Организация деятельности участковых уполномоченных милиции
Организационное построение службы участковых уполномоченных милиции выглядит следующим образом. В структуре Департамента охраны общественного порядка МВД России (ДООП МВД России) в составе Управления организации и координации деятельности в области охраны общественного порядка образован отдел нормативно-правового и организационного обеспечения деятельности участковых уполномоченных милиции[53].
В территориальных ОВД организацию работы участковых уполномоченных милиции осуществляет начальник горрайоргана внутренних дел, его заместитель – начальник милиции общественной безопасности, начальник отдела (отделения) по организации работы участковых уполномоченных милиции. Последний осуществляет непосредственное руководство работой участковых уполномоченных.
Штатная численность участковых уполномоченных устанавливается соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и не может быть ниже нормативов, утвержденных МВД России. Штатная численность участковых уполномоченных на режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях устанавливается Главным управлением внутренних дел на режимных объектах Службы общественной безопасности МВД России по решению органов местного самоуправления и администраций обслуживаемых объектов исходя из состояния правопорядка и общественной безопасности.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответствующих бюджетов устанавливать дополнительную численность участковых уполномоченных, а также помощников участковых уполномоченных.
Участковый уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности начальником органа внутренних дел по представлению его заместителя – начальника милиции общественной безопасности.
Должность участкового уполномоченного подлежит замещению лицами, имеющими, как правило, высшее или среднее специальное (преимущественно юридическое) образование и стаж работы в органах внутренних дел не менее двух лет, а также выпускниками образовательных учреждений МВД России.
Сотрудник, впервые принятый в органы внутренних дел на должность участкового уполномоченного, допускается к самостоятельной работе на участке после прохождения специальной подготовки, а назначенный на эту должность по окончании образовательного учреждения МВД России или переведенный из других подразделений, если он ранее не работал в этой должности – после прохождения месячной стажировки под руководством наставника (старшего участкового уполномоченного или другого наиболее опытного участкового уполномоченного).
В настоящее время в горрайорганах сложилась следующая система управления службой участковых уполномоченных. На каждые 3-4 должности участковых уполномоченных вводится должность старшего участкового уполномоченного, которая замещается лицом, способным руководить группой участковых уполномоченных и имеющим, как правило, высшее юридическое образование. За старшим участковым уполномоченным закрепляется участок с проживающим на нем населением в городах не более полутора тысяч человек, а в сельской местности – по аналогии с участковым уполномоченным.
Старший участковый уполномоченный (наряду с обслуживанием закрепленного за ним участка) организовывает работу участковых уполномоченных. Он обеспечивает их участие в проведении комплексных оперативно-разыскных и профилактических мероприятий на территории микрорайона, обслуживаемой группой участковых уполномоченных; оказывает помощь участковым уполномоченным в вопросах повышения их профессионального мастерства, подбора и организации работы внештатных сотрудников милиции, укрепления взаимодействия с общественностью, проведения индивидуальной профилактической работы с правонарушителями, рассмотрения писем и заявлений граждан, выполнения других обязанностей по службе; обобщает и оценивает результаты работы группы участковых уполномоченных по итогам за месяц, квартал, полугодие, год и докладывает их с соответствующими предложениями начальнику милиции общественной безопасности.
В целях создания и обучения резерва в штаты органов внутренних дел введены должности помощника участкового уполномоченного.
Помощник участкового уполномоченного назначается на должность и закрепляется за конкретным участковым уполномоченным и освобождается от должности приказом начальника горрайоргана внутренних дел. На помощника участкового уполномоченного в полном объеме возлагаются права и обязанности, предусмотренные Инструкцией по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, за исключением самостоятельного принятия процессуальных решений по делам и материалам о преступлениях и административных правонарушениях. Свою служебную деятельность помощник участкового уполномоченного осуществляет под непосредственным руководством участкового уполномоченного, за которым он закреплен. Численность помощников участковых уполномоченных определяется начальником органов внутренних дел и согласовывается с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Их содержание осуществляется за счет средств местного бюджета.
