Военное положение как особый административно-правовой режим
В период, когда государство находится в состоянии войны и отражает агрессию либо находится перед лицом реальной агрессии, прежний (мирный) уклад жизнедеятельности государства и общества не в состоянии обеспечить организацию эффективного отпора агрессору либо предотвратить агрессию. Безусловно, в этих условиях необходим иной, более эффективный режим деятельности государства и общества, при котором государство способно к вооруженной защите. Такой режим возможен при введении военного положения, которое можно охарактеризовать как временную организацию государства и общества, максимально адаптированную для отражения агрессии.
Военное положение– особый правовой режим регулирования общественных отношений, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.
В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и законодательством агрессией признается применение вооруженной силы иностранным государством или группой государств против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации. При этом актами агрессии считаются: вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию Российской Федерации; военная оккупация территории Российской Федерации как результат такого вторжения или нападения, аннексия территории Российской Федерации или ее части с применением вооруженной силы; бомбардировка территории Российской Федерации или применение любого оружия; блокада портов или берегов Российской Федерации; нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска; действия иностранного государства (группы государств), позволяющие использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии; засылка иностранным государством (группой государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников. Актами агрессии могут признаваться также другие способы применения вооруженной силы иностранным государством (группой государств).
Угрозой агрессии считаются действия иностранного государства или группы государств, совершенные в нарушение Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права, и непосредственно указывающие на подготовку акта агрессии против Российской Федерации.
Военное положение на территории РФ или в отдельных ее местностях вводится Указом Президента Российской Федерации. Президент незамедлительно сообщает о введении военного положения Совету Федерации и Государственной Думе.
В Указе определяются обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения: дата и время, с которых оно начинает действовать; границы территории, охватываемой режимом военного положения. Указ Президента подлежит обнародованию по каналам радио и телевидения и официальному опубликованию. Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения утверждается Советом Федерации. Не утвержденный в установленном порядке Указ прекращает действие со следующего дня после принятия решения Советом Федерации, о чем население Российской Федерации или соответствующих местностей незамедлительно оповещается.
Режим военного положения вводится в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционном законом «О военном положении» от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ (далее – «Закон») и определяет особый порядок деятельности органов государственной власти и управления организаций, предприятий, учреждений, общественных объединений, допускающий установленные законом временные ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а так же возложения на них дополнительных обязанностей.
Закон предусматривает ограничения отдельных прав и свобод граждан на время военного положения, а также дополнительные обязанности оборонного характера граждан в условиях военного положения, которые условно возможно классифицировать по трем основным группам.
К первой группе таких ограничений по аналогии с соответствующими положениями ст. 11, 12 ФКЗ «О чрезвычайном положении» можно отнести следующие меры:
– введение и обеспечение особого режима въезда выезда на территорию, на которой введено военное положение, а также ограничение свободы передвижения по ней;
– запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
– запрещение забастовок и иных форм приостановления или прекращения деятельности организаций;
– ограничение движения средств транспорта и осуществление их досмотра;
– установление запретов на нахождение граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток (введение комендантского часа);
– предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органам военного управления права осуществлять при необходимости проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств (с предоставлением дополнительного права, но только по основаниям, установленным федеральным законом, осуществлять задержание граждан и транспортных средств на срок до 30 суток);
– запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и медицинских препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков;
– изъятие у граждан в случаях, предусмотренных федеральными законами, оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ.
Ко второй группе временных запретов и ограничений, применяемых в условиях военного положения, с учетом особых целей военного положения по созданию условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации, отнесены такие меры, как:
– запрещение работы приемопередающих станций индивидуального пользования;
– введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами;
– интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией;
– запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории Российской Федерации;
– изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества;
– установление запретов и ограничений на выбор места пребывания либо места жительства.
Третью группу временных мер, применяемых на территории, на которой введено военное положение, исходя из требований федеральных законов «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ, «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26 февраля 1997
№ 31-ФЗ и «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ, составляют следующие возлагаемые на граждан обязанности:
– выполнение требований федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказание содействия таким органам и лицам;
– явка по вызову в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы военного управления, обеспечивающие режим военного положения, а также в военные комиссариаты, на территории которых проживают граждане;
– выполнение требований, изложенных в полученных гражданами предписаниях, повестках и распоряжениях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц;
– участие в выполнении работ для нужд обороны, в ликвидации последствий применения противником оружия, в восстановлении поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, вступление в специальные формирования;
– предоставление в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны страны имущества, находящегося в собственности граждан (с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества).
