Вопрос. Соотношение понятий руководитель организации и единоличный исполнительный орган.
В соответствии с положениями ст. 53 ГК юридические лица приобретают гражданские права и принимают на себя гражданские обязанности через свои органы. Из определения, содержащегося в комментируемой статье, руководитель организации относится к числу таких органов.
Термин "руководитель" является обобщающим и применительно к конкретному виду организации может заменяться иными терминами (например, "директор", "генеральный директор", "ректор", "президент", "председатель правления"). Множественность применяемой в законодательстве терминологии отчасти обусловливается многообразием организационно-правовых форм и форм собственности юридических лиц (коммерческих, некоммерческих организаций, государственн государственных унитарных предприятий, общественных объединений, учреждений и др.).
В соответствии с ч. 1 ст. 273 ТК РФ руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
Следовательно, законодатель охарактеризовал правовое положение руководителя, во-первых, как работника, выполняющего особую трудовую функцию, в том числе по руководству организацией (в отличие от обычного наемного работника), и, во-вторых, как лица, наделенного определенными распорядительными полномочиями по реализации компетенции юридического лица.
На практике руководитель организации как ее единоличный исполнительный орган может называться: директор, генеральный директор, исполнительный директор, президент компании и т.д. В ТК РФ указано как общее понятие - руководитель организации. Этот руководитель представляет интересы организации, совершает сделки и т.п. Внутри организации руководитель представляет работодателя в трудовых отношениях с работниками, организует процесс труда, осуществляет подбор и расстановку кадров, утверждает штатное расписание и структуру организации, заключает трудовые и коллективный договоры, проводит иные организационно-управленческие действия.
В ТК РФ определено, что положения Кодекса распространяются на руководителей организаций любых организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением двух случаев. Если руководитель организации является единственным участником (учредителем, членом организации), собственником ее имущества либо управление организацией осуществляется другим юридическим лицом (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим) (по договору с ним), то на этих лиц трудовое законодательство не распространяется, так как ч. 2 ст. 273 ТК РФ прямо предусматривает такое исключение.
Права и обязанности работодателя и действующего от его имени руководителя (ч. 4 ст. 20 ТК РФ) в общем виде определяются ст. 22 ТК РФ. Вместе с тем перед работодателем руководитель организации выступает как работник (сторона трудового договора) и на него распространяется действие ст. 21 ТК РФ, определяющей права и обязанности работника. В связи с этим права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются ТК РФ и могут быть конкретизированы и дополнены другими федеральными законами, подзаконными актами РФ, а также законами и иными актами субъектов РФ, учредительными документами организации, локальными нормативными актами.
Положения гл. 43 ТК в равной степени распространяются на регулирование труда всех руководителей. Однако из приведенного правила есть исключения. Так, нормы гл. 43 ТК не распространяются на руководителей, являющихся единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества. В основе такого законодательного решения лежит невозможность заключения договора с самим собой. Управление организацией в этом случае осуществляется непосредственно на основании имеющегося права собственности, которое включает правомочия распоряжения и пользования, элементом которых, в свою очередь, является управление. Единственный участник общества в данной ситуации должен своим решением (соответствующим образом документально оформленным) возложить на себя функции единоличного исполнительного органа. Управленческая деятельность в этом случае может осуществляться без заключения какого-либо договора, в том числе и трудового. Следовательно, распространение трудового законодательства на отношения такого участника с учрежденной им организацией становится бессмысленным.
Положения гл. 43 ТК неприменимы в случае передачи управления организацией по договору другой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). В этой ситуации управление осуществляется на основании гражданско-правового договора доверительного управления и отношения по управлению организацией регулируются положениями гл. 53 ГК.
Суммируя особенности регулирования труда руководителя организации, установленные в гл. 43 ТК РФ, необходимо отметить следующее: трудовой договор с руководителем заключается на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон; заключению трудового договора с руководителем могут предшествовать процедуры, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации (конкурс, избрание, выборы, назначение на должность и т.д.); установлены ограничения в работе руководителей на оплачиваемых должностях в других организациях по совместительству; предусмотрен запрет на вхождение в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации; установлена полная материальная ответственность руководителя за прямой действительный ущерб, причиненный организации; предусмотрены дополнительные основания для расторжения трудового договора и др.
Назначение, избрание, утверждение физического лица в качестве руководителя осуществляются полномочным органом. При заключении трудового договора с руководителем стороной в этом договоре является организация, которая с момента регистрации выступает как юридическое лицо, обладающее трудовой правосубъектностью.
Руководители организаций и являются теми лицами, которые по договору исполняют функции органа юридического лица, реализуя от его имени гражданские права и обязанности.
