Прекращение служебного контракта по инициативе гражданского служащего

Чебоксарский филиал РАНХиГС

Факультет «Управление и экономика»

Специальность/направление подготовки Государственное и муниципальное управление

Кафедра публичного администрирования

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине <Государственная и муниципальная служба >

на тему: <Основания для прекращения муниципальной службы>

Автор работы:

студент _III_ курса

заочной_ формы обучения

Яковлева Анастасия Сергеевна Подпись___________

Руководитель работы:

Кандидат исторических наук

Малышкин Александр Петрович

Оценка____________

Подпись__________

«_24_»__ноября__2015_

Чебоксары – 2017

Содержание

Введение

1. Прекращение служебного контракта

2. Прекращение служебного контракта по инициативе гражданского служащего

3. Прекращение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя

4. Отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы

5. Приостановление и прекращение служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Слово «служба» имеет в русском языке несколько значений. Так, с одной стороны, службами именуются многие органы государственной исполнительной власти, с другой – под службой понимается деятельность отдельных категорий граждан. Во втором значении службу можно обозначить как один из видов социальной общеполезной деятельности.

Служба – это профессиональная социальная деятельность, связанная с осуществлением воздействия на людей или информацию и характеризующаяся наличием правовых отношений в самом процессе труда служащего.

Государственная служба Российской Федерации является административным типом организации и должна обладать устойчивой структурой, оптимальной и эффективной системой внешних и внутренних коммуникаций, предписанным алгоритмом функционирования, выраженных в нормативных правовых актах.

Государственная служба Российской Федерации является важнейшим инструментом преобразований в системе государственного управления, в экономике, в социальной сфере. Сложность и неоднозначность происходящих изменений предполагают многомерный комплексный характер.

Общий перечень оснований прекращения служебного контракта с гражданским служащим закрепляется в ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Целью данной работы, является подробное рассмотрение выбранной темы: «Основания и последсвия прекращения гражданской службы».

Данная работа построена на изучение и рассмотрении выбранной литературы, научного и учебного характера. Работа состоит из введения, одного вопроса, заключения и списка использованной литературы.

1. Прекращение служебного контракта

Прежде всего, служебный контракт с гражданским служащим может быть, расторгнут по соглашению его сторон, т.е. гражданского служащего и представителя нанимателя. Соглашение сторон оформляется в виде отдельного документа в двух экземплярах, подписанных сторонами. В данном соглашении должна оговариваться дата увольнения, а также могут быть указаны и иные условия, согласованные сторонами.

Срочный служебный контракт может прекращаться в связи с истечением срока его действия. При этом представитель нанимателя должен предупредить гражданского служащего в письменной форме о расторжении срочного служебного контракта не позднее, чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.

Другим основанием прекращения служебного контракта является расторжение по инициативе гражданского служащего. В строго определенных законом случаях служебный контракт может расторгаться и по инициативе представителя нанимателя.

В случае перевода гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида служебный контракт с ним прекращается по соответствующему основанию, а на новом месте службы заключается новый контракт. В частности, такой перевод может иметь место при сокращении должностей гражданской службы или ликвидации государственного органа, когда соответствующему гражданскому служащему может быть предложена иная должность гражданской службы, в том числе и в другом государственном органе. Впрочем, такой перевод возможен и в любом другом случае, когда имеется выраженное в письменной форме согласие сторон.

Прекращение служебного контракта может иметь место в связи с сокращением должностей гражданской службы или ликвидации государственного органа. Вместе с тем указанные обстоятельства не всегда влекут прекращение служебных отношений с соответствующим гражданским служащим. Так, эти отношения могут быть продолжены в случае предоставления гражданскому служащему иной должности в том же или другом государственном органе, а также при направлении его на переподготовку или повышение квалификации. Хотелось бы, однако, отметить, что даже в тех случаях, когда служебные отношения с гражданским служащим продолжаются и после ликвидации государственного органа либо сокращения замещаемой им должности, служебный контракт с ним должен быть расторгнут. Замещение иной должности государственной гражданской службы таким гражданским служащим осуществляется на основе нового служебного контракта.

