Конституционное право граждан на обращение в государственные органы
Защита гражданских прав граждан и ответственность за их нарушение
Конституционное право граждан на обращение в государственные органы
Действующая Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года на первое место возводит гражданские (личные) права и свободы, за ними следуют политические, а уже потом – иные (социальные, экономические и др.) права.
Особое внимание в Конституции РФ уделено юридическим гарантиям провозглашенных прав и свобод, одной из которых является закрепленное в Конституции РФ право граждан на обращение в государственные органы.
Согласно статье 33 Конституции РФ«Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».
Данное право подразумевает:
1) возможность обращаться в любой орган и к любому должностному лицу вплоть до Президента РФ;
2) обязанность должностного лица прореагировать на это обращение:
а) принять обращение;
б) рассмотреть обращение в пределах своей компетенции в установленные законом сроки;
в) дать ответ гражданину на это обращение в установленные законом сроки.
Следует отметить, что реализует право на обращение гражданин свободно и добровольно. Осуществление им своего права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
Необходимо акцентировать внимание на то, что рассмотрение обращений граждан должно осуществляется бесплатно. Любое взимание денежных средств государственными органами и должностными лицами за приём, регистрацию или рассмотрение обращений в любой их форме – незаконно (ч.3 ст.2 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Любое, прямое или косвенное, взимание платы с гражданина за реализацию его конституционного права на обращения, считается нарушением его прав, а в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, например при взимании платы за рассмотрение обращения, взяткой.
Выбор гражданином формы обращения осуществляется самостоятельно и зависит от того, какую цель преследует гражданин, обращаясь в государственный орган или к должностному лицу, какие правовые последствия он ожидает от подачи обращения.
Защита гражданских прав граждан и ответственность за их нарушение
Конституционное право граждан на обращение в государственные органы
Действующая Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года на первое место возводит гражданские (личные) права и свободы, за ними следуют политические, а уже потом – иные (социальные, экономические и др.) права.
Особое внимание в Конституции РФ уделено юридическим гарантиям провозглашенных прав и свобод, одной из которых является закрепленное в Конституции РФ право граждан на обращение в государственные органы.
Согласно статье 33 Конституции РФ«Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».
Данное право подразумевает:
1) возможность обращаться в любой орган и к любому должностному лицу вплоть до Президента РФ;
2) обязанность должностного лица прореагировать на это обращение:
а) принять обращение;
б) рассмотреть обращение в пределах своей компетенции в установленные законом сроки;
в) дать ответ гражданину на это обращение в установленные законом сроки.
Следует отметить, что реализует право на обращение гражданин свободно и добровольно. Осуществление им своего права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
Необходимо акцентировать внимание на то, что рассмотрение обращений граждан должно осуществляется бесплатно. Любое взимание денежных средств государственными органами и должностными лицами за приём, регистрацию или рассмотрение обращений в любой их форме – незаконно (ч.3 ст.2 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Любое, прямое или косвенное, взимание платы с гражданина за реализацию его конституционного права на обращения, считается нарушением его прав, а в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, например при взимании платы за рассмотрение обращения, взяткой.
Выбор гражданином формы обращения осуществляется самостоятельно и зависит от того, какую цель преследует гражданин, обращаясь в государственный орган или к должностному лицу, какие правовые последствия он ожидает от подачи обращения.