Задачи и правовые основы деятельности ЦВСНП Управления МВД РФ по Хабаровскому краю

К основным задачам Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей Управления МВД РФ по Хабаровскому краю можно отнести обеспечение круглосуточного приема и временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений.

ЦВСНП Управления МВД РФ по Хабаровскому краю занимается проведением индивидуальной профилактической работы с доставленными несовершеннолетними, выявлением среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также устанавливает обстоятельства, причины и условия, способствующие их совершению, информирует об этом соответствующие органы внутренних дел и другие заинтересованные органы и учреждения.

Еще одной из задач деятельности ЦВСНП является доставление несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществление в пределах своей компетенции других мер по устройству несовершеннолетних, содержащихся в ЦВСНП.

Таким образом, центр временного содержания является фактически транзитным учреждением, и действует исключительно в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Помещение несовершеннолетнего в ЦВСНП само по себе также не является ни мерой воспитательного воздействия, ни мерой наказания.

Недопустимо помещение несовершеннолетнего в ЦВСНП «в целях коррекции поведения несовершеннолетнего», «для перевоспитания несовершеннолетнего», и по иным, незаконным основаниям.

К задачам деятельности центра временного содержания также можно отнести такие направления деятельности, как:

- подготовка аналитических материалов для информирования органов государственной власти о состоянии правопорядка среди несовершеннолетних, а также предложения, вытекающие из анализа оперативной обстановки по совершенствованию деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- участие в разработке и реализации федеральных целевых программ, направленных на предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних, защиту прав детей;

- осуществление взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, другими структурными подразделениями МВД России, общественными объединениями и религиозными организациями по вопросам, связанным с профилактикой правонарушений несовершеннолетних.

При осуществлении указанной деятельности ЦВСНП Управления МВД РФ по Хабаровскому краю руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции, нормативными правовыми актами МВД России.

В правовом обеспечении деятельности центра временного содержания существенную роль играют действующие нормы уголовного законодательства РФ, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного кодексов, а также кодекса об административных правонарушениях, гражданского кодекса и Семейного кодекса РФ.

В УК РФ основная роль отводится главе 14 (ст. 87–96), которая регулирует особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, содержание и применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, освобождения от наказания, сроки давности для освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности или отбывания наказания, сроки погашения судимости. В гл. 20 УК РФ содержатся нормы, устанавливающие ответственность за преступления против семьи и несовершеннолетних.

В УПК РФ содержатся нормы (ст. 73, 420–432), требующие выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений, а также нормы, регламентирующие особенности производства по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних. Так, ст. 421 УПК РФ предписывает наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК РФ, устанавливать возраст несовершеннолетнего, условия его жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности личности, влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

В УИК РФ (ст. 183, 187–190) определены органы, осуществляющие контроль за поведением условно осужденных несовершеннолетних правонарушителей, освобожденных от отбывания наказания, а также порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных, ответственность условно осужденных при уклонении от исполнения возложенных на них судом обязанностей либо при нарушении ими общественного порядка.

В КоАП РФ содержится целый ряд статей, предусматривающих ответственность за правонарушения несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних (ст. 5.35, 20.22 и др.).

ЦВСНП Управления МВД РФ по Хабаровскому краю также руководствуется приказом МВД России от 1 сентября 2012 г. № 839 «О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей», и иными нормативными правовыми актами МВД России и УМВД России по Хабаровскому краю по внутриорганизационным вопросам, а также по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Наши рекомендации