СК как альтернативная мера, применяемая до вынесения судебного решения
Как было сказано выше, существуют предусмотренные законом механизмы, препятствующие изданию приказа о явке в суд, за исключением особых случаев, и тогда в суде не выдвигаются обвинения против подростка без созыва СК. Как правило, те конференции, которые были альтернативой судопроизводству (как было описано в параграфе 4 выше) заканчиваются составлением плана, который не содержит обвинений, по крайней мере пока подросток его придерживается. Следовательно, они и являются поистине альтернативной мерой, созданной для того, чтобы уберечь молодых людей от формальной судебной системы.
СК такого типа больше, чем СК, назначенных судом: их было соответственно 3673 и 3112. Интересно, что пять лет назад доля СК, альтернативных судопроизводству, было значительно выше: 4508 к 1407[2]. Тенденция, появившаяся в последнее время, отражает больший объем дел, поступающих в суд, и меньшее использование полицией конференций, альтернативных судопроизводству, вероятно, из-за: а) большего количества арестов и/или b) большего использования полицией неформальных альтернативных мер (см. следующую страницу).
Акцент на альтернативные меры находит подтверждение в законе и подкрепляется рядом принципов правосудия для несовершеннолетних, изложенных в ст. 208, пять из которых приводятся здесь:
(а). Принцип того, что, если общественные интересы не требуют противного, уголовные процедуры не должны возбуждаться против ребенка или молодого человека, если есть альтернативные способы решения дела:
(b). Принцип того, что уголовные процедуры не должны возбуждаться против ребенка или молодого человека только для оказания ему помощи или услуг, необходимых для поддержания благосостояния ребенка или молодого человека, или его или ее семьи или родственников:
(с). Принцип того, что любые меры, используемые при решении дел против детей или молодых людей, должны быть направлены на:
(i) укрепление семьи, семейного клана и племени, к которым принадлежит ребенок или молодой человек;
(ii) развивать способность семьи, семейного клана и племени разрабатывать свои собственные средства реагирования на правонарушения своих детей и молодых людей:
(d). Принцип того, что ребенок или молодой человек, совершивший правонарушение, должен оставаться в своем местном сообществе, пока это возможно и согласуется с потребностью общества в обеспечении безопасности:
…
(f). Принцип того, что любые санкции, налагаемые на ребенка или молодого человека, совершившего правонарушение, должны:
(i) принимать такую форму, чтобы поддерживать и способствовать развитию ребенка или молодого человека внутри его или ее семьи, семейного клана и племени;
(ii) иметь наименее ограничивающую форму, в соответствии с обстоятельствами.
Таким образом, закон подчеркивает, что уголовное судопроизводство является последним средством и поощряет решения, принятые местным сообществом посредством которых семьи, группы семей и племена берут на себя основную ответственность за правонарушения своей молодежи.
Следует отметить, что это законодательство применяется ко всем расовым группам в Новой Зеландии. Хотя Закон в первую очередь учитывает определенные ценности, заложенные в культуре Маори и островов Тихого океана (например, необходимость учитывать положение жертвы, принесение извинений, важность достижения всеобщего согласия, а не принимать волю большинства), за 7 лет работы в качестве судьи по делам молодежи я никогда не слышал предположения о том, что ценность СК справедлива только для этих групп.
Примечательно, что сразу за ст. 208 следуют положения, содержащие предостережения и формальные предупреждения полиции, которые следует иметь в виду на первых шагах общения с молодыми правонарушителями. В законе не упоминается, но также имеет большое значение неофициальная система “альтернатив” используемых полицией, действовавшая до вступления Закона в силу и действующая сейчас наряду с узаконенной системой семейных конференций. Неформальные альтернативные меры, используемые полицией, обычно предполагают посещение дома подростка, где по соглашению с родителями и жертвой, ему дают определенные задания, например общественные работы в своем районе и выплата компенсации за нанесенный ущерб. Хотя у этой практики нет четкого юридического обоснования, ее считают совершенно неотъемлемой частью полномочий полиции в уголовном преследовании правонарушителей и с правовой точки зрения преимущество этой практики состоит в ее свойстве опираться на всеобщее согласие. Говорят, что такие неформальные средства используют в отношении гораздо большего количества молодых людей, чем альтернативные судопроизводству СК в соответствии с Законом, но, к сожалению, нет статистики, подтверждающей эти факты. По мнению старшего полицейского офицера 80-85 % правонарушений, совершенных детьми и подростками, не поступают на рассмотрение СК[3]. (В это процентное отношение наряду с предупреждениями и предостережениями полиции также входят неформальные альтернативные меры, используемыми полицией,).
Влияние положений Закона, вводящих альтернативные меры, видно из следующей диаграммы, показывающей годовой объем возбужденных дел в суде по делам молодежи с января 1990 года по декабрь 1995 года[4].