Управление в области использования и охраны водных объектов

Водный кодекс подробно определяет полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в области водных отношений (ст. 24, 25). Причем перечень полномочий органов госу-

управление в области использования и охраны водных объектов - student2.ru СЗ РФ. 2007. № 1. Ст. 324; 2007. № 50. Ст. 6294.

497

дарственной власти субъектов РФ, закрепленный в ст. 25 ВК РФ, является исчерпывающим. В то же время водное законодательство вводит возможность делегирования отдельных полномочий РФ в области водных отношений органам государственной власти субъектов РФ (см. ст. 26 ВК РФ).

Систему органов государственного управления в сфере использования и охраны водных объектов образуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Федеральные органы представлены Правительством РФ и специально уполномоченными государственными органами управления в области использования и охраны водных объектов: Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Федеральное агентство водных ресурсов и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Система органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в области использования и охраны водных объектов, устанавливается субъектами РФ в соответствии с основами конституционного строя РФ, общими принципами организации исполнительных органов государственной власти и водным кодексом.

В качестве основной единицы управления в области использования и охраны водных объектов в ст. 28 ВК РФ названы бассейновые округа. В Российской Федерации устанавливаются 20 бассейновых округов. Территория бассейновых округов состоит из речных бассейнов1 и связанных с ними подземных водных объектов и морей. Границы бассейновых округов определяются по границам гидрографических единиц, включенных в бассейновый округ, и границам прилегающих к ним участков внутренних морских вод и территориального моря РФ и утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии РФ. Регулирование водных отношений в границах бассейновых округов (бассейновый подход) является одним из принципов водного законодательства (п. 9 ст. 3 ВК РФ).

В целях обеспечения рационального использования и охраны водных объектов создаются бассейновые советы, осуществляющие разработку рекомендаций в области использования и охраны водных объектов в границах бассейнового округа. В частности, бассейновые советы разрабатывают рекомендации по порядку установления и определения целевых показателей качества воды

управление в области использования и охраны водных объектов - student2.ru Речной бассейн — территория, поверхностный сток вод с которой через связанные водоемы и водотоки осуществляется в море или озеро.

498

в водных объектах; формированию перечня водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов; определению лимитов забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и лимитов сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов и подбассейнов с учетом различных условий водности; определению квот забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов и подбассейнов в отношении каждого субъекта РФ.

Бассейновый совет создается решением Федерального агентства водных ресурсов на 5 лет. Члены совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе. В состав бассейновых советов входят представители уполномоченных Правительством РФ федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также представители водопользователей, общественных объединений, общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. От федеральных органов исполнительной власти в бассейновый совет включаются представители Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства по недропользованию, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федерального агентства морского и речного транспорта, Федерального агентства по рыболовству, Министерства энергетики, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. На заседание бассейнового совета могут приглашаться представители органов государственной власти и местного самоуправления, а также общественных объединений, не входящие в состав бассейнового совета.

К основным функциям специально уполномоченных государственных органов управления в сфере использования и охраны водных объектов относятся следующие.

1. Планирование рационального использования водных объектов. Необходимым инструментом планирования рационального использования водных объектов служат схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов включают в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании и являются основой осуществления водохозяй-

499

управление в области использования и охраны водных объектов - student2.ru ственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются в целях: определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты; определения потребностей в водных ресурсах в перспективе; обеспечения охраны водных объектов; определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод.

В соответствии со ст. 24 В К РФ разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов и внесение изменений в эти схемы относятся к полномочиям органов государственной власти РФ (Федерального агентства водных ресурсов). Схемы комплексного использования и охраны водных объектов рассматриваются бассейновыми советами и утверждаются для каждого речного бассейна. При разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов учитываются рекомендации бассейновых советов.

Для разработки схем комплексного использования и охраны водных объектов производится гидрографическое и водохозяйственное районирование территории РФ. Гидрографическими единицами являются речной бассейн и подбассейн реки, впадающей в главную реку речного бассейна. Водохозяйственное районирование территории Российской Федерации — деление гидрографических единиц на водохозяйственные участки (это часть речного бассейна, имеющая характеристики, позволяющие установить лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и другие параметры использования водного объекта (водопользования).

Гидрографическое районирование территории РФ (установление, документирование и утверждение количества гидрографических единиц и их границ) осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Водохозяйственное районирование территории РФ (выделение, документирование и утверждение количества водохозяйственных участков и их границ) осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов. Методики гидрографического и водохозяйственного районирования территории утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии РФ.

Водохозяйственное районирование необходимо для разработки водохозяйственных балансов. Водохозяйственные балансы предназначены для оценки количества и степени освоения доступных

для использования водных ресурсов в границах речных бассейнов. Они представляют собой расчеты потребностей водопользователей в водных ресурсах по сравнению с доступными для использования водными ресурсами в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности (с учетом неравномерного распределения поверхностного и подземного стоков вод в различные периоды, территориального перераспределения стоков поверхностных вод, пополнения водных ресурсов подземных водных объектов).

