Совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан.
Основное предназначение нормы – охрана общественного порядка в ночное время. Вопрос о временном интервале ее действия решается в различных регионах по-разному. Например, в Тюменской, Рязанской, Орловской, Ростовской, Томской, Ярославской областях ответственность наступает за нарушение тишины в период с 23.00 до 7.00 местного времени; в Ивановской, Владимирской, Брянской, Псковской, Челябинской областях – с 23.00 до 6.00; в Кемеровской, Смоленской, Новосибирской, Калининградской, Кировской областях – с 22.00 до 6.00 и т. д.
Объективная сторона может выражаться в любых действиях, нарушающих тишину и покой граждан в ночное время: громком пении, криках, брани, игре на музыкальных инструментах, строительных, ремонтных работах и т.п., если указанные действия не влекут ответственность за мелкое хулиганство.
Ответственность не наступает, если шум связан с осуществлением спасательных, ремонтно-восстановительных, других неотложных работ, связанных с обеспечением жизнедеятельности и общественной безопасности граждан, и иными подобными действиями (например, производство выстрела в целях самообороны).
Норма применяется и при наличии прямого умысла на нарушение общественного порядка, если противоправные действия не сопровождаются нецензурной бранью, оскорбительным приставанием к гражданам, уничтожением либо повреждением чужого имущества. В противном случае ответственность должна наступать по ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство).
Место совершения противоправных действий значения не имеет. Это может быть собственная квартира, подъезд, улица и т. д.
Наиболее традиционным субъектом правонарушения являются физические вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста. Однако законы целого ряда субъектов Российской Федерации – Костромской, Орловской, Новосибирской областей, Красноярского, Краснодарского краев и т. д. – не исключают возможности применения нормы в отношении должностных и юридических лиц.
Особенностью данной категории правонарушений является, как правило, наличие потерпевших и свидетелей, что способствует более эффективному установлению обстоятельств произошедшего.
Наибольшие же трудности связаны с пресечением данных правонарушений и обеспечением участия в производстве по делам об административных правонарушениях лиц, их совершивших. Так в силу отсутствия нормативной, а нередко и технической возможности проникновения в квартиру, где совершается административное правонарушение (например, железная дверь заперта, и хозяин отказывается ее открывать), нередко возникают проблемы, требующие в каждом конкретном случае принятия индивидуального тактического решения.
Азартные игры.
Согласно ст. 364 Налогового кодекса Российской Федерации под азартной игрой понимается основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора) по правилам, установленным организатором игорного заведения (организатором тотализатора).
Действующее законодательство предусматривает возможность законного осуществления азартных игр в специально оборудованных помещениях (казино, ночные клубы, залы игральных автоматов) с предварительным получением разрешение на их открытие. Между тем, незаконное проведение азартных игр в общественных местах, сопровождаемое зачастую сценами очевидного обмана, назойливого приставания к потенциальным участникам игры, подрывая нравственные устои общества, могут реально нарушать общественный порядок, а кроме того, нередко способствуют совершению различных преступлений (например, мошенничества ст. 159 УК РФ).
КоАП РФ не содержит нормы, запрещающей незаконное проведение азартных игр. Данный пробел зачастую компенсируется законами субъектов об административных правонарушениях. Так, соответствующие нормы присутствуют в законодательстве Омской, Кировской, Тульской, Рязанской, Орловской, Владимирской, Тюменской областей, республик Коми, Чувашия, Красноярского края и т. д.
Под азартными играми применительно к составу данного правонарушения следует понимать карточные игры (покер, преферанс и др.), домино, нарды и любые другие игры, осуществляемые на деньги, вещи и иные ценности, предполагающие победителя, получающего выигрыш, и проигравшего, теряющего свою ставку.
Норма не распространяется на заключение в общественном месте пари. Считается, что в отличие от пари, игра предполагает возможность игрока воздействовать на ее результаты. Например, играя в наперстки, игрок сам определяет какой наперсток ему выбрать. При пари такая возможность исключается. Обстоятельство, являющееся предметом спора в пари, наступает независимо от воли участников (например, счет футбольного матча).
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения связана лишь с нарушением общественного порядка. Если при этом нарушаются правила осуществления предпринимательской деятельности, возможна дополнительная квалификация, например, по ст. 14.1 КоАП РФ (Осуществление предпринимательской деятельности без государственного регистрации или без специального разрешения). Проведение лотереи[250] без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления влечет административную ответственность по ст. 14.27 КоАП РФ.
Незаконная организация азартных игр включает в себя широкий круг действий:
а) обеспечении участников игральными принадлежностями;
б) вовлечении в игру широкого круга лиц (рекламирование, разыгрывание сюжетов с подставными «прохожими», и др.);
в) создание благоприятных условий для игры (формирование системы своевременного оповещения игрока о появлении представителей правоохранительных органов, обеспечение личной безопасности организаторов и др.);
г) действия собственно игрока, являющегося одним из организаторов игры.
Соответственно, привлечению к административной ответственности за организацию игры в «наперсток» подлежат не только игрок, располагающий игральными принадлежностями, но и иные члены группы – «зазывалы», «поддавалы», «стремщики», «казначеи», «бойцы» и т. д.
В случае, установления в действиях привлекаемых к административной ответственности факта мошенничества, дополнительно требуется уголовно-правовая квалификация.
Наряду с незаконной организацией азартных игр административно-наказуемым в большинстве случаев является и участие в них. Соответствующие нормы содержатся в законах Кировской, Орловской, Рязанской, Тульской областей, Красноярского края и т. д. Объективная сторона правонарушения в этом случае может выражаться в даче лицом согласия на игру, во внесении материальной ставки, практическом выполнении условий игры.
Объективную сторону правонарушения могут составлять лишь действия, совершаемые в общественном месте.
Состав правонарушения является формальным, т. е. правонарушение считается оконченным с момента совершения противоправных действий.
Очевидно, что применение на практике рассматриваемой нормы связано с целым рядом трудностей. Так, в большинстве случаев правонарушители имеют четкое распределение обязанностей (в том числе и наличие системы оповещения), заранее определенную стратегию защиты. Для организации азартной игры нередко используется небольшое количество игральных принадлежностей, что позволяет оперативно избавиться от вещественных доказательств по делу. Немаловажное значение имеет неочевидный характер участия в процессе игры отдельных ее организаторов, что существенно затрудняет доказывание их причастности к правонарушению. Кроме того, важно учитывать и то, что закрепление данного правонарушения в тексте закона субъекта Российской Федерации исключает возможность применения к организатору азартных игр административного ареста. При этом максимально возможный для физического лица штраф (двадцать пять минимальных размеров оплаты труда) оказывается ниже суммы возможного выигрыша.
Учитывая изложенное, при подготовке соответствующих мероприятий особое внимание следует уделять вопросам, связанным с получением доказательств виновности указанных лиц. Создаются условия для незамедлительного осуществления необходимых административно-процессуальных действий, доставления соответствующих лиц в орган внутренних дел, выявления свидетелей и получения от них объяснений, при наличии соответствующей возможности осуществляется видеозапись правонарушения.
Изъятые в ходе пресечения административного правонарушения игральные принадлежности, а также деньги и ценности, служившие ставкой в игре, приобщаются к материалам дела в качестве вещественных доказательств. Решение об их дальнейшей судьбе принимается при рассмотрении дела об административном правонарушении в соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ. При определении законного владельца изъятых вещей используются правила, установленные гражданским законодательством.