Таким образом, Законом предусмотрены приведенные выше ограничения отдельных прав граждан на время военного положения, а также дополнительные обязанности оборонного характера граждан в условиях военного положения, которые:
а) могут допускаться только в той мере, в какой это необходимо для нужд обороны страны и обеспечения безопасности государства;
б) не затрагивают основополагающих прав и свобод граждан.
В условиях военного положения определенные ограничения распространяются и на общественные объединения. В частности, приостанавливается деятельность политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации.
Поскольку режим военного положения предусматривает введение в действие чрезвычайных мер в интересах обороны государства или для обеспечения общественного порядка и государственной безопасности, связанных, в том числе, с ограничением прав и свобод граждан, полномочие Президента как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, может быть реализовано им только при агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации; возникновения вооруженных конфликтов, направленных против России.
С учетом особого правового режима военного положения оно может вводиться на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях. При определении территорий, на которых вводится военное положение, Президент России должен исходить из характера и степени интенсивности военных действий, направленных против России, а также реальности угроз суверенитету, независимости и государственной целостности Российской Федерации.
В период военного положения Президент России, реализуя полномочия Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами России, призван обеспечить четкое взаимодействие всех органов государственной власти в принятии исключительно важных оперативных решений по обеспечению обороны государства, оказанию полного содействия военному командованию в использовании сил и средств данной территории для нужд обороны, отечественное военное законодательство должно наделять его большими, в сравнении с мирным временем, полномочиями по формированию и упразднению органов исполнительной власти.
В условиях военного времени речь не идет о создании принципиально новой системы органов государственной власти Российской Федерации, отступлении от конституционных, демократических принципов взаимоотношений между ними. Президенту Российской Федерации предоставлена возможность формирования и упразднения только органов исполнительной власти, что соответствует требованиям Конституции России, которая не содержит положений, позволяющих Президенту Российской Федерации в военное время каким-либо образом приостанавливать деятельность органов законодательной и судебной властей России, и прямо запрещает роспуск Государственной Думы в период действия на всей территории Российской Федерации военного положения.
Основными направлениями деятельности главы Российского государства по формированию органов государственной власти военного времени являются:
– во-первых, передача полномочий органов исполнительной власти Российской Федерации в области обороны и безопасности в руки органов исполнительной власти на период военного времени, которыми могут являться формируемые Президентом Российской Федерации Государственный комитет обороны Российской Федерации в случае введения военного положения на всей территории России или комитет обороны в субъекте Российской Федерации в случае введения военного положения в отдельных местностях;
– во-вторых, создание указом Президента Ставки Верховного Главного Командования, которая является главным органом военного управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами на период военного времени, обеспечивающим подготовку и реализацию приказов Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами;
– в-третьих, превращение Генерального штаба Вооруженных Сил России в орган оперативного управления Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами на период военного времени;
– в-четвертых, расширение подсудности военных судов.
В соответствии с законодательством Российской Федерации состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения. Внутренние последствия объявления войны могут проявляться в следующем:
– применение Вооруженных Сил по приказу Верховного Главнокомандующего в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии;
– перевод Вооруженных Сил РФ на организацию и состав военного времени;
– создание специальных формирований военного времени;
– объявление военного положения;
– проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций на работу в условиях военного времени;
– проведение мобилизационных мероприятий по переводу экономики на режим военного времени;
– реализация военно-транспортной обязанности;
– осуществление призыва граждан на военную службу;
– установление особенностей прохождения военной службы;
– действие законодательства, рассчитанного на применение в военное время;
– усиление юридической ответственности;
– осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне;
– приостановление действия некоторых законов, рассчитанных только на мирное время, и т. д.
Конституцией Российской Федерации закреплена важнейшая обязанность каждого гражданина по защите Отечества. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в период военного положения воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и предусматривает:
1) призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
2) прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;
3) военное обучение в период военного положения и в военное время.
Военное положение – особый режим жизнедеятельности населения, осуществления хозяйственной деятельности и функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, вводимый в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.
§ 2. Деятельность органов внутренних дел
в условиях военного положения
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона РФ «О безопасности» органы внутренних дел являются силами обеспечения безопасности Российской Федерации.
Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии нарушают состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, что требует принятия специальных мер по спасению и защите населения, восстановлению нарушенного порядка и нормальных условий жизнедеятельности. В этих условиях перед органами внутренних дел возникают новые задачи, решение которых возлагается на милицию.
Как в мирное время, так и в условиях военного положения милиция выполняет задачи по обеспечению безопасности личности, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению и раскрытию преступлений; охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, оказанию помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.