За участковым уполномоченным, как представителем милиции общественной безопасности, выполняющим обязанности по охране общественного порядка, профилактике правонарушений и борьбе с преступностью, на территории обслуживания, приказом начальника органа внутренних дел закрепляется административный участок, которому присваивается порядковый номер. Его размеры и границы определяются начальником органа внутренних дел по представлению начальника милиции общественной безопасности с учетом численности населения. За каждым участковым уполномоченным закрепляется для обслуживания административный участок с населением в городах не свыше 3-3,5 тысячи человек; а в сельской местности – в границах одного сельского (поселкового) административно-территориального образования, но не более 3,5 тысячи человек[54] на одного участкового уполномоченного.
Участковый уполномоченный организует свою работу на административном участке и несет персональную ответственность за обеспечение общественного порядка и общественной безопасности.
Организация работы участковых уполномоченных на административных участках включает в себя следующие элементы:
1. Прием административного участка.
2. Изучение оперативной обстановки на участке и ее анализ.
3. Планирование работы.
4. Организация взаимодействия с участковыми уполномоченными сопредельных участков, с сотрудниками структурных подразделений милиции, а также сотрудниками других правоохранительных органов и общественных формирований.
5. Организация работы с внештатными сотрудниками милиции.
6. Учет и оценка результатов работы.
7. Прием граждан, рассмотрение их жалоб, заявлений и других обращений.
Прием административного участка.
Прием участка производиться в каждом случае назначения участкового уполномоченного на должность. Это один из важных элементов организации работы участкового уполномоченного.
Прием осуществляется под контролем начальника горрайоргана и начальника милиции общественной безопасности с участием старшего участкового уполномоченного и в присутствии участкового уполномоченного, сдающего участок. При приеме участка один из руководителей органа внутренних дел знакомит вновь назначенного участкового уполномоченного с территорией, которую ему предстоит обслуживать, и сложившейся на ней оперативной обстановкой. Он показывает границы участка, представляет нового участкового уполномоченного должностным лицам местных государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и иных объектов обслуживания, знакомит с дислокацией постов и маршрутов патрулирования милицейских нарядов на участке, помогает ему наладить взаимодействие с общественными формированиями, в том числе внештатными сотрудниками милиции, подсказывает, каким образом он должен изучать население, особенности участка, как составлять план работы, оформить и вести необходимую служебную документацию.
Участковый уполномоченной, сдавший участок, знакомит каждого из своих добровольных помощников (если на то будет их согласие) с назначенным на его место новым участковым уполномоченного милиции, который может продолжать поддерживать с ними доверительные отношения и использовать их помощь в работе по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
Сотрудники уголовного розыска, паспортно-визовой службы, ГИБДД оказывают участковому уполномоченному милиции помощь при приеме участка в более детальном ознакомлении с оперативной обстановкой, овладении методами борьбы с правонарушениями по своим линиям работы, а также определяют совместно с ним порядок поддержания связи и обмена информацией.
Юридическое значение процедуры закрепления и принятия участка заключается в возложении на участкового уполномоченного всей полноты ответственности за организацию на участке охраны общественного порядка, борьбы с преступностью. Определение и пересмотр размеров и границ участков осуществляется начальником горрайоргана с таким расчетом, чтобы каждый участковый имел примерно равный объем работы. При этом берутся во внимание штатная численность участковых уполномоченных, состояние оперативной обстановки, характеристика проживающего населения, особенности территории и административного деления района, города.
О приеме участка и служебной документации делается соответствующая запись в паспорте на участок. С этого момента участковый уполномоченный, принявший участок, считается вступившим в должность.
Изучение оперативной обстановки на участке и ее анализ.
Оперативная обстановка – это фактическое состояние общественного порядка и преступности на обслуживаемом участке, обусловленное количеством и характером правонарушений, а также условий, в которых выполняет свои обязанности и задачи тот или иной орган внутренних дел и сам участковый уполномоченный.
Изучение участка и анализ складывающейся обстановки – это непрерывный процесс, в течение которого постоянно накапливается информация и расширяется представление участкового уполномоченного об особенностях обслуживаемой территории и проживающих на ней гражданах. Участковый уполномоченный должен хорошо знать местные обычаи и другие особенности населения, проживающего на обслуживаемой территории, чтобы правильно строить работу на участке.