Условия служебного контракта могут изменяться представителем нанимателя в одностороннем порядке в случаях изменения существенных условий служебной деятельности в целом. Согласия гражданского служащего для изменения условий служебного контракта в таких случаях не требуется. Однако гражданский служащий может отказаться от продолжения службы в изменившихся условиях. В этом случае служебный контракт с ним прекращается.

Перевод на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением осуществляется согласно правилам ст. 28 данного закона. При наличии соответствующего медицинского заключения медико-социальной экспертной комиссии представитель нанимателя обязан перевести гражданского служащего на другую должность. Если гражданский служащий не согласен с переводом, а также при невозможности предоставить ему другую должность, не противопоказанную по состоянию здоровья, служебный контракт с ним прекращается.

Служебный контракт может прекращаться в связи с отказом гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом. Согласно ч. 1 ст. 28 указанного закона перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы, в том числе и перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом, допускается с письменного согласия гражданского служащего.

Вместе с тем, если гражданский служащий отказывается от перевода в другую местность вместе с государственным органом, служебный контракт с ним прекращается. Трудовое законодательство в случаях расторжения трудового соглашения в связи с отказом работника от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность предусматривает выплату выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка. Поскольку Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не устанавливает специальных правил в отношении гражданских служащих, применению подлежат указанные правила ст. 178 ТК РФ.

Служебный контракт с гражданским служащим может прекращаться по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Перечень обстоятельств, которые могут повлечь прекращение служебного контракта, закреплен в ст. 39 закона. Нужно отметить, что в отличие от аналогичной нормы ст. 83 ТК РФ обстоятельства, перечисленные в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации», не всегда влекут прекращение служебного контракта. В ряде случаев служебный контракт может не прекращаться, а приостанавливаться.

Как и трудовое законодательство, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» отдельно выделяет прекращение служебного контракта в связи с нарушением установленных действующим законодательством обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы. Необходимо отметить, что недопустимо прекращение служебного контракта по этому основанию, если такое нарушение не препятствует исполнению гражданским служащим своих должностных обязанностей. Примерный перечень таких нарушений приводится в ст. 40 закона.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закрепляет и дополнительные основания прекращения служебного контракта с гражданским служащим. Эти специальные правила закона связаны с наличием дополнительных требований, ограничений, обязательств, обусловленных спецификой государственной гражданской службы как особого вида профессиональной служебной деятельности. Так, согласно ст. 21 данного закона замещать должности государственной гражданской службы могут только граждане Российской Федерации. Поэтому утрата гражданства Российской Федерации влечет за собой прекращение служебного контракта.

Другим специальным основанием прекращения служебного контракта с гражданским служащим является несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных на государственной гражданской службе.

Ограничения, связанные с гражданской службой, перечислены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Нужно заметить, что в ряде случаев указанные выше основания повторяют нормы ст. 37, 39, 40 закона. Например, предоставление заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу в соответствии с положениями ст. 37 является основанием для расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Признание гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным, а также его осуждение к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы, согласно ст. 39 представляют собой обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта, которые являются основанием для прекращения служебного контракта.

Заметим, что помимо несоблюдения ограничений, установленных действующим законодательством в отношении гражданских, служащих, данная норма в качестве основания прекращения служебного контракта называет невыполнение обязательств, связанных с гражданской службой. Основные обязанности гражданского служащего закреплены в ст. 15 данного закона. Кроме того, ст. 18 устанавливает требования к служебному поведению гражданского служащего. Однако невыполнение указанных обязанностей или несоблюдение установленных требований само по себе не влечет расторжения служебного контракта с гражданским служащим. Неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим своих служебных обязанностей, по сути, представляет собой дисциплинарный проступок и соответственно влечет за собой применение к нему дисциплинарного взыскания. Другими словами, расторжение служебного контракта в этих случаях должно осуществляться по правилам ст. 37 данного закона.

Наконец, служебный контракт с гражданским служащим прекращается в связи с отказом от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания. При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя может либо принять решение о расторжении служебного контракта, либо предоставить гражданскому служащему ранее замещаемую должность гражданской службы. В том случае, когда гражданский служащий отказывается от замещения прежней должности, служебный контракт с ним расторгается.

