Прекращение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя
В целом Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» воспроизводит соответствующие нормы ст. 81 Трудового кодекса РФ. Однако по сравнению с упомянутой статьей ТК РФ перечень оснований для увольнения гражданского служащего по инициативе представителя нанимателя в значительной мере был сокращен. Так, в данной статье не перечислены наряду с прочими расторжение служебного контракта вследствие ликвидации государственного органа, сокращения штата. Эти основания расторжения служебного контракта выделены законодателем в отдельную статью 31, которая называется «Отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы». Действительно, увольнение по данным основаниям отличается значительной спецификой, поскольку предполагает повышенные гарантии в отношении гражданского служащего.
В целом основания расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в зависимости от вины гражданского служащего традиционно подразделяются на две группы.
В первую группу входят основания расторжения трудового договора при отсутствии вины гражданского служащего. К ним следует отнести расторжение служебного контракта вследствие несоответствия гражданского служащего замещаемой должности, а также увольнение гражданского служащего в связи с прекращением допуска к государственной тайне, если исполнение должностных обязанностей требует такого допуска.
Все иные основания расторжения служебного контракта фактически являются виновными, т.е. связаны с совершением виновного деяния самим гражданским служащим.
Общими гарантиями при расторжении служебного контракта по инициативе представителя нанимателя является запрет увольнения гражданского служащего в период его временной нетрудоспособности или пребывания в отпуске. При расторжении служебного контракта по основаниям, не связанным с виной гражданского служащего, закон, как правило, предусматривает дополнительные гарантии в отношении увольняемого.
Служебный контракт с гражданским служащим может быть, расторгнут по инициативе представителя нанимателя, в случае его несоответствия занимаемой должности. Как и ТК РФ, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» называет два случая несоответствия занимаемой должности.
Во-первых, это может быть связано с состоянием здоровья гражданского служащего, что должно быть подтверждено соответствующим медицинским заключением. Гражданскому служащему, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы, предоставляется соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы. При этом в том случае, если гражданский служащий отказывается от такого перевода, либо ему невозможно предложить другую должность, служебный контракт с ним прекращается. Отметим, что увольнение по подп. а п. 1 ст. 37 допускается, если невозможно перевести гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы. Если же гражданский служащий отказывается от такого перевода, то служебный контракт с ним должен быть прекращен в связи с отказом от перевода на другую имеющуюся работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья. Именно такое толкование аналогичных норм трудового законодательства дал Пленум Верховного Суда РФ. Разграничение этих двух оснований прекращения служебного контракта практически важно при решении вопроса о выплате выходного пособия. Заметим, что трудовое законодательство предусматривает выплату выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка работника при увольнении вследствие несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе по состоянию здоровья. Вместе с тем такое пособие будет выплачиваться, только если работнику невозможно предоставить другую работу, не противопоказанную ему по здоровью. Если же такая работа была ему предложена, и он от нее отказался, то выходное пособие выплачиваться не будет. Очевидно, что данные правила трудового законодательства будут применяться и к государственным гражданским служащим.
Во-вторых, несоответствие занимаемой должности может быть обусловлено недостаточной квалификацией гражданского служащего, что обязательно должно подтверждаться результатами аттестации, т.е. решением аттестационной комиссии. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией может быть принято решение, что соответствующий гражданский служащий не соответствует замещаемой должности гражданской службы. В этом случае в течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий понижается в должности гражданской службы. Кроме того, аттестационная комиссия может прийти к выводу, что гражданский служащий соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Если же гражданский служащий отказывается от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность гражданской службы, представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы.
Другим основанием для расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя является неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание. Увольнение гражданского служащего по этому основанию является дисциплинарным взысканием, поэтому в данном случае должен соблюдаться порядок наложения дисциплинарного взыскания, установленный действующим законодательством. Правила наложения дисциплинарных взысканий установлены ст. 58 закона, которая в целом воспроизводит соответствующие нормы ст. 193 Трудового кодекса РФ. Новеллой закона является предусмотренное ст. 59 проведение служебной проверки обстоятельств совершения дисциплинарного проступка. Сроки применения дисциплинарных взысканий установлены комментируемым законом в полном соответствии с правилами трудового законодательства. Так, дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка и не позднее шести месяцев со дня его совершения. Обязательным условием для увольнения гражданского служащего по этому основанию является наличие у него неснятого дисциплинарного взыскания. Следует отметить, что дисциплинарное взыскание снимается, если в течение одного года со дня его применения гражданский служащий не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию. Кроме того, представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения этого срока, как по собственной инициативе, так и по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.