Таким образом, выводы, сделанные участковым уполномоченным из анализа оперативной обстановки, складывающейся на участке, дают ему возможность более продуманно решать задачи по профилактике правонарушений и охране общественного порядка.
Находясь постоянно среди населения, участковый уполномоченный получает широкий спектр информации необходимой для того, чтобы хорошо знать особенности обслуживаемой территории, состав жителей, граждан, от которых можно ожидать совершения правонарушения, и т. д. По существу он в числе первых получает сигналы о случившемся происшествии, раньше других сотрудников милиции прибывает на места происшествий, поэтому его действия в огромной степени определяют успех раскрытия преступления «по горячим следам».
Для систематизации, анализа, обобщения и практического использования материалов, характеризующих оперативную обстановку на обслуживаемой территории, участковый уполномоченный заводит паспорт на участок, в котором концентрируется следующая информация:
– о приеме и сдаче участка;
– план административного участка (вставка);
– сведения, характеризующие административный участок; объекты, организации, в том числе особо важные и объекты жизнеобеспечения, предприятия, и учреждения;
– список лиц, из числа жителей участка, являющихся сотрудниками органов внутренних дел и военнослужащими, внештатными сотрудниками милиции, сведения о лицах, имеющих в личном пользовании нарезное, гладкоствольное, газовое оружие;
– список лиц, с которыми проводится профилактические мероприятия и осуществляется надзор (лица, ранее судимые, хронические алкоголики, больные наркоманией, психические больные, представляющие непосредственную опасность для себя и окружающих, несовершеннолетние правонарушители, лица, находящиеся в розыске, постоянно проживающие иностранные граждане и лица без гражданства);
– автомототранспорт, похищенный с территории органа внутренних дел;
– преступления, совершенные на административном участке.
Паспорт регистрируется в секретариате горрайорганов внутренних дел и выдается участковому уполномоченному под расписку. При переводе с данного участка, участковый уполномоченный сдает паспорт в секретариат. Паспорт хранится в металлическом шкафу (сейфе) в служебном кабинете участкового уполномоченного. Записи в паспорте ведутся четко и аккуратно. Порядок ведения паспорта проверяется руководством органа внутренних дел, о чем в нем делается соответствующая запись.
Планирование работы в деятельности участкового уполномоченного милиции.
Планирование имеет особое значение, т.к. является не только важной, но и необходимой составной частью правильной организации деятельности участкового уполномоченного. Планирование работы обусловливается многообразием и разносторонностью выполняемых участковым уполномоченным служебных обязанностей. Участковый уполномоченный работает по личному плану, составляемому в рабочей тетради на месяц, а при необходимости на каждый день с учетом намеченных горрайорганом внутренних дел плановых мероприятий и складывающейся оперативной обстановки. План утверждается начальником милиции общественной безопасности.
Главное требование, предъявляемое к плану работы – это конкретность. Он должен определять основные направления в деятельности участкового уполномоченного и предусматривать наиболее важные вопросы, имеющие значение для успешного выполнения задач по борьбе с преступностью и нарушениями общественного порядка. Планируя свою работу, участковый уполномоченный должен учитывать реальные условия и свои возможности, мероприятия планов должны иметь ясную, четкую формулировку, быть реально выполнимыми, предусматривать конкретные сроки выполнения.
Рекомендуется планировать следующие основные мероприятия:
1) по общей и индивидуальной профилактике преступлений;
2) по пресечению, раскрытию преступлений и розыску преступников, скрывшихся от дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, лиц, без вести пропавших;
3) по обеспечению общественного порядка и осуществлению административного надзора за исполнением должностными лицами и гражданами законов, постановлений и решений органов государственного управления;
4) по борьбе с детской безнадзорностью и правонарушениями среди несовершеннолетних;
5) по осуществлению административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы;
6) по обеспечению соблюдения правил паспортно-регистрационной системы и правил проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации;
7) по обеспечению соблюдения правил дорожного движения водителями транспортных средств и пешеходами;
8) по надзору за соблюдением правил лицензионно-разрешительной системы;
9) по работе с общественностью, руководству внештатными сотрудниками милиции, а также по проведению разъяснительной работы среди населения.
