Основания прекращения прав на земельные участки
Земельный кодекс РФ устанавливает порядок, основания и условия принудительного прекращения иных видов прав на земельный участок, кроме сервитута (ч. 2 ст. 45; ч. 2 ст. 46; ч. 2 ст. 47; ст. 54 ЗК РФ). Предусмотренные в указанных нормах правила не распространяются на право собственности. Земельное законодательство устанавливает более широкий круг оснований прекращения иных прав. Так, право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения могут быть прекращены в принудительном порядке при систематической неуплате земельного налога, а право собственности по этому основанию прекращено быть не может.
В этом параграфе будут рассмотрены основания прекращения таких прав на земельные участки, как право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, аренды, безвозмездного срочного пользования земельным участком и сервитута. Основания и порядок прекращения указанных прав содержатся в различных статьях Земельного кодекса РФ и отличаются друг от друга в зависимости от вида прав на земельный участок.
Землевладельцы, землепользователи, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения, могут отказаться от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, предусмотренных ЗК РФ. Для добровольного отказа от принадлежащего права требуется внешнее выражение воли землевладельца или землепользователя на прекращение соответствующего права в форме письменного заявления об отказе от осуществления принадлежащего ему права пожизненного наследуемого владения или права постоянного (бессрочного) пользования.
К заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком прилагаются кадастровая
133
карта (план) земельного участка (при ее наличии), подлинники документов, удостоверяющих права на землю, в случае их отсутствия — копия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка, а также копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина), или копия документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица. К заявлениям государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Поскольку земельные участки, которые предоставлены физическим и юридическим лицам на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, находятся в государственной или муниципальной собственности, то при получении органом государственной власти или органом местного самоуправления (в зависимости от того, кто является собственником участка) заявления об отказе от принадлежащего физическому или юридическому лицу права они должны в месячный срок вынести решение о прекращении соответствующего права.
Копия указанного решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.
Момент прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком зависит от того, было ли соответствующее право зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним или нет. Незарегистрированное право на земельный участок прекращается у землевладельца или землепользователя с момента принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Орган, принявший данное решение, обязан сообщить об отказе от права на земельный участок в налоговый орган по месту нахождения такого земельного участка и в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости, в недельный срок со дня принятия решения. В случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в
134
Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления в недельный срок со дня принятия решения обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекратится с даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В ст. 45 ЗК РФ, нормы которой специально посвящены основаниям прекращения права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования, не упоминаются такие основания прекращения, как прекращение деятельности юридического лица (ликвидация) — землепользователя, а также смерть гражданина — землевладельца и отсутствие у него наследников.
Основания принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком перечислены в ч. 2 ст. 45 ЗК РФ.
С 1 января 2007 г. перечень, содержащийся в ч. 2 ст. 45 ЗК РФ, перестал быть исчерпывающим, и основания для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком могут быть установлены и иными федеральными законами.
Органу государственной власти субъекта РФ предоставлена возможность по своему усмотрению независимо от оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 45 ЗК РФ, принудительно прекратить право постоянного (бессрочного) пользования федерального государственного унитарного предприятия, федерального государственного учреждения земельным участком, полномочия по управлению и распоряжению которым было передано этому органу власти (см. ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»). Такое право предоставлено применительно к находящимся в федеральной собственности и предоставленным федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения, в отношении которых в период с 1 мая 2007 г. по 1 ноября 2008 г. было принято
135
решение об их включении в границы населенных пунктов для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства. Полномочия по управлению и распоряжению указанными земельными участками Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ на срок полтора года с даты принятия соответствующего решения. Ограничение по сроку действия полномочий не применяется, если в этот срок (полтора года) органы государственной власти субъектов РФ примут решение о предоставлении данных земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, заключат договор аренды или безвозмездного срочного пользования таких земельных участков.
