Судебно-бухгалтерская экспертиза налогообложения операций организации.
Судебно-бухгалтерская экспертиза по вопросам соблюдения налогового законодательства может проводиться в следующих случаях:
- при проведении экспертного исследования по поручению правоохранительных органов, когда на рассмотрение эксперта-аудитора поставлены вопросы, связанные с проверкой налогообложения операций организации;
- при проведении экспертизы по поручению налоговых органов, когда в процессе налоговой проверки привлекаются эксперты для получения специальных знаний в области бухучета.
Привлечение экспертов в процессе налоговой проверки регулируется нормами НК. В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, может быть привлечен эксперт.
Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Привлечение лица в качестве эксперта осуществляется на договорной основе.
Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта или наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.
Методика проведения экспертного исследования соблюдения налогового законодательства не меняется в зависимости от того, какой орган назначил экономическую экспертизу. Однако создать универсальную методику налоговой экспертизы невозможно, так как каждый хозяйствующий субъект имеет свои особенности в исчислении и уплате налогов, что может привести к ошибкам и нарушениям, выявление которых и является задачей налоговой экспертизы.
Налоговую экспертизу можно определить как выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия нормам, установленным законодательством, порядке формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды.
Налоговая экспертиза как процесс состоит из нескольких этапов:
- предварительная оценка (экспертиза) существующей системы налогообложения экономического субъекта;
- проверка и подтверждение (неподтверждение) правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды;
- оформление и представление результатов проведения налоговой экспертизы.
На каждом из этих этапов эксперты выполняют определенные проверочные действия. Так, на первом этапе необходимо:
- провести общий анализ элементов системы налогообложения экономического субъекта;
- определить основные факторы, влияющие на налоговые показатели;
- проверить правильность методики исчисления налоговых платежей;
- провести правовую и налоговую экспертизу существующей системы хозяйственных отношений;
- проанализировать организацию документооборота и изучить функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
- осуществить предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.
Выполнение процедур на этом этапе позволяет рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций экономического субъекта и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.
На следующем, основном, этапе проверки эксперт определяет, какие именно налоги и платежи будут подвергнуты проверке. При этом следует руководствоваться заданием, полученным от правоохранительных органов, вопросами, поставленными перед экспертом, и материалами дела. Если эксперт не имеет конкретного задания по проверке определенных видов операций или налогов, экспертизе должна быть подвергнута вся система налогообложения.
Таким образом, проверку исчисления и уплаты налогов можно проводить в тематическом разрезе по видам налогов или хозяйственных операций. При этом экспертиза носит сплошной характер при установлении периода исследования.
Особенности экспертного исследования налогооблагаемых операций организации связаны с тем фактом, что исследование может осуществляться при несоответствии записей, отраженных в бухучете, фактическим операциям и показателям. Проведение экспертного исследования системы налогообложения должно отвечать следующим требованиям:
- определение объектов налогообложения на основе достаточных исходных данных;
- определение объектов налогообложения в соответствии с нормами налогового законодательства;
- определяется наличие отклонений, которые имеют место при исчислении суммы налогов, согласно экспертному исследованию с фактической суммы налогов, исчисленными и уплаченными организацией.
Определение объектов налогообложения на основе достоверных исходных данных означает, что налоги должны исчисляться исходя из фактических показателей продажи, прибыли, доходов, расходов и затрат организации. Определение объектов налогообложения с учетом норм налогового законодательства означает, что фактические показатели деятельности организации должны быть приведены в соответствие с установленным налоговым законодательством, порядком определения налогооблагаемой базы, льготами и ставками налога, которые действовали в исследуемый период. При этом делаются ссылки на статьи и положения налогового законодательства.
При проведении второго этапа работ осуществляется проверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом по установленным формам, правильности исчисления налогов, сроков уплаты и т.д. При этом способы и методы проверки каждого налога имеют свои особенности. Так, при проверке правильности исчисления налога на прибыль обращается внимание прежде всего на документальное подтверждение и экономическую обоснованность затрат.
В ходе налоговой экспертизы проводится проверка правильности формирования налоговой базы и заполнения налоговых деклараций организации.
Эксперты, проводящие проверку, проводят экспертизу бухгалтерского и налогового учета за весь период, подлежащий проверке. Экспертиза включает проведение анализа первичных документов, получение разъяснений от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета. В ходе проверки эксперты-аудиторы могут взаимодействовать с бухгалтерской и юридической службами организации, а также непосредственно с руководством (если это возможно исходя из обстоятельств дела). Эксперт не должен оставлять без внимания все проблемные и рисковые (с точки зрения налогообложения) сделки проверяемой организации.
На третьем, заключительном, этапе подводятся итоги проведенной экспертизы. Результаты аудиторской проверки оформляются заключением эксперта.
В заключении о результатах выполнения специального аудиторского задания по проведению экспертизы следует выразить мнение о степени полноты и правильности исчисления, отражения и перечисления экономическим субъектом платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а также о правильности применения экономическим субъектом налоговых льгот.
Эксперт несет ответственность за правильность и полноту отражения данных в заключении о выявленных им искажениях и правонарушениях налогового законодательства в соответствии с нормами уголовного права.
Неправомерные действия налогоплательщиков могут привести к трем видам ответственности: 1) налоговой, налагаемой на налогоплательщика; 2) административной, налагаемой на должностных лиц; 3) уголовной, налагаемой на должностных лиц.