Заключение

Рассмотрев эту тему я выполнила поставленную передо мной задачу о более широком рассмотрение выбранной темы.

Реализуя должностные обязанности, госслужащие реализуют и обеспечивают единство закона, государственной власти, интересов общества и его граждан.

Служебный контракт с гражданским служащим может прекращаться по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Перечень обстоятельств, которые могут повлечь прекращение служебного контракта, закреплен в ст. 39 закона. Нужно отметить, что в отличие от аналогичной нормы ст. 83 ТК РФ обстоятельства, перечисленные в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации», не всегда влекут прекращение служебного контракта. В ряде случаев служебный контракт может не прекращаться, а приостанавливаться.

Для государственной гражданской службы основным нормативным актом является Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в то же время допускается принятие других федеральных законов о государственной гражданской службе, в том числе регулирующих особенности прохождения отдельных видов государственной гражданской службы. На государственных служащих в определенной степени распространяется трудовое законодательство.

Список использованной литературы

1. Масленникова, Е.В., Пресняков, М.В., Татаринова, Л.Н., Государственная гражданская служба в Российской Федерации / под ред. Е.В. Масленникова, М.В. Пресняков, Л.Н. Татаринова. – М.: изд-во Ось-89, 2006 г. – 320 с.

2. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

3. Трудовой кодекс Российской Федерации. – М., 2002 г. (с пос лед. изм.)

4. Игнатов, В.Г., Государственная и муниципальная служба в современной России / под ред. В.Г. Игнатова. – Ростов н/Д.: изд-во СКАГС, 2004 г.-356 с.

5. Овсянко, Д.М., Государственная служба Российской Федерации / под ред. Д.М. Овсянко. – М.: 2005 г.

6. Щербаков, Ю.Н., государственная и муниципальная служба / под ред. Ю.Н. Щербаков. – Ростов н/Д.: изд-во Феникс, 2007 г. – 256 с.

Чебоксарский филиал РАНХиГС

Факультет «Управление и экономика»

Специальность/направление подготовки Государственное и муниципальное управление

Кафедра публичного администрирования

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине <Государственная и муниципальная служба >

на тему: <Основания для прекращения муниципальной службы>

Автор работы:

студент _III_ курса

заочной_ формы обучения

Яковлева Анастасия Сергеевна Подпись___________

Руководитель работы:

Кандидат исторических наук

Малышкин Александр Петрович

Оценка____________

Подпись__________

«_24_»__ноября__2015_

Чебоксары – 2017

Содержание

Введение

1. Прекращение служебного контракта

2. Прекращение служебного контракта по инициативе гражданского служащего

3. Прекращение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя

4. Отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы

5. Приостановление и прекращение служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Слово «служба» имеет в русском языке несколько значений. Так, с одной стороны, службами именуются многие органы государственной исполнительной власти, с другой – под службой понимается деятельность отдельных категорий граждан. Во втором значении службу можно обозначить как один из видов социальной общеполезной деятельности.

Служба – это профессиональная социальная деятельность, связанная с осуществлением воздействия на людей или информацию и характеризующаяся наличием правовых отношений в самом процессе труда служащего.

Государственная служба Российской Федерации является административным типом организации и должна обладать устойчивой структурой, оптимальной и эффективной системой внешних и внутренних коммуникаций, предписанным алгоритмом функционирования, выраженных в нормативных правовых актах.

Государственная служба Российской Федерации является важнейшим инструментом преобразований в системе государственного управления, в экономике, в социальной сфере. Сложность и неоднозначность происходящих изменений предполагают многомерный комплексный характер.

Общий перечень оснований прекращения служебного контракта с гражданским служащим закрепляется в ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Целью данной работы, является подробное рассмотрение выбранной темы: «Основания и последсвия прекращения гражданской службы».

Данная работа построена на изучение и рассмотрении выбранной литературы, научного и учебного характера. Работа состоит из введения, одного вопроса, заключения и списка использованной литературы.

1. Прекращение служебного контракта

Прежде всего, служебный контракт с гражданским служащим может быть, расторгнут по соглашению его сторон, т.е. гражданского служащего и представителя нанимателя. Соглашение сторон оформляется в виде отдельного документа в двух экземплярах, подписанных сторонами. В данном соглашении должна оговариваться дата увольнения, а также могут быть указаны и иные условия, согласованные сторонами.