Распределение служебного времени участкового уполномоченного должно производиться исходя из сложившейся оперативной обстановки на административном участке и предусмотренных планом мероприятий. Условия работы и характер выполняемых задач требует, чтобы участковый уполномоченный был на участке в различное время суток – днем, вечером, а иногда и ночью.
Например, по вопросам организации охраны общественного порядка и борьбы с преступностью ему необходимо встречаться в дневное время с руководителями предприятий, учреждений, жилищно-эксплуатационных контор и домоуправлений. Разъяснительную работу среди населения, доклады, беседы, а также большинство мероприятий, связанных с взаимодействием с добровольными народными дружинами и другими силами общественности, участковый уполномоченный проводит, в основном, в вечернее время. Проверка несения службы нарядами милиции ночной смены, а также сторожами – производится в вечернее и ночное время. Таким образом, при распределении рабочего времени не следует допускать однообразия и шаблона. Каждый рабочий день должен организовываться с учетом сложившейся оперативной обстановки.
Организация взаимодействия с участковыми уполномоченными соседних участков, с сотрудниками структурных подразделений милиции и сотрудниками других правоохранительных органов и общественных формирований.
Качество и эффективность деятельности участкового уполномоченного во многом определяется его тесным взаимодействием с сотрудниками отраслевых служб ОВД.
Успех в работе участкового уполномоченного по обеспечению охраны общественного порядка и борьбы с преступностью на обслуживаемой им территории во многом зависит от правильной организации его взаимодействия с участковыми уполномоченными соседних административных участков, постовыми и патрульными милиционерами, сотрудниками паспортно-визовой службы и иными сотрудниками органов внутренних дел, а также с общественными формированиями.
Формы взаимодействия во многом зависят от того, с сотрудниками каких служб устанавливаются взаимоотношения участкового уполномоченного.
Взаимодействие осуществляется в следующих формах:
– взаимная информация об имевших место преступлениях и приметах разыскиваемых преступников;
– проведение совместных мероприятий по предупреждению, пресечению и раскрытию уголовных преступлений, выявлению и наблюдению за лицами, ведущими антиобщественный образ жизни и представляющими оперативный интерес;
– совместные обходы (рейды) обслуживаемой территории и мест возможного укрытия преступного элемента (подвалов, чердаков, сараев, строящихся и пустующих зданий и т. д.);
– совместное проведение инструктажей работников ЖЭК, управляющих домами, комендантов общежитий, дворников, сторожей, членов народных дружин, внештатных сотрудников милиции по вопросам охраны общественного порядка и борьбы с преступностью;
– информирование постовых и патрульных милиционеров об оперативной обстановке на участке в части, касающейся их службы, оказание им помощи в изучении территории и населения, личной проверке несения патрульно-постовой службы;
– своевременное получение сведений обо всех готовящихся, совершаемых и совершенных преступлениях, происшествиях и нарушениях правопорядка от работников предприятий, учреждений, членов народных дружин и общественности;
– совместное проведение разъяснительной работы среди населения по месту работы и жительства.
Организация работы с внештатными сотрудниками милиции.
Порядок подбора внештатных сотрудников милиции, их оформление и работа с ними определены Временной инструкцией по организации работы с внештатными сотрудниками милиции, утвержденной приказом МВД России от 20 ноября 1992 г. № 420. Каждый внештатный сотрудник после оформления закрепляется за конкретным участковым уполномоченным. Работа с внештатными сотрудниками организуется согласно требованиям данной Инструкции.
Участковый уполномоченный организует и направляет деятельность внештатных сотрудников милиции в деле выполнения задач по предупреждению уголовных преступлений и нарушений общественного порядка, руководит их деятельностью путем дачи им конкретных поручений, инструктирования, контроля за выполнением данных заданий, обучения их способам и методам борьбы с правонарушениями.
Учет, анализ и оценка результатов работы участковых уполномоченных милиции.