Как и все федеральные органы государственной власти, вооруженные и специальные формирования милиция переводится на организацию и состав военного времени и привлекается к обеспечению правового режима военного положения, мероприятий мобилизации, гражданской и территориальной обороны.
Задачами милиции по обеспечению режима военного положения являются:
1) усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
2) эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;
3) введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;
4) изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества;
5) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
6) участие в обеспечении режима комендантского часа, проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;
7) изъятие у граждан оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций изъятие наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми веществами боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;
8) участие в мероприятиях по интернированию (изоляции) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией.
Законодательством предусмотрено привлечение милиции к проведению: мобилизационных мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке к обеспечению защиты государства и правопорядка в военное время; мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие ведения этих действий; в соответствии с п. 16 – 19 ст. 8 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, организует разработку и осуществляет комплекс мер по выполнению мобилизационных заданий и мероприятий гражданской обороны, повышению устойчивости работы органов внутренних дел и внутренних войск в условиях военного времени.
Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.
В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят: нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации; научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации; определение условий работы и подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время; проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени; подготовка и проведение мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований; разработка мобилизационных планов экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, мобилизационных планов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований; подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовка организаций к работе в период мобилизации и в военное время; проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу организаций на работу в условиях военного времени; оценка состояния мобилизационной готовности Российской Федерации; создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время; создание и подготовка специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для передачи в Вооруженные Силы Российской Федерации или использования в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации; подготовка техники, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах; создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов; создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием; подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время; создание в установленном порядке запасных пунктов управления органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций и подготовка указанных пунктов управления к работе в условиях военного времени; подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время; организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях; подготовка граждан по военно-учетным специальностям для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации и в военное время; бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях; проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов; повышение квалификации работников мобилизационных органов; международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.
Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Основными задачами в области гражданской обороны являются:
1) обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
2) оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
3) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
4) предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
5) проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
6) проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
7) первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
8) борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
9) обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
10) обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
11) восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
12) срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
13) срочное захоронение трупов в военное время;
14) разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
15) обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. Гражданская оборона организуется на территории Российской Федерации по территориально-производственному принципу. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.
В соответствии с п. 18 ст. 8 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, органы и подразделения МВД России участвуют в организации территориальной обороны Российской Федерации, организуют совместные действия с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками и воинскими формированиями по осуществлению обороны Российской Федерации.
Территориальная оборона организуется в целях защиты населения, объектов и коммуникаций на территории Российской Федерации от действий противника, диверсионных или террористических актов, а также введения и поддержания режимов чрезвычайного положения и военного положения. Территориальная оборона входит в комплекс мероприятий по обороне страны и является их важной составной частью. К общим задачам территориальной обороны относятся:
– охрана и оборона важных государственных объектов и коммуникаций;
– предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов;
– обеспечение введения и поддержания режима военного и чрезвычайного положения на территории Российской Федерации и отдельных ее местностях.
Задачи по организации и координации действия сил и применения средств при выполнении задач территориальной обороны возлагаются на Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации. Территориальная оборона осуществляется по территориальному принципу и непосредственно возлагается на военные округа. По вопросам планирования и выполнения мероприятий территориальной обороны управления военных округов через Генеральный штаб, главные и центральные управления Министерства обороны Российской Федерации взаимодействуют с федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, а также непосредственно организуют и поддерживают постоянное взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на территории военного округа.
Главное командование внутренних войск МВД России участвует в планировании и выполнении задач территориальной обороны в пределах компетенции внутренних войск; согласовывает с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации возложенные на внутренние войска задачи территориальной обороны и порядок взаимодействия с Вооруженными Силами Российской Федерации. Органы внутренних дел участвуют в планировании и обеспечивают выполнение мероприятий по территориальной обороне, обеспечивают поддержание общественного порядка.
Непосредственная реализация задач территориальной обороны возлагается на специально выделяемые силы и средства воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, имеющих воинские формирования, том числе и органы внутренних дел.
[1] Керженцев П.М. Принципы организации. Петроград: Госиздат, 1922. С.33.
[2] Там же. С. 41.
[3] Иванов Д.А., Савельев В.П., Шеманский П.В. Основы управления войсками. М.: Воениздат, 1971. С. 232.
[4] СУ РСФСР. 1922. № 33. Ст. 386.
[5] СУ РСФСР. 1923. № 77. Ст. 635.
[6] Власть Советов.1923. № 5. С. 84.