Срочный служебный контракт может прекращаться в связи с истечением срока его действия. При этом представитель нанимателя должен предупредить гражданского служащего в письменной форме о расторжении срочного служебного контракта не позднее, чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.

Другим основанием прекращения служебного контракта является расторжение по инициативе гражданского служащего. В строго определенных законом случаях служебный контракт может расторгаться и по инициативе представителя нанимателя.

В случае перевода гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида служебный контракт с ним прекращается по соответствующему основанию, а на новом месте службы заключается новый контракт. В частности, такой перевод может иметь место при сокращении должностей гражданской службы или ликвидации государственного органа, когда соответствующему гражданскому служащему может быть предложена иная должность гражданской службы, в том числе и в другом государственном органе. Впрочем, такой перевод возможен и в любом другом случае, когда имеется выраженное в письменной форме согласие сторон.

Прекращение служебного контракта может иметь место в связи с сокращением должностей гражданской службы или ликвидации государственного органа. Вместе с тем указанные обстоятельства не всегда влекут прекращение служебных отношений с соответствующим гражданским служащим. Так, эти отношения могут быть продолжены в случае предоставления гражданскому служащему иной должности в том же или другом государственном органе, а также при направлении его на переподготовку или повышение квалификации. Хотелось бы, однако, отметить, что даже в тех случаях, когда служебные отношения с гражданским служащим продолжаются и после ликвидации государственного органа либо сокращения замещаемой им должности, служебный контракт с ним должен быть расторгнут. Замещение иной должности государственной гражданской службы таким гражданским служащим осуществляется на основе нового служебного контракта.

Условия служебного контракта могут изменяться представителем нанимателя в одностороннем порядке в случаях изменения существенных условий служебной деятельности в целом. Согласия гражданского служащего для изменения условий служебного контракта в таких случаях не требуется. Однако гражданский служащий может отказаться от продолжения службы в изменившихся условиях. В этом случае служебный контракт с ним прекращается.

Перевод на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением осуществляется согласно правилам ст. 28 данного закона. При наличии соответствующего медицинского заключения медико-социальной экспертной комиссии представитель нанимателя обязан перевести гражданского служащего на другую должность. Если гражданский служащий не согласен с переводом, а также при невозможности предоставить ему другую должность, не противопоказанную по состоянию здоровья, служебный контракт с ним прекращается.

Служебный контракт может прекращаться в связи с отказом гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом. Согласно ч. 1 ст. 28 указанного закона перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы, в том числе и перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом, допускается с письменного согласия гражданского служащего.

Вместе с тем, если гражданский служащий отказывается от перевода в другую местность вместе с государственным органом, служебный контракт с ним прекращается. Трудовое законодательство в случаях расторжения трудового соглашения в связи с отказом работника от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность предусматривает выплату выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка. Поскольку Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не устанавливает специальных правил в отношении гражданских служащих, применению подлежат указанные правила ст. 178 ТК РФ.

Служебный контракт с гражданским служащим может прекращаться по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Перечень обстоятельств, которые могут повлечь прекращение служебного контракта, закреплен в ст. 39 закона. Нужно отметить, что в отличие от аналогичной нормы ст. 83 ТК РФ обстоятельства, перечисленные в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации», не всегда влекут прекращение служебного контракта. В ряде случаев служебный контракт может не прекращаться, а приостанавливаться.

Как и трудовое законодательство, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» отдельно выделяет прекращение служебного контракта в связи с нарушением установленных действующим законодательством обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы. Необходимо отметить, что недопустимо прекращение служебного контракта по этому основанию, если такое нарушение не препятствует исполнению гражданским служащим своих должностных обязанностей. Примерный перечень таких нарушений приводится в ст. 40 закона.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закрепляет и дополнительные основания прекращения служебного контракта с гражданским служащим. Эти специальные правила закона связаны с наличием дополнительных требований, ограничений, обязательств, обусловленных спецификой государственной гражданской службы как особого вида профессиональной служебной деятельности. Так, согласно ст. 21 данного закона замещать должности государственной гражданской службы могут только граждане Российской Федерации. Поэтому утрата гражданства Российской Федерации влечет за собой прекращение служебного контракта.