В течение установленного срока в отношении земельных участков, полномочия по управлению и распоряжению которыми было передано органам государственной власти субъектов РФ, именно эти органы власти принимают решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования при добровольном отказе от него федеральными учреждениями и федеральными предприятиями и вправе по своему усмотрении прекратить право постоянного (бессрочного) пользования указанными земельными участками. Право постоянного (бессрочного) пользования, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается с даты принятия соответствующего решения. Зарегистрированное в едином государственном реестре право постоянного (бессрочного) пользования прекращается с момента государственной регистрации прекращения этого права, которое производится на основании принятого органом государственной власти субъекта РФ решения.
При наличии заявления федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, права на земельные участки которых были принудительно прекращены по усмотрению органов государственной власти субъектов РФ, эти органы обязаны предоставить в порядке, предусмотренном ст. 34 ЗК РФ, земельные участки, равнозначные по площади, целевому назначению и виду разрешенного использования земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения, включенным в границы населенных пунктов.
В случае, если в границы населенных пунктов включены земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, которые находятся в федеральной собственности, предоставле-
136
ны на праве аренды федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и полномочия по распоряжению и управлению которыми переданы органам государственной власти субъектов РФ, аренда таких земельных участков в течение указанного выше срока может быть в соответствии со ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» прекращена по инициативе органов государственной власти субъектов РФ в порядке, предусмотренном ЗК РФ, независимо от оснований, предусмотренных п. 2 ст. 46 ЗК РФ (где установлены случаи прекращения аренды по инициативе арендодателя). Так же как и при принудительном прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по усмотрению органа государственной власти субъекта РФ, арендаторы, право которых было прекращено по инициативе указанных органов в соответствии со ст. 3.2 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», вправе требовать предоставления равнозначных земельных участков. Хотя в ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что аренда прекращается в порядке, предусмотренном земельным кодексом, ЗК РФ не определяет процедуру прекращения права аренды, отсылая по этому вопросу к нормам гражданского законодательства (см. п. 1 ст. 46).
Как уже было указано, основания прекращения права аренды земельных участков содержатся как в общих положениях гражданского законодательства, регулирующих прекращение аренды недвижимого имущества, так и в специальных нормах земельного законодательства. В соответствии с гражданским законодательством основания и порядок прекращения права аренды зависят от того, заключен ли договор аренды, являющийся основанием возникновения соответствующего права, с указанием срока или без срока (договор аренды на неопределенный срок). Подробнее основания и порядок прекращения права аренды были раскрыты при рассмотрении вопроса об аренде земельных участков.
Право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается либо по соглашению сторон, либо по единоличному решению лица, предоставившего земельный участок. Основания для прекращения права безвозмездного срочного пользования совпадают с основаниями, предусмотренными для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения (ч. 1,2 ст. 45 ЗК РФ). Дополнительным
137
основанием является истечение срока, на который земельный участок был предоставлен в безвозмездное срочное пользование. Особенности оснований прекращения на служебный надел (а это — основной вид безвозмездного срочного пользования) связаны с самой природой этого права (см. § 6 данной главы).
Литература
Андреев Ю. О сервитутах // Хозяйство и право. 2004. № 5.
Волков Г. А., Голиченков А. К., Хаустов Д. В. Проблемы совершенствования правового регулирования публичных сервитутов для обеспечения строительства и функционирования линейных сооружений // Экологическое право. 2006. № 2.
Дмитриев А. В. Множественность лиц на стороне арендатора: вопросы теории и практики // Юридический мир. 2002. № 5.
Краснов Н. И. Правовой режим земель специального назначения. М., 1961.
Крассов О. И. Понятие и содержание правового режима земель // Экологическое право. 2003. № 1.
Медведев С. Земельные сервитуты в контексте земельного и гражданского законодательства // Хозяйство и право. 2003. № 11.
Станкевич С. Вещные права на землю юридических лиц РФ и Белоруссии // Журнал российского права. 2002. № 4.
Суханов Е. А. Вещные права в новом Земельном кодексе России // Экологическое право. 2003. № 1.
Харьков В. Рациональное использование земельных ресурсов: понятие и правовое регулирование // Государство и право. 2000. № 9.
138
Глава 5