Участие прокурора при рассмотрении уголовного дела при пересмотре судебных решений в порядке надзора

Возбуждение производства в надзорной инстанции по уголовному делу со вступившим в законную силу приговором, определением, постановлением суда допускается по ходатайству прокурора, которое именуется надзорным представлением, или по ходатайству одного из указанного в законе участников процесса, которое именуется надзорной жалобой. Любое уголовное дело может быть рассмотрено в надзорной инстанции только по жалобе участника процесса, указанного в законе. Не указанные в законе лица не вправе направлять жалобы в надзорную инстанцию. Однако для граждан сохраняется прежняя возможность обращения с жалобой не только в суд, но и к соответствующему прокурору, обладающему правом принесения надзорного представления. В соответствии с приказом Генпрокурора РФ от 20.11.2007 N 185 в прокуратуре должна быть рассмотрена любая жалоба на приговор, вступивший в законную силу, независимо от того, подана ли она лицом, имеющим в соответствии со ст. 402 УПК право на надзорное обжалование приговора или иного судебного решения. Пересмотр приговора, определения, постановления суда (судьи) в порядке надзора может иметь место лишь в случае: а) вступления решения в законную силу; б) наличия надзорной жалобы или надзорного представления; в) если судья, рассматривающий надзорную жалобу или надзорное представление, возбудил надзорное производство и передал надзорную жалобу либо представление на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом либо без него, если дело не было истребовано. Надзорное представление подается на вступивший в законную силу приговор и постановление мирового судьи, на приговор, определение и постановление районного суда, на приговор апелляционной инстанции районного суда, а также на кассационное определение суда областного звена – в президиум этого же суда. Президиум окружного (флотского) военного суда рассматривает надзорную жалобу и надзорное представление на приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, а также на кассационное определение окружного (флотского) военного суда. Военная коллегия ВС РФ рассматривает надзорное представление: а) на судебное решение окружного (флотского) военного суда, на приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, на кассационное определение окружного (флотского) военного суда, если они обжаловались в порядке надзора в президиум окружного (флотского) военного суда; б) на приговор, определение и постановление окружного (флотского) военного суда, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения ВС РФ в кассационном порядке; в) на постановление президиума окружного (флотского) военного суда. Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ рассматривает: а) надзорное представление на приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, приговор апелляционной инстанции, вступившие в законную силу, и судебное решение, вынесенное в кассационном порядке, если они обжаловались в порядке надзора в президиум суда областного звена; б) приговор, определение и постановление суда областного звена, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения ВС РФ в кассационном порядке; в) постановления президиума суда областного звена. Президиум ВС РФ рассматривает надзорную жалобу и надзорное представление на определение Кассационной коллегии ВС РФ, на приговор, определение Судебной коллегии или Военной коллегии ВС РФ, на постановление судьи ВС РФ о назначении судебного заседания. Действующий УПК не содержит указания на то, какой прокурор вправе принести надзорное представление в какой именно суд надзорной инстанции. Однако приказ Генпрокурора РФ от 20.11.2007 N 185 определяет, что Генпрокурор РФ и его заместители вправе приносить надзорные представления в любой суд надзорной инстанции, а прокурор регионального уровня и его заместители – соответственно в президиум суда областного звена. В ст. 401.2 и 412.3 УПК, вступающих в силу с 1 января 2013 г., также определены полномочия прокуроров по внесению надзорных представлений. Закон устанавливает, что надзорное представление должно быть составлено в соответствии с требованиями, предъявляемыми к кассационному представлению. Исходя из этого, в нем должно быть указано: а) наименование суда надзорной инстанции, в который подается представление; б) данные о лице, подавшем представление; в) ссылка на приговор или иное решение, которое обжалуется; г) наименование суда, его постановившего или вынесшего; д) доводы лица, подавшего представление, с указанием оснований для отмены или изменения судебного решения; е) перечень прилагаемых к представлению материалов; ж) подпись лица, подавшего представление. Прокурор вправе в подтверждение оснований представления либо возражений против жалобы другой стороны представить в надзорную инстанцию новые материалы. Действующая редакция ст. 405 УПК допускает пересмотр судебных решений в порядке надзора по основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении дела в срок, не превышающий одного года со дня вступления в законную силу, если в ходе судебного разбирательства были допущены фундаментальные нарушения уголовно-процессуального закона, повлиявшие на законность приговора, определения или постановления суда. В дальнейшем с введением в действие гл. 48.1 УПК с 1 января 2013 г. будет действовать норма, содержащаяся в ч. 2 ст. 412.9 УПК, которая, в свою очередь, содержит ссыпку на ст. 401.6, вступающую в действие также с 1 января 2013 г. Статья 401.6 УПК допускает пересмотр судебных решений в порядке надзора по основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении дела в срок, не превышающий одного года со дня вступления в законную силу, если в ходе судебного разбирательства были допущены повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия. Закон дифференцировал сроки рассмотрения надзорного представления прокурора и сроки рассмотрения уголовного дела в надзорной инстанции. Для рассмотрения надзорного представления суду отводится до 30 суток со дня их поступления. Если дело вынесено на рассмотрение суда надзорной инстанции, то срок рассмотрения уголовного дела в надзорной инстанции в судебном заседании составляет до 15 суток, а в ВС РФ – до 30 суток.