Схемами комплексного использования и охраны водных объектов устанавливаются: целевые показатели качества воды в водных объектах на период действия этих схем; перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов; водохозяйственные балансы; лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты сброса сточных вод в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности; квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности в отношении каждого субъекта РФ; основные целевые показатели уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, перечень мероприятий, направленных на достижение этих показателей; предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов.

На основе схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, а также данных государственного водного кадастра, государственного водного реестра разрабатываются государственные программы использования и охраны водных объектов. Водный кодекс 2006 г. предоставляет полномочие по разработке, утверждению и реализации программ только субъектам РФ в отношении водных объектов или их частей, расположенных на территориях субъектов РФ. Ранее действующее водное законодательство предусматривало принятие федеральных и региональных государственных программ по использованию и охране водных объектов, что, безусловно, в большей степени отвечало интересам сохранения и улучшения состояния водных объектов.

2. Ведение государственного мониторинга водных объектов является одной из функций государственного управления водным

501

управление в области использования и охраны водных объектов - student2.ru управление в области использования и охраны водных объектов - student2.ru фондом. Согласно ст. 30 ВК РФ мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов независимо от их формы собственности. Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в границах бассейновых округов с учетом особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей.

Государственный мониторинг водных объектов является составной частью системы государственного мониторинга окружающей природной среды. Государственный мониторинг водных объектов ведется Федеральным агентством водных ресурсов с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ. Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в целях: своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов; оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов; информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.

Государственный мониторинг водных объектов включает в себя следующие мероприятия:

• регулярные наблюдения за состоянием водных объектов,
количественными и качественными показателями состоя
ния водных ресурсов, а также за режимом использования
водоохранных зон;

• сбор, обработку и хранение сведений, полученных в резуль
тате наблюдений;

• внесение сведений, полученных в результате наблюдений, в
государственный водный реестр;

• оценку и прогнозирование изменений состояния водных
объектов, количественных и качественных показателей со
стояния водных ресурсов.

Для мониторинга создается наблюдательная сеть — система стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий, предназначенных для наблюдений за физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, определения ее метеорологических, климатических, аэрологических, гидрологических, океанологических, гелиогеофизических, агромете-

502

орологических характеристик, а также для определения уровня загрязнения водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям. Государственный мониторинг водных объектов включает различные направления и состоит из:

1) мониторинга поверхностных водных объектов с учетом дан
ных мониторинга, осуществляемого при проведении работ в об
ласти гидрометеорологии и смежных с ней областях;

2) мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а
также состояния водоохранных зон;

3) мониторинга подземных вод с учетом данных государствен
ного мониторинга состояния недр;

4) наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе
за гидротехническими сооружениями, а также за объемом вод при
водопотреблении и водоотведении.

3. Ведение государственного водного реестра. Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в различных формах собственности, об использовании водных объектов, о речных бассейнах, о бассейновых округах. Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.

В государственный водный реестр включаются документированные сведения:

1) о бассейновых округах,

2) о речных бассейнах и водохозяйственных участках;

3) о водных объектах, расположенных в границах речных бас
сейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов,
их физико-географических, морфометрических и других особен
ностях; о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах,
других зонах с особыми условиями их использования;

4) о водохозяйственных системах, гидротехнических и иных
сооружениях, расположенных на водных объектах;

5) об использовании водных объектов, в том числе о водопот
реблении и водоотведении;

503

управление в области использования и охраны водных объектов - student2.ru управление в области использования и охраны водных объектов - student2.ru 6) о решениях о предоставлении водных объектов в пользование, договорах водопользования и об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами.

Сбор и хранение документированных сведений о подземных водных объектах осуществляются в соответствии с законодательством о недрах.

Документированные сведения государственного водного реестра относятся к государственным информационным ресурсам. Документированные сведения государственного водного реестра носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной федеральным законодательством к категории ограниченного доступа.

4. Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляются в порядке, установленном в ст. 36 ВК РФ и постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2006 г. № 801 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов»1. Задачей государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов является обеспечение соблюдения требований к использованию и охране водных объектов, особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников питьевого водоснабжения, иных требований водного законодательства.

Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (федеральный государственный контроль и надзор) и органами исполнительной власти субъектов РФ (региональный государственный контроль и надзор). Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 640 были утверждены критерии отнесения к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов2. Так, критерием отнесения объектов к

управление в области использования и охраны водных объектов - student2.ru СЗРФ. 2007. № 1. Ст. 259.

СЗ РФ. 2006. № 45. Ст. 4713; 2007. № 1. Ст. 296. Также см.: Приказ МПР России от 18 декабря 2006 г. № 288 «Об утверждении перечня объектов, подлежащих федеральному государственному контролю за использованием и охраной водных объектов» // Б НА. 2007. № 5.

504

\

объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, является использование поверхностных водных объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов РФ, водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, внутренних морских вод, территориального моря РФ и др. Критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, является использование водных объектов, полностью расположенных в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации и не относящихся к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.

Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляются в форме проверок. Проверки бывают: а) плановыми — проводимыми в соответствии с планами, утверждаемыми в зависимости от проверяемого объекта Федеральной службой по надзору в сфере природопользования или органами исполнительной власти субъектов РФ; б) внеплановые — в случае проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений водного законодательства или получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений водного законодательства.

Наши рекомендации