Проблемы реализации полномочий сотрудников ЦВСНП Управления МВД РФ по Хабаровскому краю
Практика показывает, что единая, научно-обоснованная система профилактики преступности и иных правонарушений несовершеннолетних на современном этапе в Хабаровском крае не создана.
Ее создание требует поэтапного решения множества разноплановых проблем, начинания с федерального уровня и опускаясь на уровень региональной, а также муниципальной власти.
Необходимо создание структурной иерархии для установления функциональных связей среди субъектов системы, занятой вопросами охраны правопорядка и совершения преступлений несовершеннолетними.
Нарастание негативных тенденций в динамике преступности среди несовершеннолетних происходит на фоне как личностных, так и внешних причин.
Рост беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Хабаровском крае, социальное сиротство обладает самыми негативными последствиями. Подростки бегут из семей, в которых процветают алкоголизм, наркомания, грубость, нищета. Дети, лишенные родительского попечения, подвержены бродяжничеству, попрошайничеству. Не вызывает сомнения, что здесь присутствует особый риск становления на преступный путь.
Нарастание негативных тенденций в динамике преступности среди несовершеннолетних происходит на фоне постоянных реорганизаций государственных и негосударственных структур, призванных осуществлять социальную реабилитацию, воспитательную и профилактическую работу в отношении несовершеннолетних.
Проблемы предупреждения, контроля и профилактики преступности подростков в экономической, социально-политической, культурной, семейно-бытовой сфере жизни имеют место быть и требуют эффективного решения.
Рассматривая проблемы предупреждения и профилактики преступности несовершеннолетних в Хабаровском крае, следует отметить, что проводимые реформы значительно затрагивают деятельность Центра временного содержания несовершеннолетних, поскольку значительное сокращение штатных единиц приводит к тому, что система предупреждения, контроля и профилактики преступности подростков лишается важных кадров и должностей, основными задачами которых, являются:
- проведение индивидуальных профилактических работ с дезадаптированными несовершеннолетними, склонными к совершению правонарушений, нуждающимися в социальной реабилитации, ведущие асоциальный образ жизни, совершающие правонарушения;
- выявление и пресечение деятельности лиц, негативно влияющих на поведение несовершеннолетних, жестоко обращающихся с детьми, вовлекающих их в совершение антиобщественных и противоправных действий;
- выявление обстоятельств, способствующих совершению несовершеннолетними преступлений, административных правонарушений и принятие мер к их пересечению и устранению;
- привлечение к профилактической работе общественных объединений правоохранительной направленности и граждан.
В целом системе борьбы с преступностью несовершеннолетних необходима четкая организация эффективной координации и взаимодействия субъектов профилактики; построение единой для субъектов информационно-справочной базы данных по объектам профилактического воздействия.
Анализ складывающихся условий в деятельности центров временного содержания несовершеннолетних, а также их взаимодействия с иными структурами и организациями профилактического воздействия, позволяет сделать вывод о том, что спустя уже 6 месяцев после проводимых сокращений штата в структурах, занимающихся вопросами пресечению, контроля и профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, количество правонарушений возрастает.
К проблемам деятельности Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Хабаровскому краю можно отнести также существенные недостатки в функционировании системы помещения несовершеннолетних в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Хабаровскому краю.
В Хабаровском крае данный центр представлен в единственном числе. Из-за большой отдаленности территориальных подразделений УМВД по краю, в таких регионах как Комсомольск на Амуре, Аяно-майский район, Верхнебуриинский район, Солнечный район, а также другие регионы, снижен процент помещения несовершеннолетних правонарушителей, что, в свою очередь, влияет на эффективность предупреждения повторных правонарушений среди несовершеннолетних. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что Управлению МВД России по Хабаровскому краю необходим второй центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.
Важно отметить также недостаток системы помещения несовершеннолетних в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей с правовой позиции. Так, прокуратурой края проводятся проверки законности постановлений судов о помещении несовершеннолетних в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Хабаровскому краю, в ходе которых фиксируются довольно многочисленные нарушения.
Имеются случаи нарушения судьями процесса вынесения постановлений о помещении несовершеннолетних правонарушителей в центр временного содержания, что нарушает права несовершеннолетних.
Постановления суда выносятся с нарушением п. 6 ст. 22 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», поскольку суды в некоторых случаях определяют конкретный срок содержания несовершеннолетнего в Центре.
Тогда как п. 4 ст. 31.2 Федерального закона № 120-ФЗ определение конкретного срока содержания подростка в Центре не предусмотрено. Необходимый для проведения профилактической работы с помещенными в Центр несовершеннолетними срок определяется работниками Центра, исходя из конкретных обстоятельств совершаемых правонарушений, личности и окружения подростка, в связи с чем он может составлять менее 30 суток.
Таким образом, необходимо выработать принципиально новые формы и методы профилактической работы; обеспечить систему работы с несовершеннолетними правонарушителями необходимым кадровым и финансовым составом. Также важно, чтобы криминологическая и психолого-педагогическая подготовка лиц, участвующих в предупредительной деятельности, велась эффективно и на постоянной основе.