Другим специальным основанием прекращения служебного контракта с гражданским служащим является несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных на государственной гражданской службе.

Ограничения, связанные с гражданской службой, перечислены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Нужно заметить, что в ряде случаев указанные выше основания повторяют нормы ст. 37, 39, 40 закона. Например, предоставление заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу в соответствии с положениями ст. 37 является основанием для расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Признание гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным, а также его осуждение к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы, согласно ст. 39 представляют собой обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта, которые являются основанием для прекращения служебного контракта.

Заметим, что помимо несоблюдения ограничений, установленных действующим законодательством в отношении гражданских, служащих, данная норма в качестве основания прекращения служебного контракта называет невыполнение обязательств, связанных с гражданской службой. Основные обязанности гражданского служащего закреплены в ст. 15 данного закона. Кроме того, ст. 18 устанавливает требования к служебному поведению гражданского служащего. Однако невыполнение указанных обязанностей или несоблюдение установленных требований само по себе не влечет расторжения служебного контракта с гражданским служащим. Неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим своих служебных обязанностей, по сути, представляет собой дисциплинарный проступок и соответственно влечет за собой применение к нему дисциплинарного взыскания. Другими словами, расторжение служебного контракта в этих случаях должно осуществляться по правилам ст. 37 данного закона.

Наконец, служебный контракт с гражданским служащим прекращается в связи с отказом от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания. При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя может либо принять решение о расторжении служебного контракта, либо предоставить гражданскому служащему ранее замещаемую должность гражданской службы. В том случае, когда гражданский служащий отказывается от замещения прежней должности, служебный контракт с ним расторгается.

Прекращение служебного контракта по инициативе гражданского служащего

Как и трудовое законодательство, Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в соответствии с принципом свободы труда предоставляет гражданскому служащему право в любое время расторгнуть служебный контракт по собственной инициативе. Необходимо отметить, что действующее законодательство предусматривает возможность расторжения по инициативе гражданского служащего как служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, так и срочного служебного контракта. Вместе с тем в некоторых случаях закон ограничивает это право. Например, согласно ст. 40 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения уголовно-исполнительной инспекции. Такое разрешение может быть выдано после проверки обоснованности причин увольнения. Определенные сложности представляет расторжение по инициативе гражданского служащего служебного контракта, заключенного с лицом, проходившим обучение на основе договора с обязательством последующего прохождения гражданской службы в течение определенного срока. В данном случае гражданский служащий также может в любой момент расторгнуть служебный контракт по собственной инициативе, однако представитель нанимателя вправе требовать через суд возмещения затрат на его обучение.

При расторжении служебного контракта по инициативе гражданского служащего последний обязан предупредить об этом представителя нанимателя за две недели до увольнения. Срок предупреждения исчисляется со следующего дня после подачи заявления об увольнении. Согласно правилам исчисления сроков, предусмотренным ст. 14 ТК РФ, если последний день срока предупреждения приходится на нерабочий день, то днем его окончания считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Предупреждение за две недели необходимо для того, чтобы представитель нанимателя смог своевременно найти замену увольняющемуся гражданскому служащему. В этой связи необходимо отметить, что гражданский служащий вправе предупредить представителя нанимателя о желании расторгнуть служебный контракт и в тот период времени, когда он фактически не исполняет свои служебные обязанности: во время отпуска, временной нетрудоспособности и в другие периоды отсутствия на работе. Такое предупреждение должно быть сделано в письменной форме. В заявлении об увольнении необходимо указать конкретные причины увольнения. Так, например, Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» разграничивает уважительные и неуважительные причины увольнения по собственному желанию. К расторжению трудового договора по уважительным причинам, в частности, могут относиться увольнение:

в связи с переездом на новое место жительства в другую местность;

в связи с болезнью, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности;

в связи с необходимостью ухода за инвалидами I группы или больными членами семьи;

в связи с нарушением работодателем коллективного или трудового договора;

в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений;

в случае увольнения женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет.

