Основания и формы участия прокурора в рассмотрении дел арбитражными судами
Прокурор признается лицом, участвующим в деле, наряду со сторонами, третьими лицами и другими участниками спора. Но вместе с тем прокурор является должностным лицом правоохранительного органа, основная функция которого состоит в надзоре за точным и единообразным исполнением законов, действующих на территории России. Поэтому участие прокурора в арбитражном процессе обусловлено этой надзорной функцией. На него в полной мере распространяются все права и обязанности истца, кроме права заключать мировое соглашение.
Участие прокурора в деле возможно в случае предъявления им иска в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов или обжалования (принесение протеста) решения арбитражного суда.
Арбитражный суд обязан проверить наличие предпосылок и условий права на предъявление иска прокурором. В случае отсутствия у прокурора права на предъявление иска арбитражный суд отказывает в возбуждении дела. Если иск прокурора был направлен на защиту прав и интересов конкретных лиц, отказ в принятии искового заявления не лишает их права предъявить самостоятельный иск в арбитражный суд, так же как отказ прокурора от иска не лишает их права требовать рассмотрения дела по существу.
Однако отказ истца от иска, который был предъявлен в его интересах прокурором, влечет оставление иска без рассмотрения. К иску прокурора не применяются требования об уплате государственной пошлины и принятии мер к досудебному урегулированию спора.
Прокурором может быть возбуждено производство по пересмотру решений арбитражных судов. Решение арбитражного суда, пересматриваемое в апелляционной, кассационной инстанциях и по вновь открывшимся обстоятельствам, может быть обжаловано прокурором, предъявившим иск, то есть выступающим как лицо, участвующее в деле.
Приносить протест на решения арбитражных судов, вступивших в законную силу, и участвовать в проверке в порядке надзора их законности и обоснованности предоставлено Генеральному прокурору РФ и его заместителям.
31. Понятие и содержание международно-правовой деятельности прокуратуры
Согласно ст. 2 ФЗ «О прокуратуре РФ «Генеральный прокурор РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ. Осуществляя взаимодействие и сотрудничество с органами прокуратуры зарубежных стран, международными организациями, прокуратура РФ в области предупреждения преступности и уголовного правосудия руководствуется нормами и стандартами ООН, международными конвенциями, договорами, соглашениями, межведомственными соглашениями и договорами. Международное сотрудничество необходимо для выявлений и предупреждений преступлений как на национальном, так и на международном уровне. Тем более что общепризнанные нормы международного права и международных договоров РФ являются составной частью ее правовой системы. Так, например, при рассмотрении дела в суде, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора. Прокуратура часто сталкивается с рассмотрением уголовных дел, к которым причастны иностранные граждане, и при этом прокуратура руководствуется как российским законодательством, так и международными договорами. Согласно Таможенному кодексу РФ таможенные органы сотрудничают с таможенными органами иностранных государств. Документы, регламентирующие международное сотрудничество в борьбе с преступностью, можно классифицировать следующим образом:
1) договоры, конвенции, стандарты, соглашения на мировом уровне (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания);
2) документы, которые регламентируют сотрудничество на региональном уровне (Европейская конвенция о борьбе с терроризмом, Соглашение СНГ о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики);
3) документы, которые регламентируют сотрудничество двух и более сторон (Генеральная прокуратура заключила соглашения практически со всеми странами СНГ по вопросам возбуждения уголовных дел и процессе их расследования, содействие в розыске лиц, совершивших преступления, а также лиц, пропавших без вести, охраны окружающей среды, выдачи лиц, совершивших преступление, реабилитации незаконно осужденных и репрессированных лиц, восстановления их утраченных прав, возмещения материального и морального ущерба и др.
ООН, МИД РФ, Совет Европы, Генеральная прокуратура, МВД РФ, другие ведомства и министерства публикуют тексты названных документов, а также публикуют к ним комментарии. В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 03.08.1998 № 50 «Об организации международного сотрудничества прокуратуры Российской Федерации» прокуроры должны проявлять инициативу в развитии международно-правовых отношений, вносить руководству Генеральной прокуратуры РФ предложения о постановке перед компетентными органами государственной власти и международными организациями актуальных вопросов по борьбе с преступностью. Исходя из координирующей роли прокуратуры в борьбе с преступностью, прокуроры должны принимать активное участие в международных совещаниях, конференциях, семинарах и других мероприятиях, проводимых международными организациями и правоохранительными структурами других государств по вопросам правового характера, имеющих международное значение, при этом добиваться формирования у участников объективных позиций и выводов о характере деятельности правоохранительных органов РФ и их роли в борьбе с преступностью, обеспечении законности, защите прав и свобод человека. Необходимо усилить прокурорский контроль за исполнением международных поручений о правовой помощи, регулярно обобщать практику исполнения органами прокуратуры международных договоров РФ. Уполномоченным прокурорским работникам следует повысить качество подготовки заключений по проектам международных договоров и соглашений, поступающих в Генеральную прокуратуру РФ, а также подготовки проектов таких актов в прокуратуре, не допускать формализма в этой работе, вносить конкретные предложения, с тем чтобы в международно-правовом переговорном процессе проводилась четкая линия на защиту и отстаивание интересов РФ, включение в проекты договоров и соглашений, оправдавших себя на практике положений и принципов российского законодательства. Особое внимание следует обращать на положительный опыт работы правоохранительных организаций других государств, который можно использовать в практической деятельности правоохранительных органов РФ, широко разъяснять отечественный опыт и методы борьбы с преступностью в России. В целях обеспечения комплексной проработки конкретных вопросов международного сотрудничества, подготовки и реализации международных правовых актов и программ, касающихся борьбы с преступностью, органы прокуратуры должны наладить постоянное взаимодействие с соответствующими подразделениями Министерства иностранных дел РФ, правоохранительных ведомств РФ, а также Исполнительного Секретариата и Межпарламентской Ассамблеи СНГ, советов правоохранительных ведомств государств СНГ. Органы прокуратуры должны установить тесный контакт и обмен информацией с Секретариатом Координационного совета генеральных прокуроров государств СНГ и Научно-методическим центром при этом Совете. Сотрудники Генеральной прокуратуры РФ и ее органов на местах должны регулярно анализировать и обобщать практику и эффективность международного сотрудничества и вносить руководству Генеральной прокуратуры РФ предложения о мерах по совершенствованию этой деятельности. Прокуроры субъектов РФ при решении практических вопросов сотрудничества и взаимодействия с правоохранительными органами других государств и международными организациями должны исходить из того, что все отношения с правоохранительными органами иностранных государств необходимо осуществлять через Генеральную прокуратуру РФ, если иной порядок прямо не установлен международными договорами РФ. Участие прокурорско-следственных работников в мероприятиях международного характера следует согласовывать с руководством Генеральной прокуратуры РФ и информировать об итогах их проведения. Положительный опыт международного сотрудничества прокуратуры и его конкретные результаты, эффективность взаимодействия правоохранительных органов в этом вопросе должны освещаться в печати и других средствах массовой информации.