Меры поощрения и стимулирования деятельности государственных и муниципальных служащих.
За успешное и добросовестное исполнение государственными и муниципальными служащими своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности к ним применяются различные виды поощрений и стимулирования, основания, условия и порядок применения которых устанавливаются федеральным и законодательством субъектов Федерации. Гос награды РФ — высшая форма поощрения граждан (и любых служащих в том числе) за выдающиеся заслуги в защите Отечества, гос.строительстве, эк-ке, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед гос-вом. В соответствии с Положением о гос наградах РФ,гос.наградами РФ являются: звание Героя РФ, ордена, медали, знаки отличия РФ; почетные звания РФ. Ходатайства о награждении гос наградами возбуждаются в коллективах предприятий, учреждений, организаций любых форм собственности, а также органами МСУ. Для проведения общественной оценки материалов о награждении гос наградами и обеспечения объективного подхода к поощрению при Президенте РФ действует специальная Комиссия по гос наградам. Для поощрения служащих за высокое профессиональное мастерство установлены многочисленные почетные звания РФ, например, «Заслуженный юрист РФ», «Заслуженный сотрудник органов внутренних дел РФ» и многие другие. Политика применения всех мер поощрения гос и муниципальных служащих направлена в целом на то, чтобы поощрять служащего за конкретные достижения и высокие показатели, а не просто за хорошую работу.
36. Дисциплинарная ответственность государственных служащих: понятие, виды дисциплинарной ответственности, меры дисциплинарных взысканий.
Существует два аспекта ответственности как социальной категории: позитивный, когда ответственность рассматривается в качестве внутреннего регулятора поведения личности в связи с долгом, обязанностью (ответственность служащего человека перед самим собой, своей собственной совестью), и негативный (ретроспективный), когда ответственность рассматривается под углом зрения отрицательной оценки содеянного со стороны населения, коллектива, общ-ва и гос-ва, как реакция общ-ва на нарушение его интересов и установленных правил, как применение санкций за нарушение существующих правовых норм. Это юрид.ответственность личности перед общ-вом и гос-вом, потому что всякое общество ограждает себя от всевозможных посягательств с помощью ответственности. Юр.ответственность как один из видов соц.ответственности выражается в осуждении противоправного поведения лица со стороны общ-ва и гос-ва, заключающегося в причинении виновному лицу отрицательных последствий материального или морального характера, в применении санкций за правонарушения. Дисциплинарная ответственность служащих наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок). Дисциплинарная ответственность служащих применяется в рамках их служебных взаимоотношений вышестоящим по подчиненности органом или должностным лицом и дифференцируется на несколько разновидностей по государственным и муниципальным должностям и видам гос.деятельности (отраслевым разновидностям службы).Совершивший должностной проступок гос.служащий м.б.временно (не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением принимавшего его на службу руководителя. Порядок или процедура дисциплинарного производства един для всех групп и категорий служащих. Основанием привлечения к дисциплинарной ответственности любого служащего служит дисциплинарный проступок, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей службы и (или) трудовой дисциплины.
37.Дисциплинарное пр-во(по ФЗ о гос.гражданской службе РФ)
Служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка гос.органа и должностного регламента. За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание;выговор;предупреждение о неполном должностном соответствии;освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее 6 месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее 2 лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уг.делу. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение 5 дней со дня издания соответствующего акта. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию гос.органа по служебным спорам или в суд.Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя. При освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.
38.Ограничения и запреты для гос.служащих(по ФЗ «О гос.гражд.службе»).
