Должностное лицо как субъект преступлений, предусмотренных главой 30 УК Российской Федерации
Глава 30 ук рф включает девять статей, предусматривающих ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления:
злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);
превышение должностных полномочий (ст. 286);
отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287);
присвоение полномочий должностного лица (ст. 288);
незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289);
получение взятки (ст. 290);
дача взятки (ст. 291);
служебный подлог (ст. 292);
халатность (ст. 293).
Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления – это общественно опасные деяния (действия или бездействие), которые совершаются представителями власти, должностными лицами и иными государственными служащими, не являющимися должностными лицами, благодаря занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда.
Субъектом большинства преступлений этой группы может быть только должностное лицо. Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Вместе с тем Уголовный кодекс содержит и другие преступления, субъектами которых могут выступать должностные лица. Например, многие преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 149 - воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них; ст. 144 - воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов; ст. 140 - отказ в предоставлении гражданину информации); преступления в сфере экономической деятельности (ст. 169 - воспрепятствование законной предпринимательской деятельности; ст. 170 - регистрация незаконных сделок с землей); преступления против правосудия (ст. 299 - привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности; ст. 300 - незаконное освобождение от уголовной ответственности и др.). Однако эти преступления прежде всего посягают на иные охраняемые уголовным законом общественные отношения, как-то: конституционные права и свободы граждан, интересы в сфере экономики либо интересы правосудия.
Преступления, о которых идет речь в гл. 30 УК, посягают на иные общественные отношения, содержание которых составляют нормальная деятельность органов государственной власти, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления; такие преступления могут совершаться в различных сферах функционирования государственного аппарата. В связи с этим видовой объект названных преступлений можно определить как совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления*(126).
Взяточничество и его виды
Взяточничество – это предусмотренные ст. 290, 291 и 2911 УК умышлен-ные общественно опасные действия, подрывающие авторитет органов власти, интересы государственной службы или службы в органах местного самоуправ-ления, указанные действия одновременно отражают три преступления: получение взятки, дачу взятки и посредничество во взяточничестве.
Общественная опасность данных преступлений заключается в подрыве авторитета органов власти (управления), интересов государственной службы или службы в органах местного самоуправления.
Получение взятки (ст. 290 Уголовного кодекса РФ). Объект – нормальная деятельность государственного органа.
Предмет – деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера (предоставление санаторных и туристических путевок, проездных билетов, производство безвозмездно различного рода работ или оказание услуг).
Объективная сторона: получение взятки лично или через посредника за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Основные формы получения взяток:
· открытая – непосредственное получение предмета взятки;
· завуалированная – совместительство, разовые или постоянные выплаты по договору, необоснованные премии, предоставление имущественной выгоды.
Виды взяток:
· взятка-подкуп – передается должностному лицу до совершения необходимого действия или бездействия;
· взятка-вознаграждение – передается должностному лицу после совершения необходимого действия или бездействия.
Формы использования служебного положения:
· совершение действий, которые находятся в пределах предоставленных должностному лицу прав и полномочий;
· использование связей с другими должностными лицами, не находящимися в его подчинении;
· общее покровительство (протекционизм) – необоснованное продвижение по службе, выдача незаслуженных премий или поощрений и т. п.;
· попустительство по службе – непресечение неправомерных действий подчиненного и т. п.
Окончено с момента получения хотя бы части взятки. Субъективная сторона – прямой умысел. Мотив корыстный.
Субъект специальный – должностное лицо.
Дача взятки. Объект – нормальная деятельность государственного органа. Объективная сторона – дача взятки.
Дача взятки – передача должностному лицу лично или через посредника материальных ценностей или выполнение бесплатных услуг или создание иных выгод материального характера.
Субъективная сторона – прямой умысел. Субъект общий (с 16 лет).