В настоящее время в различных организациях руководители называются по-разному в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица, терминологии учредительных документов и др. Так, ГК РФ оперирует категорией "орган юридического лица" (ст. 53) и "единоличный исполнительный орган" (ст. ст. 91 и 103).
Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации" говорит о "председателе правления потребительского общества" (ст. 16). К числу органов управления сельскохозяйственным кооперативом Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" относит "председателя кооператива" (ст. 19).
В соответствии со ст. 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" руководство текущей деятельностью общества осуществляется "единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором)" или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией).
Статья 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" устанавливает, что единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и др.) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества.
Управление деятельностью народного предприятия может осуществлять генеральный директор народного предприятия (ст. 13 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)").
Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией (ст. 30 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации (ст. 26 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Как правило, приему на работу руководителя государственного унитарного предприятия предшествует прохождение конкурса. Основным законом, которым регулируется правовое положение государственного и муниципального унитарного предприятия, является Закон об унитарных предприятиях. Согласно п. 1 ст. 21 данного Закона единоличным исполнительным органом унитарного предприятия является руководитель этого предприятия. Он назначается собственником имущества унитарного предприятия.
В целом руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений собственника имущества этого предприятия. Он полностью подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия и обязан отчитываться о деятельности предприятия в порядке и в сроки, им (собственником) определенные.
Однако на руководителя такого предприятия наложены некоторые ограничения. Они установлены п. 2 ст. 21 Закона об унитарных предприятиях. Руководитель унитарного предприятия не вправе:
- быть учредителем (участником) юридического лица;
- занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
- заниматься предпринимательской деятельностью;
- быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя;
- принимать участие в забастовках.
В корпоративных организациях руководитель может быть принят на работу по конкурсу, если это предусмотрено уставом. В других случаях руководитель принимается на работу по трудовому договору, заключаемому с ним собственником имущества этой организации или лицом (органом), уполномоченным собственником на заключение трудового договора.
Если предусмотрено законом, то руководитель, например, акционерного общества избирается на должность общим собранием акционеров или советом директоров в зависимости от того, как это установлено в уставе общества.
3 вопрос. Порядок избрания директора (генерального директора акционерного общества)
В соответствии со ст. 69 Закона об АО руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров.
Образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий осуществляются по решению общего собрания акционеров, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Договор от имени общества подписывается председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным советом директоров (наблюдательным советом) общества.
По общему правилу образование единоличного исполнительного органа общества осуществляется по решению общего собрания акционеров.
Порядок принятия решения общего собрания акционеров установлен статьей 49 Закона об АО. В соответствии с данной нормой решение общего собрания акционеров по вопросу, поставленному на голосование, принимается большинством голосов акционеров - владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в собрании, если для принятия решения настоящим Федеральным законом не установлено иное.
В случаях, предусмотренных Уставом АО образование единоличного исполнительного органа может быть отнесено к компетенции совета директоров общества. В соответствии со ст. 68 Закона об АО Решения на заседании совета директоров (наблюдательного совета) общества принимаются большинством голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, принимающих участие в заседании, если настоящим Федеральным законом, уставом общества или его внутренним документом, определяющим порядок созыва и проведения заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, не предусмотрено большее число голосов для принятия соответствующих решений.
Передача права голоса членом совета директоров (наблюдательного совета) общества иному лицу, в том числе другому члену совета директоров (наблюдательного совета) общества, не допускается.
При решении вопросов на заседании совета директоров (наблюдательного совета) общества каждый член совета директоров (наблюдательного совета) общества обладает одним голосом. Уставом общества может быть предусмотрено право решающего голоса председателя совета директоров (наблюдательного совета) общества при принятии советом директоров (наблюдательным советом) общества решений в случае равенства голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Кроме того, в 2009 году были внесены изменения для создания механизма разрешения ситуаций, когда совет директоров акционерного общества не может принять решения, необходимые для нормальной деятельности общества. С целью устранения таких ситуаций предусмотрена передача отдельных вопросов, входящих в компетенцию совета директоров, на рассмотрение общего собрания акционеров, если совет директоров не может их решить своевременно. Это происходит при одновременном выполнении следующих условий:
а) уставом общества решение вопроса об образовании единоличного исполнительного органа общества или о досрочном прекращении его полномочий отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества и определенный уставом общества кворум для проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества составляет более чем половину от числа избранных членов совета директоров (наблюдательного совета) общества и (или) для решения указанного вопроса в соответствии с уставом общества или внутренним документом, определяющим порядок созыва и проведения заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, необходимо большее число голосов, чем простое большинство голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, принимающих участие в таком заседании
б) решение по вопросу об образовании единоличного исполнительного органа общества не принято советом директоров (наблюдательным советом) общества на двух проведенных подряд заседаниях либо в течение двух месяцев с даты прекращения или истечения срока действия полномочий ранее образованного единоличного исполнительного органа общества.