Важное значение имеет правильная организация и ведение участковым уполномоченным учета результатов своей работы. Хорошо организованный и полный учет позволяет участковому уполномоченному всесторонне проанализировать свою деятельность, более глубоко изучить оперативную обстановку на административном участке, проанализировать данные о преступлениях и нарушениях общественного порядка, их количестве, времени и месте их совершения, о лицах, совершивших правонарушения, о результатах работы в целом за тот или иной период времени, а также своевременно обнаружить слабые места в организации работы и целенаправленно планировать дальнейшие мероприятия по укреплению правопорядка на обслуживаемом участке.
Не случайно основными критериями оценки работы участкового уполномоченного являются [55]:
а) участие в охране общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
б) предупреждение преступлений и административных правонарушений;
в) раскрытие преступлений;
г) оказание помощи гражданам и должностным лицам в осуществлении их прав и законных интересов;
д) состояние законности, учетно-регистрационной и исполнительской дисциплины;
е) складывающаяся оперативная обстановка на участке и принимаемые меры по ее нормализации;
ж) привлечение граждан к участию в охране общественного порядка и установление доверительных отношений с ними.
В настоящее время ведомственные нормативные акты МВД России в качестве главных критериев оценки работы участкового уполномоченного рассматривают его авторитет, уважение со стороны населения. Результаты работы участкового уполномоченного должны оцениваться, по мнению граждан, проживающих на территории участка, по следующим данным: реальному состоянию общественного порядка на участке; личному вкладу в предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; своевременному и качественному рассмотрению обращений граждан; уровню личной исполнительской дисциплины и состоянию законности в оперативно-служебной деятельности.
С учетом названных критериев начальник ОВД, его заместитель (начальник МОБ) по результатам работы за год определяют лучшего участкового уполномоченного милиции.
Прием граждан, рассмотрение их жалоб и заявлений.
Организуя прием граждан, участковые уполномоченные обязаны проводить его в удобное для граждан время. При составлении графика приема граждан учитывается режим работы предприятий, учреждений, организаций, число и категория обращающихся на прием граждан, различные местные условия и особенности.
Организация приема граждан на административном участке позволяет более оперативно разрешать возникшие вопросы, быстро и эффективно принимать меры по предупреждению и пресечению правонарушений, а также укреплять связь с населением по месту жительства. Участковый уполномоченный должен внимательно и чутко относиться к жалобам, заявлениям, сообщениям и просьбам граждан, которые могут обращаться к нему не только в дни приема, но практически в любое время суток, своевременно принимать по ним меры и давать ответ о принятых мерах.
Участковый уполномоченный осуществляет прием граждан не реже трех раз в неделю, включая один из выходных дней. О времени приема, номере телефона и о месте расположения (адресе) места приема население извещается заблаговременно посредством объявлений в печати, личного вручения гражданам визитных карточек и другими способами.
Объявления о времени приема участкового уполномоченного должны быть вывешены в помещениях участковых пунктов милиции, а также других местах (домоуправлениях, сельских и поселковых администрациях, правлениях акционерных обществ и домах культуры), где будет проводиться прием.
Участковый уполномоченный должен строго соблюдать график приема населения, не планировать мероприятия, которые помешали бы его выполнению. Руководитель подразделения должен строго контролировать график осуществления приема граждан.
Служебный кабинет, где осуществляется прием граждан, должен быть оформлен следующим образом: обязательно наличие стендов, где имеется информация, выписки нормативно-правовых актов, регламентирующих права и обязанности граждан, а также должностных лиц, порядок обращения, рассмотрения жалоб и заявлений граждан, образцы заявлений, фамилии, имена и отчества руководителей органов внутренних дел, надзорных органов, правозащитных организаций, куда в случае несогласия граждан по факту рассмотрения их жалоб и заявлений они могли бы обратиться.
Помещение участкового пункта оснащается мебелью, инвентарем, оргтехникой, средствами связи и специальной литературой.
Во время приема граждан в служебном кабинете не должно быть посторонних предметов, негативно влияющих на сознание посетителей. Кабинет должен быть чистым, убранным. На столах нельзя оставлять служебную документацию (карточки лиц, состоящих на профилактическом учете, дела поднадзорных, заявления и объяснения граждан). Любой посетитель, находясь в служебном кабинете должен чувствовать, что находится в официальном кабинете представителя власти, в тоже время это обстоятельство не должно препятствовать его откровенности, открытости.