Дисциплинарное взыскание в виде увольнения с гражданской службы может применяться и в случае однократного грубого нарушения должностных обязанностей. Перечень грубых нарушений служебной дисциплины, которые являются основанием для увольнения, приводится в п. 3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной службе Российской Федерации». Этот перечень по смыслу закона является исчерпывающим и расширительному толкованию не полежит. Указанные основания в целом повторяют аналогичную норму п. 6 ст. 81 ТК РФ.
Гражданский служащий может быть уволен по инициативе представителя нанимателя за прогул, под которым в полном соответствии с трудовым законодательством закон понимает отсутствие на служебном месте более четырех часов подряд в течение служебного дня. Пленум Верховного Суда пояснил, что к прогулу, в частности, следует относить:
отсутствие на службе в течение всего рабочего дня независимо от его продолжительности, т.е. даже если его продолжительность не превышает четырех часов;
нахождение без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня хотя и на территории организации, но вне пределов рабочего места;
оставление без уважительной причины работы, без предупреждения работодателя о расторжении договора, а равно и до истечения двухнедельного срока предупреждения;
самовольное использование дней отгулов, а также самовольный уход в отпуск.
При этом необходимо, однако, учитывать, что не является прогулом использование дней отдыха в случае, если представитель нанимателя в нарушение предусмотренной законом обязанности отказал в их предоставлении и время использования таких дней не зависело от его усмотрения.
К однократным грубым нарушениям служебных обязанностей, которые являются основанием для расторжения служебного контракта, относится появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Следует учитывать, что представитель нанимателя может лишь предложить гражданскому служащему пройти медицинское обследование для выявления состояния опьянения, но не может обязать его пройти такое обследование. Поэтому состояние алкогольного либо наркотического или токсического опьянения может быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, например свидетельскими показаниями. При этом напомним, что представитель нанимателя обязан отстранить от замещаемой должности гражданской службы гражданского служащего, появившегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Вместе с тем при увольнении по данному основанию не имеет значения, было ли в действительности произведено такое отстранение.
Служебный контракт с гражданским служащим может быть, расторгнут за разглашение охраняемой федеральным законом тайны, ставшей известной ему в связи с исполнением должностных обязанностей. На практике бывает достаточно сложно определить, составляют ли разглашенные сведения охраняемую законом тайну. В этой связи согласно толкованию указанного выше постановления Пленума Верховного Суда РФ представитель нанимателя обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что сведения, которые гражданский служащий разгласил, в соответствии с действующим законодательством относятся к государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне, что данные сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и он обязывался не разглашать такие сведения. Обязательство не разглашать охраняемую законом тайну может быть включено в содержание служебного контракта, если должностным регламентом предусмотрено использование сведений, составляющих такую тайну.
Основанием для расторжения служебного контракта вследствие однократного грубого нарушения служебных обязанностей является совершение по месту службы хищения чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества. Указанные виновные действия работника обязательно должны быть установлены вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях. При увольнении по данному основанию необходимо соблюдать правила наложения дисциплинарного взыскания, в том числе и сроки его назначения. Однако следует иметь в виду, что в указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. Установленный законом месячный срок для применения такой меры дисциплинарного взыскания исчисляется со дня вступления в законную силу приговора суда либо постановления органа, уполномоченного на применение административных взысканий. Согласно указаниям Пленума Верховного суда РФ в качестве чужого имущества следует расценивать любое имущество, не принадлежащее данному работнику, в частности имущество, принадлежащее работодателю, другим работникам, а также лицам, не являющимся работниками данной организации. Для увольнения по этому основанию важно лишь, чтобы указанные действия были совершены по месту работы.
Наконец, в качестве однократного грубого нарушения служебных обязанностей законодатель называет нарушение гражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности. Уволить гражданского служащего за нарушение правил охраны труда можно, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия, а равно заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.
