Функции и полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовным делам. Методика проведения проверок прокурором

Прокурор в этой стадии уголовного процесса наделен полномочиями надзора за расследованием дел в форме дознания и предварительного следствия. Надзор за законностью деятельности органов предварительного расследования осуществляется независимо от их ведомственной принадлежности. Прокурорский надзор имеет процессуальную форму и выражается в контроле за точным и единообразным исполнением законов органами дознания, дознавателем, следователем.

При выявлении нарушения норм права органом дознания (дознавателем) закон обязывает прокурора лично вмешаться в производство дознания, отменить незаконное решение и исправить допущенную ошибку. Обжалование указаний надзирающего прокурора вышестоящему прокурору при производстве дознания не приостанавливает их исполнения.

Надзор за предварительным следствием по отношению к дознанию имеет ограниченный характер. Если при производстве дознания прокурор вправе выявлять и отменять любые незаконные решения органа дознания и дознавателя, то при производстве предварительного следствия у него таких полномочий нет. Осуществляя надзор за предварительным следствием, прокурор не вправе давать следователю указания, направлять ход следствия, отменять незаконные решения следователя, давать согласие на прекращение уголовного дела и т.д.

Полномочия прокурора (ст. 37 УПК) при осуществлении надзора в стадии предварительного расследования реализуются в формах:

а) указания дознавателю о направлении расследования, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий, розыске лиц, совершивших преступления, иных процессуальных действий;

б) дачи согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

в) отмены незаконных и необоснованных постановлений дознавателя, нижестоящего прокурора;

г) рассмотрения представленных руководителем следственного органа возражений следователя о несогласии с требованиями прокурора;

д) отстранения дознавателя от производства предварительного расследования, если им допущены существенные нарушения закона;

е) разрешения отводов, самоотвода дознавателя;

ж) направления уголовного дела по подследственности от одного органа расследования другому;

з) изъятия уголовного дела у любого органа предварительного расследования и передачи его следователю Следственного коми-тега РФ;

и) утверждения постановления дознавателя о прекращении производства по уголовному делу, обвинительного акта, обвинительного заключения;

к) возвращения уголовного дела дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения, квалификации действий обвиняемых, пересоставлении обвинительного заключения или обвинительного акта;

л) требования от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия.

Осуществляя надзор за законностью досудебного производства, прокурор особо сосредоточивает внимание на решениях дознавателя о производстве следственных действий, ограничивающих конституционные нрава граждан, применении мер пресечения, связанных с изоляцией подозреваемого от общества, внесением залога, об окончании предварительного расследования.

При рассмотрении ходатайства дознавателя о применении меры пресечения в виде заключения подозреваемого (обвиняемого) под стражу (ст. 108 УПК), домашнего ареста (ст. 107 УПК), залога (ст. 106 УПК), временного отстранения обвиняемого от занимаемой должности (ст. 114 УПК) прокурор вправе знакомиться со всеми материалами расследования и изучать собранные по делу доказательства.

Особое внимание прокурор уделяет проверке завершающих расследование решений органов предварительного расследования.

После окончания предварительного следствия и поступления уголовного дела в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения основное внимание прокурор сосредоточивает на полноте, всесторонности, объективности проведенного расследования. При несогласии с полнотой предварительного следствия, объемом обвинения, квалификацией действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения (п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК) прокурор вправе со своими письменными указаниями вернуть уголовное дело следователю для производства дополнительного расследования. Постановление прокурора о возвращении уголовного дела может быть обжаловано вышестоящему прокурору. Обжалование решения надзирающего прокурора о возвращении уголовного дела вышестоящему прокурору допускается с согласия руководителя следственного органа и влечет приостановление его исполнения (ч. 4, 5 ст. 221 УПК).

При осуществлении надзора прокурор вправе изъять из следственного подразделения федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов внутренних дел любое уголовное дело и на основании п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК передать его для дальнейшего расследования следователю Следственного комитета РФ.

Для реализации надзорных полномочий прокурора в досудебном производстве законодательством предусмотрены акты, которые являются формой выражения этих полномочий.

Акты прокурорского надзора — это протесты на противоречащие закону правовые акты, постановления, указания, требования, представления, предостережения о недопустимости нарушений закона.

Нормативная основа актов прокурорского надзора содержится в ст. 23—25', 28 Закона о прокуратуре и ч. 2 ст. 37 УПК.

Акты прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве по существу реализуемых полномочий предполагают письменное их выражение. Они всегда индивидуальны, обращены к должностным лицам органов дознания, предварительного следствия, иным участникам уголовного процесса. Важнейшее требование, предъявляемое к содержанию актов прокурорского надзора, состоит в юридическом обосновании и точной, соответствующей полномочиям прокурора, формулировке его предложений.

Кроме надзора за органами предварительного расследования, прокурор от имени государства при производстве дознания осуществляет руководство уголовным преследованием (ч. 1 ст. 37 УПК).