62. Полномочия прокурора по возобновлению производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Производство по делам в связи с новыми обстоятельствами позволяет исправить любую судебную ошибку по вступившему в законную силу и даже исполненному обвинительному приговору независимо от времени его постановления, если речь идет о реабилитации осужденного или облегчении его участи. Основаниями для возобновления уголовного дела по вновь открывшимся обстоятельствам являются: 1) установленная вступившим в законную силу приговором суда заведомая ложность показаний свидетеля или заключения эксперта, а равно подложность вещественных доказательств, протоколов следственных и судебных действий и иных документов или заведомая ложность перевода, повлекшие за собой постановление необоснованного или незаконного приговора; 2) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные злоупотребления судей, допущенные ими при рассмотрении данного дела; 3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные злоупотребления лиц, производивших расследование по делу, повлекшие постановление необоснованного и незаконного приговора или определения суда о прекращении дела; 4) иные обстоятельства, неизвестные суду при постановлении приговора или определения, которые сами по себе или вместе с обстоятельствами, ранее установленными, доказывают невиновность осужденного или совершение им менее тяжкого или более тяжкого преступления, нежели то, за -которое он осужден, а равно доказывают виновность оправданного или лица, в отношении которого дело было прекращено.

Только прокурор может возбудить производство по вновь открывшимся обстоятельствам, судье или суду такого права в уголовном судопроизводстве не предоставлено. Их прерогатива - возбуждение гражданского дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Если прокурор не усматривает оснований для возбуждения уголовного дела в связи с вновь открывшимся обстоятельством, он отказывает в этом своим мотивированным постановлением. Вновь открывшиеся обстоятельства могут быть установлены путем исследования как новых доказательств, так и перепроверки тех, которые уже были исследованы судом. Осужденный или оправданный, потерпевший, являвшиеся ранее участниками процесса, могут быть источниками получения дополнительной информации в связи с возникшими новыми обстоятельствами.

Закон устанавливает весьма важное правило: сообщение о поводах к возобновлению дела будет процессуальным основанием для производства по делу по вновь открывшимся обстоятельствам лишь при условии, если этот повод будет подтвержден вступившим в законную силу приговором

Если лицо, совершившее преступление, скрывается от следствия и суда, в этих случаях течение давности возобновляется с момента задержания лица или явки его с.повинной, Возобновление дела по вновь открывшимся обстоятельствам может быть произведено только по инициативе прокурора. Заключение прокурора является единственным процессуальным актом, на основе которого суд принимает впоследствии решение об отмене приговора и всех состоявшихся решений по делу (ст. 389 УПК). Возбуждение производства по вновь открывшимся обстоятельствам кем-либо, кроме прокурора', недопустимо. Если суд или орган дознания располагают данными о фактах или событиях, которые носят характер новых обстоятельств, они обязаны имеющиеся материалы направить соответствующему прокурору, который в пределах своей компетенции решит вопрос о возбуждении дела.

Возобновить дело вправе прокурор любого ранга: прокурор района, города, области, края, республики, Генеральный прокурор Российской Федерации. Если дело возбудил и произвел расследование прокурор района или города, который не осуществляет надзор за законностью актов суда вышестоящей инстанции (суд субъекта РФ), то он в соответствии со ст. 387 УПК направляет дело со своим заключением вышестоящему прокурору, и последний принимает окончательное решение. Произвести расследование дела в связи с новыми обстоятельствами может как прокурор, так и следователь. Они имеют право поручать органам дознания производство отдельных розыскных или следственных действий (ст. 127 УПК).

Если прокурор в результате расследования не усматривает оснований для отмены приговора, он прекращает дело производством, вынося при этом мотивированное постановление (ст. 386 УПК). О своем решении он обязан сообщить заинтересованным лицам или организациям, а также разъяснить им их право обжаловать его решение вышестоящему прокурору. По окончании расследования вновь открывшихся обстоятельств при наличии оснований для возобновления дела прокурор направляет дело со своим заключением в соответствующую судебную инстанцию (ст. 387 УПК). В заключении (представлении, протесте) производится оценка итогов расследования дела; в нем содержится всесторонний анализ исследуемых обстоятельств.

Говоря об особенностях производства по делу в суде, следует отметить, что в отношении приговоров (постановлений) мировых судей дело возобновляется судьей районного суда; в отношении приговоров и определений районных (городских) народных судов дело возобновляется Президиумом его вышестоящего суда, то есть областным, краевым и приравненными к ним судами; в отношении приговоров областных и аналогичных судов - Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации; в отношении приговоров Верховного Суда Российской Федерации - Президиумом этого суда.

Рассмотрение заключения прокурора суд производит в порядке, установленном законом для рассмотрения надзорного протеста (ст. 377 УПК). Это, конечно, не означает точного копирования всего судопроизводства по рассмотрению надзорного протеста. Здесь имеют значение лишь порядок судопроизводства, форма участия прокурора при рассмотрении дела и порядок принятия определения или постановления суда, рассматривающего заключение прокурора. Участие прокурора в заседании суда обязательно.

По окончании обсуждения материалов, послуживших основанием для внесения дела на рассмотрение суда, прокурор дает заключение об обоснованности возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам и предлагает суду принять по делу соответствующее решение.

Наши рекомендации