Выработаны следующие рекомендации по проведению приема: вся обстановка в помещении, где ведется прием, должна свидетельствовать о внимании к людям, по возможности, не заставлять посетителей долго ждать приема; вести разговор необходимо так, чтобы человек не считал вас своим недоброжелателем; во время приема не заниматься решением других вопросов, разговорами по телефону с сослуживцами, не имеющих отношения к делу, о котором ведет речь посетитель.
Важно осуществлять прием таким образом, чтобы посетители почувствовали со стороны участкового уполномоченного уважение к себе, доброжелательность, заинтересованность в разрешении волнующих их проблем, компетентности в ответах на поставленные вопросы.
Во время приема нельзя необоснованно перебивать граждан, повышать голос, вести себя высокомерно, небрежно; есть, пить, курить, показывать другие вредные привычки, а терпеливо выслушать граждан и дать им возможность высказать свое мнение до конца.
Надо учитывать, что не все заявления и жалобы со стороны посетителей содержат законные и обоснованные требования. Некоторые граждане (особенно пожилые люди) в связи с недостаточными знаниями действующего законодательства, неправильным восприятием отдельных факторов заблуждаются, предполагая наличие у них прав, которых они в самом деле не имеют, либо требуют разрешения вопросов, не относящихся к компетенции милиции. В таких случаях необходимо квалифицированно, подробно, доступно и убедительно объяснить сущность их заблуждений, порядок обращения для разрешения споров в другие инстанции, а также показать свое активное участие в решении данного вопроса.
Не рекомендуется участковым уполномоченным (особенно молодым и начинающим) выражать свое негативное отношение к жалобам граждан, показать свою агрессивность, каким бы назойливым, упрямым не был посетитель. Неправильное поведение участкового уполномоченного способствует снижению авторитета перед жителями административного участка, особенно в сельской местности.
Учет граждан, явившихся на личный прием, а также учет решений, принятых по их устным заявлениям, ведется в журнале обращений и приема граждан участковым уполномоченным милиции. Этот журнал должен содержать следующие данные: порядковый номер, дата и время приема граждан или заявлений (сообщений), фамилия, имя, отчество, адрес заявителя, краткое содержание заявления, дата и порядковый номер регистрации заявления в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях или алфавитном журнале, дата окончания проверки или принятия решения, результаты рассмотрения заявления (сообщения).
Если во время приема от граждан поступит письменное заявление, участковый уполномоченный должен его зарегистрировать в секретариате или в дежурной части органа внутренних дел в установленном порядке. После учета и рассмотрения заявления начальником, приступить к его разрешению.
Участковый уполномоченный должен рассматривать поступившие письма и заявления граждан, не содержащие признаки состава преступления, всрок не более одного месяца со дня их поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки – безотлагательно, но не позднее
15 дней.
В случаях, когда в заявлениях граждан содержится информация о совершенных и готовившихся преступлениях, об этом немедленно докладывается в дежурную часть органов внутренних дел и рассмотрение данного заявления регламентируется уголовно-процессуальным кодексом РФ.
Письменные и устные обращения граждан, содержащиеся в них критические замечания, следует систематически обобщать и анализировать в целях последующей доработки мер по устранению выявленных недостатков, причин, вызывающих повторение жалобы, а также коллективные письма о недостатках в работе участковых уполномоченных. Авторитет участкового уполномоченного в большой степени зависит от того, как своевременно и грамотно рассматриваются им жалобы, заявления и просьбы граждан, как решительно принимает он меры к виновным лицам. Качеством работы с жалобами, заявлениями определяется профессиональная подготовленность участкового уполномоченного, его деловые и человеческие качества.
В организации деятельности участкового уполномоченного милиции, важное место отводится его документации,которую он ведетв процессе осуществления служебных обязанностей:
– паспорт на жилой дом (жилые дома);
– журнал обращений и приема граждан участковым уполномоченным милиции;
– контрольная карточка;
– паспорт на административный участок;
– книга отзывов и предложений граждан;
– рабочая тетрадь участкового уполномоченного милиции;
– книга замечаний и предложений проверяющих.
