Организация прокурорского надзора за соблюдением конституционного права граждан на труд.
Надзор за соблюдением трудовых прав граждан. Согласно ст. 37 Конституции каждый имеет право на труд, отвечающий требованиям безопасности, и оплату труда. Сфера труда регулируется нормами ТК, в соответствии со ст. 5 которого правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Наиболее распространенными нарушениями трудового законодательства являются: а) несоблюдение работодателем письменной формы трудового договора (ст. 67 ТК); б) включение в трудовой договор условий, ухудшающих положение работников но сравнению с нормами трудового законодательства (ст. 57); в) отсутствие в договоре условий, подлежащих обязательному включению в трудовой договор (ст. 57); г) установление испытательного срока, в случаях, когда это прямо запрещено законом, а также превышающего пределы, установленные ст. 70; д) перевод работника на другую постоянную работу без его письменного согласия (ст. 72); е) изменение условий трудового договора по инициативе работодателя без уведомления работника либо с нарушением двухмесячного срока (ст. 73).
Проверяя законность заключения трудовых договоров, прокурор выясняет: не требует ли администрация от поступающих на работу лиц документы, не предусмотренные законодательством; соблюдаются ли требования закона в части испытания при приеме на работу, сроки трудового договора и другие его условия; соответствует ли приказ о приеме на работу содержанию трудового договора, а запись в трудовой книжке – тексту приказа; объявляется ли приказ о приеме на работу под роспись; не нарушаются ли права работников при приеме на материально ответственную работу и в случаях, когда является обязательным предварительный медицинский осмотр; соблюдается ли особый порядок приема на работу сезонных и временных работников; нет ли фактов отказа в приеме на работу беременным женщинам и женщинам, имеющим детей, а также лицам, освобожденным из мест лишения свободы, и некоторым другим категориям граждан по незаконным основаниям (ст. 56, 57, 64, 71, 213 ТК).
Надзор за соблюдением прав граждан на оплату труда является особо приоритетным. К числу типичных нарушений трудовых прав работников относятся: а) невыплата выходного пособия в установленных законодательством случаях (ст. 178 ТК); б) невыплата пособий по временной нетрудоспособности (нарушение требований ст. 183 ТК); в) отказ в возмещении расходов, связанных со служебными командировками, либо их неполное возмещение (ст. 168 ТК); г) отказ в сохранении за работником среднего заработка при переводе на другую постоянную нижеоплачиваемую работу, в том числе в результате трудового увечья, профессионального заболевания или иного повреждения здоровья, связанного с работой (ст. 182 ТК).
При проверке соблюдения законодательства о труде женщин и лиц с семейными обязанностями прокурор устанавливает: а) не привлекаются ли женщины к выполнению тяжелых работ и работ с вредными условиями труда; б) соблюдаются ли гарантированные законом права об ограничении труда женщин на работах в ночное время и сверхурочных работах, о направлении их в командировку, о переводе на более легкую работу, об отпусках по беременности и родам; в) не нарушаются ли гарантии при приеме на работу, о запрещении увольнения беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет либо являющихся одинокими матерями, воспитывающими детей до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет. В процессе проверки прокурор знакомится с приказами администрации о приеме женщин на работу и сопоставляет их со списками работ, где не допускается их труд. По табельному учету устанавливаются, в каких сменах заняты беременные женщины, а также женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет.
Проверка исполнения законов о труде несовершеннолетних заключается прежде всего в выяснении: а) соблюдения порядка приема на работу (достижение возраста, согласование с выборным органом, медицинский осмотр); б) соблюдения требования о сокращенной продолжительности рабочего времени; в) соблюдения требований о запрещении труда на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями; г) соблюдения положений о предоставлении гарантий и компенсаций работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, а также в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Осуществляя надзор за исполнением законов в сфере охраны труда, прокуроры руководствуются п. 1 указания Генпрокурора РФ от 06.07.2000 № 107/7 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране труда на предприятиях всех форм собственности", обязывающего "обеспечить своевременную и тщательную проверку каждого случая производственного травматизма на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности". Прокурор обращает внимание также на следующие вопросы: разработаны ли на предприятии меры, направленные на обеспечение здоровых и безопасных условий труда, включены ли конкретные вопросы охраны труда в коллективный договор; как осуществляется контроль за их реализацией; какие меры и по чьей вине не приняты; соблюдаются ли работодателями нормативные требования, направленные на предотвращение несчастных случаев на производстве, в том числе своевременность проведения инструктажей по вопросам техники безопасности, производственной санитарии и других правил; обеспечиваются ли соответствующие категории работников специальной одеждой и другими средствами индивидуальной защиты; производятся ли в необходимых случаях обязательные предварительные и периодические осмотры работников; используются ли по прямому назначению средства и материалы, выделенные для проведения мероприятий но охране труда (не было ли случаев расходования этих средств на другие цели); выполняются ли работодателями требования по устранению запыленности и загазованности производственных помещений, шума и вибрации, по предупреждению заболеваний на производстве; действуют ли на предприятиях правила и инструкции по охране труда и технике безопасности, производственной санитарии, по гигиене труда и противопожарной безопасности; каково состояние производственного травматизма на предприятии, его уровень и динамика; расследовались ли работодателем причины несчастных случаев, какие меры приняты по их устранению. На выявленные нарушения закона прокурор реагирует, используя предоставленные ему законом полномочия.