Гос.служащему запрещено: 1.Заниматься другой оплачиваемой деятельностью,кроме педагогической, научной и иной творческой деят-ти. 2.быть депутатом законодательного органа РФ или субъектов,органов МСУ. 3.Заниматься предпринимат.деятельностью. 4.Состоять членом органа управления коммерческой орг-цией,если иное не предусмотрено ФЗ ему не м.б.поручено участие в упр-ии этой орг-цией. 5.Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в госоргане,в котором он работает либо который подчинен или подконтролен ему. 6.Исп-ть в неслужебных целях средства обеспечения,другое имущ-во и инф-цию. 7.Получать гонорары за публикации и выступления в кач-ве служащего. 8.Получать вознаграждение,связанное с исполнением должностных обязанностей,и после выхода на пенсию. 9.Принимать без разрешения руководства РФ награды,звания зарубежных стран,международных и иностр.орг-ций. 10.Выезжать в служебные командировки за границу за чужой счет,за исключением осуществляемых в соответствии с договорами и договоренностями РФ. 11.принимать участие в забастовках. 12.Исп-ть служебное положение в интересах полит.партий, общественных,религиозных объединений,за искл.проф.союзов.
39.Меры применяемые в целях профилактики и противодействия коррупции в с-ме гос.службы(по ФЗ от 25.12.08г. «О противодействии коррупции»)
Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; 2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов; 3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение гос или муниципальных должностей и должностей гос. или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами; 4) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность гос или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, с замещаемой должности гос или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юр.ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; 5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов гос.власти, органов гос.власти субъектов РФ, органов МСУ правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение гос или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении; 6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства РФ о противодействии коррупции.
Основными направлениями деятельности гос.органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются: 1) проведение единой гос.политики в области противодействия коррупции; 2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных гос.органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; 3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение гос и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению; 4) совершенствование системы и структуры гос.органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью; 5) введение антикоррупционных стандартов; 6) унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для гос.служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности РФ; 7) обеспечение доступа граждан к инф-ции о деятельности федеральных органов гос.власти, органов гос.власти субъектов РФ и органов МСУ; 8) обеспечение независимости СМИ; 9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность; 10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; 11) совершенствование порядка прохождения гос и муниципальной службы; 12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для гос или муниципальных нужд; 13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области эк-кой деятельности; 14) совершенствование порядка использования гос и муниципального имущества, ресурсов, а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения; 15) повышение уровня оплаты труда и соц защищенности гос и муниципальных служащих; 16) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с ПО и со спец.службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных гос-в и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом; 17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юр лиц; 18) передача части функций гос.органов саморегулируемым организациям, а также иным негос.организациям; 19) сокращение численности гос и муниципальных служащих с одновременным привлечением на гос и муниципальную службу квалифицированных специалистов; 20) повышение ответственности федеральных органов госвласти, органов гос.власти субъектов РФ, органов МСУ и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции; 21) оптимизация и конкретизация полномочий гос.органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.
40.основания и порядок прекращения служ.полномочий по ФЗ «О гос.гражд.службе РФ» и др.законодательству.
Гос.служба прекращается при увольнении госслужащего,в т.ч.в связи с выходом на пенсию. Сведения о прохождении гр-ном госслужбы содержатся в его личном деле,кот.постоянно за ним следует. Прекращение гос.службы происходит:а)по личному заявлению гос.служащего.б)по инициативе руководителя,по решению коллегиального органа(пр-ва и др), в)по иным установленным з-ном основаниям. Допускается продление службы для занимающих высшие, главные и ведущие гос.должности. Увольнение м.б.осуществлено по инициативе руководителя в случаях:1.достижения служащим предельного возраста(65л), 2.прекращения гражданства. 3.несоответствия гражданского служащего замещаемой должности. 4.неоднократного неисполнения без уважит.причин должностных обязанностей,если госслужащий имеет дисциплинарное взыскание. 5.однократного грубого нарушения должностных обязанностей. 6.совершения виновных действий гражданским служащим,непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основания для утраты доверия со стороны нанимателя. 7.принятия гражданским служащим,замещающим должность гражд.службы категории «руководители»,необоснованного решения, повлекшего нарушение сохранности имущ-ва,его неправомерное использование. 8.в иных случаях предусмотренных ст.37 ФЗ «о гос гражданской службе РФ»
41.Понятие и виды форм управленческой деят-ти субъектов исполнит.власти.