При увольнении по собственному желанию в отсутствие уважительных причин указанный закон предусматривает выплату пособия по безработице в меньшем размере. Указанные причины увольнения по собственному желанию вносятся в трудовую книжку и отмечаются в приказе об увольнении.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как и Трудовой кодекс, предусматривает возможность расторжения служебного контракта по инициативе гражданского служащего и без предупреждения об этом представителя нанимателя за две недели. Такой порядок увольнения по собственному желанию допускается, во-первых, при невозможности продолжения им исполнения должностных обязанностей и прохождения гражданской службы и, во-вторых, в случае нарушения представителем нанимателя законов, иных нормативных правовых актов и служебного контракта. Под обстоятельствами, влекущими невозможность продолжения гражданской службы по прямому указанию закона, следует понимать, например, зачисление в образовательное учреждение, выход на пенсию, переход на замещение выборной должности. Данный перечень по смыслу закона не является исчерпывающим, т.е. в каждом отдельном случае соответствующие обстоятельства должны оцениваться индивидуально, применительно к конкретной ситуации. При наличии подобных обстоятельств служебный контракт должен быть, расторгнут в те сроки, которые указаны в заявлении гражданского служащего об увольнении.

По соглашению сторон расторжение служебного контракта возможно и до истечения двух недель. Однако в одностороннем порядке ни гражданский служащий, ни представитель нанимателя не могут сократить этот срок. Невыход гражданского служащего на службу до истечения двухнедельного срока предупреждения может рассматриваться как прогул с последующим увольнением по подп. а п. 3 ч. 1 ст. 37 данного закона. Увольнение гражданского служащего представителем нанимателя до истечения срока предупреждения может быть признано судом незаконным, а гражданский служащий восстановлен в должности с оплатой вынужденного прогула. Это связано с тем, что до истечения двух недель гражданский служащий может в любое время отозвать свое заявление об увольнении. В этом случае представитель нанимателя не вправе освободить такого гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы, если на его должность не приглашен другой гражданский служащий или гражданин. Формулировка данной нормы в значительной степени отличается от аналогичных положений Трудового кодекса РФ. Согласно ст. 80 ТК РФ работник не может отозвать заявление об увольнении, только когда на его место приглашен гражданин, которому нельзя отказать в приеме на работу.

По истечении срока предупреждения о расторжении служебного контракта гражданский служащий имеет право прекратить исполнение должностных обязанностей даже при отсутствии соответствующего приказа об освобождении от замещаемой должности и увольнении с гражданской службы. В последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя обязан выдать ему трудовую книжку и другие документы, а также произвести с ним окончательный расчет. При этом днем увольнения гражданского служащего будет считаться день выдачи ему трудовой книжки.

Правила ведения и выдачи трудовых книжек закреплены в постановлении Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 «О трудовых книжках». При увольнении все записи, внесенные в трудовую книжку за время работы в данной организации, заверяются подписью лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью организации и подписью самого работника. За задержку выдачи трудовой книжки представитель нанимателя несет материальную ответственность перед гражданским служащим по правилам трудового законодательства. Так, согласно ст. 234 Трудового кодекса РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате задержки по его вине выдачи трудовой книжки. Днем увольнения в этом случае будет день выдачи трудовой книжки. О новом дне увольнения издается приказ (распоряжение) работодателя, а также вносится запись в трудовую книжку. Ранее внесенная запись о дне увольнения признается недействительной. В соответствии с положениями ст. 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» данное правило подлежит применению и к регулированию труда гражданского служащего. Вместе с тем, если в день увольнения выдать трудовую книжку невозможно в связи с отсутствием гражданского служащего, либо его отказом от получения трудовой книжки на руки, представитель нанимателя направляет ему уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой, либо дать согласие на отправление ее по почте. Со дня направления уведомления представитель нанимателя освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки.

Помимо трудовой книжки в числе документов, которые представитель нанимателя обязан выдать гражданскому служащему в день увольнения, закон называет документы, связанные с пенсионным обеспечением. Согласно ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в день увольнения застрахованного лица страхователь обязан передать застрахованному лицу сведения, связанные с пенсионным обеспечением. К ним, в частности, относятся суммы заработка, на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионною страхования, суммы начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования и т.п.

Наши рекомендации