Служебный контракт с гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, может быть, расторгнут в случае совершения им виновных действий, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя. Пленум Верховного Суда в упомяну — том выше постановлении специально подчеркнул, что увольнение по этому основанию возможно только в отношении лиц, непосредственно обслуживающих денежные или товарные ценности. Те же гражданские служащие, которым денежные или товарные ценности непосредственно не вверяются, не могут быть уволены по указанному основанию. Основанием для утраты доверия может служить, например, использование вверенного имущества в личных целях, получение оплаты за услуги без получения соответствующих документов, обсчет, недостача, нарушение правил хранения и выдачи материальных ценностей. При установлении в предусмотренном законом порядке факта совершения хищения, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества служебный контракт с указанными лицами расторгается по подп. г п. 3 статьи 37. Вместе с тем, как пояснил Пленум Верховного Суда РФ, при установлении в предусмотренном законом порядке факта совершения хищения, взяточничества и иных корыстных правонарушений эти работники могут быть уволены по основанию утраты к ним доверия и в том случае, когда указанные действия не связаны с их службой. При этом если виновные действия, дающие основание для утраты доверия, совершены по месту службы и в связи с исполнением служебных обязанностей, увольнение производится при условии обязательного соблюдения порядка применения дисциплинарных взысканий, установленного статьей 58. Если же указанные действия совершены не в связи с исполнением служебных обязанностей, увольнение в указанном случае не является мерой дисциплинарного взыскания и не требует соблюдения сроков наложения дисциплинарных взысканий.
Увольнение гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы категории «руководители», возможно в случае принятия им необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа. Таким образом, данное основание расторжения служебного контракта относится только к служащим, занимающим должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, представительств государственных органов и их структурных подразделений. Заметим, что в отличие от аналогичной нормы ст. 81 Трудового кодекса закон расширяет круг лиц, которые могут быть уволены вследствие принятия необоснованного решения, включив в их число и руководителей структурных подразделений. Сложность применения этой нормы связана с использованием оценочного понятия «необоснованное решение». Решая вопрос о том, являлось ли принятое решение необоснованным, необходимо принимать во внимание наличие или отсутствие причинно-следственной связи между принятием необоснованного решения и наступившими последствиями. При возникновении спора представитель нанимателя должен представить доказательства, подтверждающие наступление неблагоприятных последствий, наступивших в результате принятия такого решения. Мерой дисциплинарного взыскания увольнение по данному основанию не является, поэтому соблюдение сроков и порядка наложения дисциплинарных взысканий не требуется.
Еще одним основанием расторжения служебного контракта, которое установлено исключительно в отношении гражданского служащего, замещающего должность категории «руководители», является однократное грубое нарушение таким служащим своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и нарушение законодательства Российской Федерации. Данная норма не содержит исчерпывающего перечня грубых нарушений должностных обязанностей. В данном случае законодательная формулировка «однократное грубое нарушение должностных обязанностей» носит оценочный характер. Вопрос о том, являлось ли допущенное нарушение грубым, решается с учетом конкретных обстоятельств каждого отдельного случая. При возникновении спора обязанность доказать, что такое нарушение в действительности имело место и носило грубый характер, лежит на представителе нанимателя.
Отметим, что в отличие от правил, установленных трудовым законодательством, для увольнения гражданского служащего по этому основанию необходимо наступление определенных последствий — причинения вреда государственному органу и нарушения законодательства Российской Федерации.
Служебный контракт с гражданским служащим может быть, расторгнут по инициативе представителя нанимателя в случае предоставления служащим подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта. Перечень документов, необходимых для заключения служебного контракта, приводится в ст. 26 закона. Отметим, что речь идет не только о подложных документах, но и о заведомо ложных сведениях. Так, например, согласно ст. 26 данного закона при заключении служебного контракта лицо, претендующее на замещение должности гражданской службы, заполняет анкету установленной формы. Внесение в данную анкету заведомо ложных сведений является основанием для последующего расторжения служебного контракта с гражданским служащим. Заметим, что ст. 40 закона также предусматривает возможность расторжения служебного контракта вследствие нарушения обязательных правил при его заключении, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения гражданской службы. Здесь, однако, следует иметь в виду, что если правила заключения служебного контракта были нарушены по вине самого служащего вследствие представления им подложных документов или заведомо ложных сведений, то контракт с ним расторгается по п. 7 ст. 37 указанного закона.
Наконец, еще одним основанием для увольнения гражданского служащего по инициативе представителя нанимателя является прекращение допуска гражданского служащего к государственной тайне, если исполнение должностных обязанностей требует такого допуска. Случаи, при которых допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен, перечислены в ст.ст. 22, 23 Закона РФ «О государственной тайне». Такими случаями, к частности, являются:
однократное нарушение должностным лицом или гражданином взятых на себя обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
возникновение обстоятельств, являющихся основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне:
признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную
тайну, согласно перечню, утверждаемому Минздравом России;
постоянное проживание его самого и его близких родственников за границей и оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
выявление в результате проверочных мероприятий действий
оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ;
уклонение его от проверочных мероприятий и сообщение им заведомо ложных анкетных данных.
Расторжение служебного контракта по этому основанию возможно только в том случае, если выполнение служебных обязанностей требует допуска к государственной тайне, что должно быть предусмотрено должностным регламентом.