4. Назначение на должность директора федерального государственного унитарного предприятия;
Порядок назначения на должность руководителей федеральных государственных унитарных предприятий определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2000 N 234 ''О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий''.
В соответствии с «Положением о проведении конкурса на замещение должности руководителя государственного унитарного предприятия» (далее - Положение), назначение руководителей подведомственных ФГУП осуществляется решением федерального органа исполнительной власти.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный назначать на должность руководителя ФГУП, образует комиссию по проведению конкурса и утверждает ее состав. Также он организует публикацию подготовленного комиссией информационного сообщения о проведении конкурса, принимает заявки от претендентов и ведет их учет, проверяет правильность оформления заявок и прилагаемых к ним документов, передает в комиссию по окончании срока приема поступившие заявки с прилагаемыми к ним документами, и утверждает перечень вопросов для тестовых испытаний претендентов.
Комиссия, создаваемая федеральным органом исполнительной власти состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Согласно Положению, в состав комиссии должен включаться представитель Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (ФАУГИ) с правом решающего голоса. Опционально в состав комиссии может быть включен полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе, на территории которого находится унитарное предприятие. Если речь идет о ФГУП оборонной сферы, в составе комиссии должен быть представитель Министерства обороны РФ и член Военно-промышленной комиссии РФ. В состав комиссии также могут быть включены эксперты с правом совещательного голоса
Решения комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии с правом решающего голоса. Необходимый для принятия решения кворум - не менее половины ее членов с правом решающего голоса. При равенстве голосов принимается решение, за которое голосовал председательствующий на заседании. Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписываются присутствующими на заседании членами комиссии, имеющими право решающего голоса.
Положением предусмотрена обязательная публикация информационного сообщения о проведении конкурса, которое должно быть опубликовано не позднее, чем за 30 дней до объявленной даты проведения конкурса. В сообщении должно быть указано наименование, основные характеристики и сведения о местонахождении предприятия, требования, предъявляемые к претенденту на замещение должности руководителя предприятия, время начала и окончания приема заявок, адрес места приема заявок и документов, перечень документов, подаваемых претендентами для участия в конкурсе, и требования к их оформлению, дата, время и место проведения конкурса с указанием времени начала работы конкурсной комиссии и подведения итогов конкурса, контакты и местонахождение комиссии, порядок определения победителя, способ уведомления участников конкурса и его победителя об итогах конкурса, основные условия трудового договора.
С момента начала приема заявок комиссия должна предоставить каждому претенденту возможность ознакомления с условиями трудового договора, общими сведениями и основными показателями деятельности предприятия.
К участию в конкурсе допускаются физические лица, имеющие высшее образование, опыт работы в сфере деятельности предприятия, опыт работы на руководящей должности, как правило, не менее года, и отвечающие требованиям, предъявляемым к кандидатуре руководителя данного предприятия.
Перечень документов, которые должны предоставить претенденты, установлен в п.10 Положения. Он не исчерпывающий, дополнительные документы могут быть предусмотрены в информационном сообщении об объявлении конкурса.
Обязательное условие приема заявок и документов от претендентов – они должны быть предоставлены до истечения срока приема заявок, указанного в информационном сообщении.
Претендент не допускается к участию в конкурсе в случае, если он не предоставил необходимые документы, или предоставлен неверно оформленные документы, или документы, не соответствующие условиям конкурса.
Сам конкурс проводится в два этапа. Первый этап заключается в проведении письменных тестовых испытаний, направленных на проверку знаний участников конкурса. Перечень вопросов для теста определяется комиссией, минимальное количество вопросов – 50. Условия успешного прохождения теста также устанавливаются комиссией, но при этом Положением императивно установлено, что количество неправильных ответов не может быть более 25 процентов от общего числа вопросов.
На втором этапе рассматриваются предложения претендентов по программе деятельности предприятия. Комиссия вскрывает запечатанные конверты и определяет наилучшую программу деятельности предприятия из числа предложенных участниками конкурса.
Победителем конкурса признается участник, успешно прошедший тестовые испытания и предложивший, по мнению комиссии, наилучшую программу деятельности предприятия. Федеральный орган исполнительной власти в установленном порядке заключает с победителем трудовой договор в месячный срок со дня определения победителя конкурса.