В адм-правовой науке под формами упр-ия чаще всего понимаются «виды действий органов управления с точки зрения их внешнего выражения», «внешнее практическое выражение конкретных действий, совершаемых органами государственного управления...» Различают правовые и неправовые формы осуществления исполнит.власти. Правовой считается деятельность, которая непосредственно влечет определенные правовые последствия и осущ-ся на основе довольно полного юр.оформления. Среди правовых форм выделяются: 1.принятие правовых актов (решений); 2) заключение договоров; 3) совершение иных юридически значимых действий.Для достижения стоящих перед ними задач субъекты исполнит.власти издают огромное число правовых актов. С их помощью устанавливаются новые юр.нормы, изменяются или отменяются старые, формируются новые правоотношения, изменяются, прекращаются ранее действовавшие. Неправовыми формами деятельности исполнит.власти считаются организационные действия и материально-технические операции. Они тоже осуществляются в рамках действующего законодательства, но часто такая деятельность правом регламентируется лишь в общем. Главная же их особенность состоит в том, что эти действия непосредственно юр.последствий не влекут. Чаще всего встречаются такие организационные действия, как проведение совещаний, обсуждений, проверок, распространение передового опыта, разработка прогнозов, программ, методических рекомендаций, осуществление бухгалтерского и статистического учета, организация демонстраций, пресс-конференций, встреч с трудовыми коллективами, представителями общественных объединений. Выполнение материально-технических операций связано с делопроизводством, обработкой информации, разнообразными измерениями. Эффективность функционирования исполнительной власти в немалой степени зависит от умелого сочетания разных форм деятельности.
42.Орг-ция и компетенция ФСКН(по ФЗ от 8.01.98г «О наркотических и психотропных веществах» и Положению о ФСКН от 28.07.04г).
В целях осуществления гос политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту Президент РФ или Правительство РФ уполномочивает специально образованные федеральные органы или иные федеральные органы исполнительной власти на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту. Контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения осуществляется специальными комиссиями, создаваемыми в соответствии с порядком, установленным федеральным орган
Проведение мероприятий, связанных с осуществлением на территории субъекта РФ контроля за хранением, перевозкой или пересылкой наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, возлагается на органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы внутренних дел, таможенные органы и органы ФСБ.
43.Производство по обращениям граждан(по ГПК, ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»).
адм-правовые нормы регулируют порядок рассмотрения и разрешения обращений граждан во всевозможные органы публичной власти и орг-ции в связи и по поводу реализации своих прав и свобод. Граждане РФ, говорится в ст. 33 Конст РФ, имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в гос.органы и органы МСУ. Будучи одним из основных конституционных прав граждан, эти обращения одновременно являются важнейшей организационно-правовой гарантией защиты всех других прав и законных интересов граждан, а также служат одной из форм их участия в управлении всеми делами общ-ва и гос-ва. Порядок рассмотрения обращений граждан установлен ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Основными юридически значимыми формами устных и письменных обращений граждан являются их предложения, заявления и жалобы. Предложения — обращения граждан, содержащие их мнения и рекомендации, направленные на улучшение деятельности гос и муниципальных органов и организаций. Заявления — обращения граждан к полномочным органам и должностным лицам по поводу реализации своих прав, свобод и законных интересов. Жалобы — обращения граждан к полномочным органам и должностным лицам с требованием о восстановлении нарушенных прав, свобод и законных интересов. Предложения, заявления и жалобы подаются гражданами в те органы гос.власти, МСУ или тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится разрешение данного вопроса. Если поставленные в обращении гражданина вопросы не относятся к ведению получившего их органа или должностного лица, то последние не позднее чем в пятидневный срок направляют их по принадлежности, письменно извещая об этом автора обращения. Обращение гражданина считается разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, по ним приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы.
В соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться с жалобой к вышестоящему в порядке подчиненности гос.органу, органу МСУ, должностному лицу,кот. обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок, а если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, то он вправе по своему усмотрению обратиться с жалобой в суд.