Прокурорский надзор за досудебным производством и руководство уголовным преследованием лиц, подозреваемых в совершении преступлений, при производстве дознания объединены общим назначением. Прокурор, осуществляя надзор за точным и единообразным исполнением законов органами дознания, одновременно реализует свои полномочия по руководству уголовным преследованием

41. Виды актов прокурорского реагирования, вносимых в ходе предварительного следствия и дознания

Представление. Данное правовое средство прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона в уголовном судопроизводстве имеет двойное назначение. Так, на досудебных стадиях уголовного процесса при осуществлении прокурором надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания представление адресуется руководителям органов, чьи подчиненные допустили выявленные нарушения закона. При этом в представлении может быть поставлен вопрос о привлечении виновных к ответственности. О принятых мерах прокурор предлагает уведомить его в месячный срок. В судебных стадиях представление — это акт прокурорского реагирования на судебное решение, вносимое прокурором в порядке, предусмотренном УПК.

Указание. Эго правовое средство является наиболее распространенной формой прокурорского реагирования, которое, как правило, носит профилактический характер и способствует недопущению совершения следователем или дознавателем нарушений требований уголовно-процессуального законодательства. Указание дается прокурором в письменном виде и может касаться как производства тех или иных следственных действий, проведение которых целесообразно с его точки зрения, так и характера избрания меры пресечения. Прокурор может дать указание следователю о том, как квалифицировать преступление, по которому следователь осуществляет производство, об объеме обвинения, направлении уголовного дела в суц или его прекращении и т.д.

Письменное требование (поручение, запрос). При осуществлении прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного процесса прокурор вправе истребовать у следователя уголовное дело для его проверки. Указанное полномочие прокурора реализуется посредством направления письменного требования (поручения, запроса) руководителю следственного органа и обязательно для исполнения.

Постановление. В случаях, предусмотренных УПК, прокурор наделен правом вынести мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства. Прокурор также вправе вынести, в случаях нарушения уголовно-процессуального закона, постановление о признании полученных органами уголовного преследования доказательств не допустимыми.

Согласие прокурора. Уголовно-процессуальным законодательством России предусмотрен судебный порядок получения разрешения на проведение следственных действий (обыск, выемка, осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц и т.д.), которые затрагивают основные конституционные права и свободы граждан, а также на применение к подозреваемому (обвиняемому) мер уголовно-процессуального принуждения (наложение ареста на имущество, временное отстранение от должности, избрание меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста и т.д.). В этих случаях прокурор дает дознавателю свое согласие на возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственных действий и иных мер процессуального принуждения, на совершение которых необходимо судебное решение. В соответствии со ст. 115 УПК для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия.

Таким образом, проверка прокурором целей и оснований для реализации такой меры уголовно-процессуального принуждения, как наложение ареста на имущество подозреваемого (обвиняемого) и его согласие на это, является необходимым условием для получения судебного решения на производство этого процессуального действия. Отказ в даче согласия должен быть мотивированным и изложен в письменной форме.

Принятие некоторых процессуальных решений также требует непосредственного согласия прокурора. Например, прокурор утверждает решение следователя, дознавателя о прекращении производства по уголовному делу, а также обвинительное заключение или обвинительный акт и направляет уголовное дело в суд.

Официальное извинение реабилитированному. Прокурор от имени государства приносит официальное извинение реабилитированному за причиненный ему вред. Вместе с тем УПК предусматривает следующие правовые средства возмещения реабилитированному морального вреда. Так, по письменному указанию прокурора средства массовой информации, опубликовавшие сведения о задержании реабилитированного, его временном отстранении от должности, осуждении, обязаны в течение 30 суток сделать сообщение о реабилитации. По требованию реабилитированного, а в случае его смерти — его близких родственников или родственников суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны в срок не позднее 14 суток направить письменные сообщения о принятых решениях, оправдывающих гражданина, по месту его работы, учебы или жительства.

Рассмотрение прокурором жалоб на действия (бездействия) и решения органа дознания, дознавателя либо следователя в порядке ст.124 УПК РФ. Участие прокурора в рассмотрении судом жалоб данной категории в порядке ст.125 УПК РФ

Прокурор в силу положений ст. 1 Федерального закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" и ч. 1 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Одной из форм осуществления прокурором своих функций является рассмотрение ими жалоб на действия и решения, принятые в ходе производства по уголовному делу либо по материалу доследственной проверки на досудебных стадиях процесса.

Жлоба может быть подана прокурору на личном приеме или путем передачи ее в канцелярию прокуратуры либо через должностное лицо, действия (бездействие) и решения которого обжалуются, которые они обязаны незамедлительно направить ее прокурору. Жалобы, поступающие вышестоящему прокурору, также безотлагательно направляются прокурору, непосредственно осуществляющему надзор за производством расследования по данному уголовному делу либо доследственной проверкой по заявлению.

Проверка поступившей жалобы предполагает в первую очередь изучение материалов уголовного дела, материала доследственной проверки, связанных с изложенными в жалобе фактами и получение объяснений от должностных лиц.