На примере паспорта на жилой дом (жилые дома) рассмотрим правила ведения и хранения служебной документации участковыми уполномоченными милиции.
Паспорт на жилой дом (жилые дома) заводится для накопления и изучения информации о социально-экономических, демографических и других особенностях жилого дома (жилых домов) и иных сведений сроком на 6 лет. В нем концентрируется информация содержащая:
– сведения, характеризующие дом (дома);
– о лица, проживающие в доме (домах):
1) сдающих квартиры (дома) в поднаем;
2) имеющих в личном пользовании автомототранспорт;
3) имеющих собак.
– отметки о проверке паспорта на жилой дом (дома).
Паспорт регистрируется в секретариате органа внутренних дел и выдается участковому уполномоченному под роспись. При переводе с административного участка, на котором расположен дом (дома), участковый уполномоченный сдает паспорт в секретариат. Паспорт выдается вновь назначенному участковому уполномоченному под роспись. Паспорт хранится в металлическом шкафу (сейфе) в служебном кабинете участкового уполномоченного. Записи в паспорте ведутся четко и аккуратно.
По окончании срока действия паспорта, его повреждении и невозможности дальнейшего ведения, при сносе дома оформляется новый паспорт, в который из ранее заведенного паспорта переносится информация, не утратившая значения на момент переоформления паспорта; ранее заведенный паспорт сдается в секретариат органа внутренних дел и уничтожается в установленном порядке.
Порядок ведения паспорта проверяется начальником органа внутренних дел или начальником милиции общественной безопасности один раз в полугодие, начальником подразделения по организации работы участковых уполномоченных милиции – ежеквартально. О результатах проверки паспорта в нем производится соответствующая запись.
В процессе несения службы участковые уполномоченные милиции обязаны:
– защищать жизнь, здоровье и имущество граждан от преступных и иных противоправных посягательств;
– отвечать за состояние охраны общественного порядка на закрепленном за ним участке; докладывать начальнику и дежурному ОВД об изменении оперативной обстановки;
– предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; рассматривать административные правонарушения в пределах своей компетенции;
– рассматривать заявления, сообщения и жалобы и своевременно принимать соответствующие меры;
– оказывать помощь должностным лицам и гражданам в осуществлении их законных прав и интересов в пределах своей компетенции;
– контролировать несение службы патрульно-постовыми нарядами на участке; информировать их об оперативной обстановке на обслуживаемой территории; обучать милиционеров тактике несения патрульно-постовой службы;
– вносить предложения о расстановке и использовании сил и средств ОВД на административном участке; при необходимости осуществлять маневрирование патрульно-постовыми нарядами по согласованию с руководством или дежурным по ОВД;
– изучать оперативную обстановку, вести учеты, планировать свою работу; принимать неотложные меры в условиях чрезвычайных ситуаций; оказывать помощь пострадавшим и лицам, находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;
– взаимодействовать с сотрудниками других служб и подразделений ОВД путем обмена информацией, участия в планировании и реализации совместных мероприятий по борьбе с правонарушениями и розыску подозреваемых в совершении преступлений, по поддержанию общественного порядка и обеспечению общественной безопасности на административном участке;
– контролировать на своем административном участке соблюдение правил паспортно-визовой и лицензионно-разрешительной системы, правил административного надзора за некоторыми категориями лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также правил, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Участковым уполномоченным милиции для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляется право:
– требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления и административного нарушения;
– использовать в установленных законом «О милиции» случаях транспортные средства предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, общественных объединений или граждан;
– проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;
– принимать меры к доставлению в медицинские учреждения либо в дежурную часть органа внутренних дел лиц, находящихся на улице или в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, либо могущих причинить вред окружающим и себе, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья и жизни;
– хранить и носить табельное огнестрельное оружие и специальные средства, применять их и физическую силу в случаях и в порядке, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
– вызывать в установленном порядке граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся у него в производстве;
– осуществлять предусмотренные законодательством учеты физических лиц, предметов, фактов и использовать в своей деятельности данные этих учетов, а также информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру и другие технические и специальные средства;
– направлять и доставлять при необходимости лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, в медицин