[7] Центральный государственный архив Российской Федерации. Ф. 393: оп. 6, д. 1-2, л.41; оп. 15, д. 1а, л.144; История Советской милиции, том 1. М., Академия МВД СССР, 1977 г., С.98; ЦГА, ф. 393, оп. 37, д. 42, л. 47, д. 10, л. 18.; ЦГА,
ф. 393, оп. 63, д. 66, л. 106.; ЦГА, ф. 393, оп. 37, д. 42, л. 17.
[8] ЦГА, ф. 393, оп. 83, д. 2, л. 145-146.
[9] ЦГА, ф. 393, оп. 83, д. 2, л. 145-146.
[10] Олчедай В.А. История возникновения и развития штабных аппаратов в системе органов внутренних дел // Проблемы управленческой и оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. М.: Академия МВД СССР, 1980. С. 15.
[11] Набока С.В. Становление и развитие штабной функции в органах внутренних дел. Омск, 1982. С. 34.
[12] Приказ МООП СССР № 0218 от 17.10.66 г.
[13] Приказ МВД СССР № 257 ОИУ от 6.09. 71. № 257.
[14] Вестник штабной работы. М., 1973. № 10. С. 11.
[15] Приказ МВД СССР от 11. 12. 72. № 0655.
[16] Косачев А.Н. Штаб орган межотраслевого оперативного управления // Штабная практика.1997. 34 (24). С. 67.
[17] Приказ МВД СССР от 15 июля 1989 г. № 140.
[18] Штабная практика. 1993. № 7. С. 3 – 96.
[19] Приказ МВД России «Вопросы Организационно-инспекторского департамента МВД России и непосредственно подчиненных подразделений» от 18 ноября
2004 г. № 751, приказ МВД России «Об утверждении Временного наставления по службе штабов органов внутренних дел» от 12 февраля 1997 г. № 86.
[20] Приказ МВД России «Вопросы Организационно-инспекторского департамента МВД России и непосредственно подчиненных подразделений» от 18 ноября
2004 г. № 751.
[21] Утверждено приказом МВД России «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации»
от 26 февраля 2002 г.
[22] Приказ МВД России «Вопросы Департамента обеспечения правопорядка на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации и непосредственно подчиненных подразделений» от 9 декабря 2004 г. № 828.
[23] Далее – «СОГ».
[24] Организация работы дежурных частей органов внутренних дел. М. 1995. С. 11.
[25] Должность дежурного по разбору с доставленными и задержанными вводится лишь при условии ежесуточного доставления в дежурную часть свыше 20 правонарушителей.
[26] Подробнее см: приказ МВД России «Об оргштатном и техническом обеспечении дежурных частей системы органов внутренних дел РФ и порядке представления оперативной информации» от 19 марта 2002 г.
[27]Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная. Учебник. М.: МЮИ МВД России, 2001. С.11.
[28] Согласно ст. 6 Закона РФ «О милиции» лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, не являющиеся сотрудниками милиции, а также стажеры во время испытательного срока могут привлекаться к выполнению задач милиции с момента и в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации. В этом случае на них распространяются обязанности и права, гарантии правовой и социальной защищенности сотрудников милиции.
[29] СЗ РФ. 1997. № 6. Ст. 711.
[30] ПриказМВД России от 15 июня 1994 г. № 201.
[31] ПриказМВД России от 20 апреля 1999 г. № 297.
[32] Приказ МВД России от 27 июня 2003 г. № 486.
[33] СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.
[34] СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759; 1996. № 24. Ст. 2964; 1998. № 30. Ст. 3613.
[35] Приложение 2 к приказу МВД России «Об утверждении Наставления по содержанию, охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», от 26 января
1996 г.
[36] Штатное расписание Департамента охраны общественного порядка (приложение 3 к приказу МВД России от 20 ноября 2004 г. № 766).
[37] Статья 7 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
[38] Подробнее об оборудовании помещений ИВС см. раздел 9 Наставления по содержанию, охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
[39] Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» от 21 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 30. ст. 3613.
[40] Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная. Издание второе, исправленное и дополненное. Учебник / Под ред. докт. юрид. наук, проф. А.П. Коренева. М.: Московская академия МВД России, «Щит-М». 2001. С. 52.
[41] ППС сбор. 2, т. 37. № 39087.
[42] Тарасов И. Лекция по полицейскому (административному) праву. Т. 1. Ч. 2. М., 1908. С. 139.
[43] Инструкция околоточного надзирателя Ревельской городской полиции. П.5. Рвель., 1900. С. 3.
[44] Правящая Россия. Полный сборник сведений о правах и обязанностях административных учреждений и должностных лиц Российской Империи (от Государственного Советника до сельского старосты). Часть 1. СПб., 1904.