видимому, состав посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля сконструирован также по типу формально-материальных. Преступление окончено (составом) в момент покушения на жизнь или наступления смерти потерпевшего (см. также 40.4).
Обязательным для квалификации деяния как преступления может стать способ его совершения, например: применение насилия, издевательств, пытки (см. ч. 3 и 4 ст. 296, ч. 2 ст. 302, ч. 3 и 4 ст. 309, ч. 3 ст. 313 УК); использование лицом своего служебного положения (см. ч. 3 ст. 294 УК), применение угроз, шантажа или иных незаконных действий (см. ч. 1 ст. 302, ч. 2 ст. 309, ч. 3 ст. 313 УК), осуществление преступного поведения группой лиц (см. ч. 4 ст. 309, ч. 2 ст. 313 УК), применение оружия или предметов, используемых в качестве оружия (см. ч. 3 ст. 313 УК). Как видно из последнего примера, на квалификацию содеянного может повлиять орудие совершения преступления.
Субъект преступных посягательств - физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста. В некоторых случаях субъект наделен дополнительным признаком, например принадлежностью к органам правоохраны и правосудия (см. ст. 299-302, ч. 2 и 3 ст. 303, ст. 305 УК), должностным лицам или лицам, наделенным соответствующими служебными полномочиями (см. ч. 3 ст. 294, ст. 311, ч. 1 ст. 312, ст. 315 УК), иным лицам, участвующим в осуществлении предварительного расследования, в судебном разбирательстве (см. ч. 1 ст. 303, ст. 307, 308, 310 УК), к преступной группе (см. ч. 4 ст. 309, ч. 2 ст. 313 УК), к лицам, которым вверено описанное или арестованное имущество (см. ч. 1 ст. 312 УК), к лицам, отбывающим или отбывшим наказание либо находящимся в предварительном заключении (см. ст. 313, 314, 3141 УК).
Субъективная сторона составов преступлений характеризуется виной в форме умысла. В некоторых случаях на это указывает и такой признак, как заведомость: привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (см. ст. 299 УК), заведомо ложный донос (см. ст. 306 УК), заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод (см. ст. 307 УК) и т.д.
Для квалификации деяния как преступления может иметь значение преступная цель. Наличие цели воспрепятствования осуществлению правосудия обязательно при квалификации деяния по ч. 1 ст. 294 УК, воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела - при квалификации по ч. 2 ст. 294 УК; воспрепятствования законной деятельности лиц, участвующих в отправлении правосудия или осуществляющих предварительное расследование, - при квалификации по ст. 295 УК; шантажа или искусственного создания доказательств совершения преступления - при квалификации деяния ио ст. 304 УК; дачи ложного заключения или ложных показаний, а равно осуществления неправильного перевода - при квалификации деяния по ч. 1 ст. 309 УК. В некоторых случаях на квалификацию содеянного влияет мотив преступного поведения (см. ст. 295 УК).
101. Уголовно-правовая характеристика воспрепятствования осуществлению правосудия и производству предварительного расследования
Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ст. 294 УК). Согласно ч. 1 ст. 120 Конституции РФ судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Поэтому никто не вправе вмешиваться в какой бы то ни было форме в деятельность суда или судьи по осуществлению правосудия. Установление уголовной ответственности за вмешательство в деятельность суда по осуществлению правосудия является серьезной правовой гарантией независимости судей при осуществлении правосудия.
В ст. 294 УК предусматривается три состава преступлений — вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия (ч. 1), вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность прокурора, следователя или лица, производящего дознание, в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела (ч. 2), и то и другое вмешательства, совершенные лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3).
Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия (ч. 1 ст. 294). Данное преступление является двухобъектным. Основным непосредственным объектом состава вмешательства в деятельность суда являются интересы правосудия, дополнительным — интересы личности, предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности, а равно законные интересы общественных объединений.
Общественная опасность вмешательства в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия заключается в том, что такими действиями подрываются конституционное положение о самостоятельности и независимости судебной власти, авторитет судебной власти и доверие к ней народа, нарушается справедливость при принятии судебных решений, попираются права и законные интересы граждан, предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности, а также общественных объединений.
С объективной стороны вмешательство в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия выражается в воздействии в какой бы то ни было форме на судью или коллегию судей (в том числе и коллегию присяжных заседателей) со стороны одного или нескольких физических лиц, не входящих в состав суда, принявшего к своему производству соответствующее дело (материалы) или приступившего к его разбирательству (рассмотрению). Вмешательство в деятельность суда или судьи может выражаться в просьбе или требовании к судье, присяжному или народному заседателю о решении дела определенным образом, подкрепленных обещаниями каких-либо выгод или благ; в высказывании угроз, в обращении к близким судьи или присяжного (народного) заседателя воздействовать на него с целью решения дела в интересах обратившегося. Вмешательство в деятельность суда может заключаться в организации пикетирования здания суда с демонстрацией плакатов и лозунгов, в которых сформулированы требования к суду по поводу решения дела, в организации голодовки в помещении суда, в проведении митинга и т. п.
Это преступление является оконченным с момента начала совершения соответствующих действий или акций, непосредственно направленных на воспрепятствование осуществлению правосудия по делу. Для правовой оценки содеянного как оконченного преступления не требуется, чтобы действия виновного как-то повлияли на коллегию судей или судью и принятие ими решения по делу.
Письменные ходатайства или обращения в суд граждан, представителей общественных объединений, руководителей предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности об условном осуждении, о применении судом наказания, не связанного с лишением свободы, в отношении работника не может рассматриваться как вмешательство в деятельность суда по осуществлению правосудия, поскольку это допускается процессуальным законодательством.
С субъективной стороны вмешательство в деятельность суда может быть совершено только с прямым умыслом, т. е. когда лицо сознавало уголовную противоправность и общественную опасность своих действий, предвидело возможность принятия судьей (судом) решения дела в своих интересах и желало этого. Целью этого деяния является воспрепятствование принятию судом (судьей) законного и справедливого решения. Мотивами этого преступления могут быть личная заинтересованность, корыстные и иные побуждения.