Рассматривая жалобу, прокурор обязан всесторонне проверить изложенные в ней обстоятельства и доводы. В ходе проверки прокурор вправе использовать все средства, предоставленные ему как органу надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

В случае необходимости прокурор вправе вызвать к себе заявителя для уточнения сведений, приводимых в жалобе, или получения дополнительных данных. Предоставляемая заявителем информация облекается в письменную форму и включается в материалы производства по жалобе. Заявителю также может быть предложено представить документы, подтверждающие изложенные в жалобе факты.

При явке заявителя по вызову прокурора для выяснения указанных в жалобе обстоятельств совершения дознавателем или следователем действий, влекущих за собой уголовную ответственность, заявитель предупреждается об ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 Уголовного кодекса Российской Федерации («Заведомо ложный донос о совершении преступления»).

Срок рассмотрения жалоб граждан в порядке ст. 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации составляет 3 суток. В зависимости от содержания направленной жалобы для ее проверки и принятия по ней решения может возникнуть необходимость получения дополнительных объяснений от заявителя, истребования дополнительных материалов, в том числе связанных с осуществлением оперативно-розыскных мероприятий, в этой связи срок разрешения жалобы может быть продлен прокурором до 10 суток.

Решение о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении оформляется в виде постановления прокурора. В случае принятия решения о полном или частичном удовлетворении жалобы отменяется обжалуемое решение, принимаются иные акты прокурорского реагирования, а также меры по восстановлению нарушенных прав и свобод граждан, обеспечению законных интересов предприятий, учреждений, организаций. В случае необходимости прокурор одновременно принимает меры по привлечению к ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях закона. О принятом решении по жалобе заявитель уведомляется прокурором с разъяснением порядка обжалования решения вышестоящему прокурору либо в суд.

Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 45 от 30.01.2013, предусмотрена возможность по окончании проводимых в связи с жалобами проверок по просьбе заявителей ознакомить их с материалами проверок и документами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране государственной или иной охраняемой законом тайны и законным интересам других лиц.

Полный или частичный отказ прокурора в удовлетворении жалобы может быть обжалован заявителем вышестоящему прокурору или в суд по месту производства предварительного расследования либо доследственной проверки.

Обязанность защищать законные права и интересы граждан возложена на государство. Глава 16 УПК РФ обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство.

В УПК РФ нет определения понятия жалоба. Определение жалобы дано в ФЗ от 06.05.06г. «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ» № 59 ФЗ. (вступил в силу 01.11.2006г.) ППВС РФ от 10.02.2009 № 1 "О практике рассмотрения судами жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ". Информационное письмо ГП от 31.03.2010 № 36-13-2010 "О порядке рассмотрения жалоб, направленных в суд."

Жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод, законных интересов, либо прав и свобод других лиц.

Форма подачи жалобы: письменная, устная.

Предмет жалобы:

4. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;

5. Постановление о прекращении уголовного дела;

6. иные действия решения следователя, дознавателя, прокурора, которые способны причинить ущерб Конституционным правам и свободам участников или затруднить доступ к правосудию.

Проблемы:

УПК РФ не содержит требований к форме подачи письменной жалобы в порядке ст. 125.

Рекомендации, что должно быть в жалобе, поданной в порядке ст. 125 УПК РФ.

1. Полные сведения о лице подавшем жалобу;

2. Указания на действия или решение которое обжалуется, фамилия должностного лица, который совершил действия, принял правовое решение;

3. Доводы лица подавшего жалобу;

4. Перечень прилагаемых документов.

Судье в ряде случаев, при отсутствии каких-либо важных сведений в жалобе в порядке ст. 125, стали принимать решение о ее возвращении – это незаконного, т.к. не предусмотрено ст. 125 УПК РФ.

Проблемы связанные с подачей жалобы и рассмотрением:

1. В УПК РФ не установлен срок передачи жалобы в суд (при подачи жалобы через должностное лицо).

2. Законодательная проблема в УПК РФ для рассмотрения жалобы по 125, предусмотрен 5 суточный срок. Согласно ФЗ «О защите прав потерпевшего и свидетелей»срок рассмотрения жалобы составляет 24 часа.

3. Принятие решений. УПК РФ предусмотрено 2 вида решений: 1. О признание действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение. 2. Об оставлении жалобы без удовлетворения.

Иные решения, которые предусматривает ППВС РФ:

вернуть жалобы для устранения недостатков.

Отказать в приеме жалобы.

прекратить производство по жалобе.

об отложении судебного разбирательства. (ОКСот 20.12.2005 № 475-0).

Незаконные решения: 1. О направлении жалобы по подсудности. (Определение ВС № 0362 от 06.03.03г.) УПК РФ не предусматривает передачу жалобы по подсудности.

2. Об оставлении жалобы без рассмотрения.

3. Об отказе в приеме жалобы (ОКС № 431-О от 24.11.05г.)

Наши рекомендации